Летние тропинки
Нежный аромат лета
Снежно-белые метели вновь укрыли старый сад...
Маленькое солнышко
Зацвели ромашки – наступило лето!..
Недотрога бабочка
Весь бархат мой с его живым миганьем — лишь два крыла...

Летних радостей много, и все они разные и притягательные. Но любование цветами и бабочками лучше всего. Тихая безмятежная радость!

Познакомьтесь с текстом писателя-натуралиста Юрия Краснощёкова и другими материалами о бабочках.

 

Юрий Краснощёков

Крылатая радуга

Какое лето без бабочек! Ты ещё спишь, а бабочка, пригретая солнцем, уже летает весело перед окном. Ты выходишь на крыльцо, и бабочка опускается рядом, на тёплую ступеньку, расправляет крылья. Теперь ты можешь её разглядеть. Бог ты мой, до чего же она жёлтая! Как лимонная долька. Точнее, четыре дольки, у бабочек ведь четыре крыла. И на каждом — по красному пятнышку, как по зёрнышку. Бабочка так и называется — лимонница. А вон по крапивным зарослям порхает другая красавица. Крылья не уступят по яркости красок дорогому персидскому ковру. Тёмно-красные, с зеленоватой каймой по краю, с золотыми и чёрными узорами. Это крапивница, или, как порой её называют, шоколадница.

А на огороде — бал капустных белянок! А на лугу, в поле, в лесу — кружение голубянок, зорек, репниц, боярышниц, переливниц, перламутровок... Феерия красок, оттенков, цветовых нюансов... Крылатая радуга!

Бабочки не просто порхают. Нет! Они заняты важной работой. Их длинные хоботки то и дело зондируют жёлтые подушечки ромашек, заглядывают в лиловые чаши колокольчиков. С утра до вечера, а ночные виды — в сумерках и ночью добывают бабочки нектар, выделения тлей, сок деревьев, другие сахаристые вещества — питаются.

Но и покрасоваться, конечно, не забывают. Крылышки то смежаются, то раскладываются, словно приглашают: полюбуйтесь, не правда ли, красиво?

Не людям демонстрируют бабочки свои наряды. Окраской крыльев привлекаются друг к другу самцы и самки, причём с большого расстояния. Вблизи происходит окончательное распознавание по запаху, издаваемому андрокониями — пахучими чешуйками, расположенными на ногах, на брюшке, как правило, у самцов.

Как же появляются на свет эти легкокрылые создания? Далеко не сразу и не в том виде, который нас так пленяет. Сначала самка откладывает яйца. В зависимости от вида бабочек они разнятся по форме, цвету, величине. Из яиц через определенное время появляются гусеницы. Они усиленно питаются, растут, после чего окукливаются. При этом гусеницы многих видов бабочек заворачиваются в кокон, выпрядаемый из шёлковых нитей — специальных выделений, застывающих на воздухе. Но вот наступает миг — из куколки выходит бабочка — взрослая особь, имаго. Ну как не вспомнить здесь богиню любви и красоты Афродиту, возникшую из пены морской?

Вообще, от названий многих бабочек веет духом Древней Эллады: Аполлон, Киприда, Ио, Гектор, Менелай, Лаэрт, Галатея, Мнемозина, Поликсена, Сатир, Мегера, Пенелопа... Воображение с готовностью дорисовывает картину — и вот ты уже на дионисийских празднествах в Древней Греции. А может, на роскошной вилле Мистерий под Римом? Или на пёстром и щедром восточном базаре, весёлой славянской ярмарке, на блистательном великосветском балу, наконец. Везде, где царит пиршество красок, форм, терпкая радость бытия!

Бабочки сопровождают человека всю жизнь. Больше всего их, конечно, в детстве, когда и обычная травка в тесном городском дворике кажется особенной. Сколько в ней восхитительной мелюзги! Прыгают, ползают, порхают.

Сына своего приведёшь на луг и будешь смотреть, как бежит он за белой капустницей, счастливый. Догонит, накроет панамкой: «Папка, папка, поймал!» Посмотрите вместе на пленницу, осторожно приподнимая панамку, да и выпустите на волю. А потом случится и это: наступит старость. Склянки с лекарствами, стакан воды, книжка, очки на тумбочке рядом с кроватью... И вдруг в приоткрытое окно влетает она, бабочка! Та самая, шоколадница, из детства. Сядет на подоконник, раскроет крылышки. Жизнь твою раскроет. Снова всё вспомнишь. Луг на рассвете. Встающее солнце. Запорхали — вверх-вниз, вверх-вниз — пёстрые шашечницы...

Когда увидим красивую бабочку, не будем её ловить. Превращённая в экспонат коллекции, вырванная из своего естественного окружения — синевы неба, зелени трав, пестроты цветов, бабочка значительно теряет в своей красоте. Лучше заняться фотоохотой. Это потребует большого труда, зато как здорово, когда с красной перевязью по чёрному кителю предстанет глазам твоим бравый адмирал, или крохотной незабудкой промелькнёт милая голубянка. Само лето войдёт в твой дом. Солнечное, ароматное, с плеском реки, с юркой весёлой тропинкой, ведущей всё к новым и новым открытиям.

Задания для комплексного анализа текста (8-9 класс)

Данные задания могут использоваться учителем-словесником в качестве дополнительного материала для подготовки к ГИА по русскому языку.

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Найдите в тексте сравнения, метафоры, парцелляцию.
  3. Найдите в тексте слова, образованные приставочным способом, приставочно-суффиксальным способом, способом сложения.
  4. Найдите в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.
  5. Определите способ связи в словосочетаниях: превращенная в экспонат; осторожно приподнимая; красивую бабочку.
  6. Определите вид односоставных предложений: Лучше заняться фотоохотой. Снова всё вспомнишь. Склянки с лекарствами, стакан воды, книжка, очки на тумбочке рядом с кроватью...
  7. Выполните синтаксический разбор предложений: Когда увидим красивую бабочку, не будем её ловить. Превращенная в экспонат коллекции, вырванная из своего естественного окружения, бабочка значительно теряет в своей красоте. А потом случится и это: наступит старость.
  8. Объясните смысл названия текста. Предложите свой вариант заголовка.
  9. Используя способы сжатия текста, сократите абзац:

Не людям демонстрируют бабочки свои наряды. Окраской крыльев привлекаются друг к другу самцы и самки, причём с большого расстояния. Вблизи происходит окончательное распознавание по запаху, издаваемому андрокониями — пахучими чешуйками, расположенными на ногах, на брюшке, как правило, у самцов. Как же появляются на свет эти легкокрылые создания? Далеко не сразу и не в том виде, который нас так пленяет. Сначала самка откладывает яйца. В зависимости от вида бабочек они разнятся по форме, цвету, величине. Из яиц через определённое время появляются гусеницы. Они усиленно питаются, растут, после чего окукливаются. При этом гусеницы многих видов бабочек заворачиваются в кокон, выпрядаемый из шёлковых нитей — специальных выделений, застывающих на воздухе. Но вот наступает миг — из куколки выходит бабочка — взрослая особь, имаго.

Запишите получившийся вариант.

 

Мифы и легенды о бабочках или Прошепчи желание

Представления наших предков о бабочках связаны с наиболее значимыми для человека понятиями, такими как жизнь, душа, любовь, счастье. Бабочка символ веры, надежды и любви.

В Японии считается, что увидеть бабочку у себя в доме к счастью: бабочка символизирует всё лучшее в жизни человека. Бабочками традиционно открывают в этой стране торжественные шествия и праздники. По некоторым источникам, именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек.

В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку символ неизменной любви.

А бабочка в подарок на день рождения или другой праздник пожелание дожить минимум до 90 лет.

В индийской легенде бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке своё желание и выпустить, то оно непременно сбудется. Славяне издревле верили: чистые души прилетают к нам дневными бабочками, возвещают радость, приносят счастье...

Бабочек сотни видов, и разнообразие их поразительно.

Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и хоботки, при помощи которых они питаются нектаром цветов. Но самое поразительное бабочки, как в настоящей сказке, испытывают превращение!

Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички.

Потом выросшие гусеницы «окукливаются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки. Бабочка в древности являлась символом бессмертия, её жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (тёмная куколка), возрождение (свободный полет души).

Куколка напоминает саван, процесс окукливания гусеницы смерть, а бабочка душу, которая покидает мёртвое тело и устремляется в райскую жизнь.

Полёт это вознесение, воскрешение из мёртвых, освобождение души от «оков» плоти. В христианстве появление бабочки из «мёртвой» куколки символизирует возрождения и воскрешения души, поэтому бабочка часто изображается на руке у младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. У древних греков и римлян бабочка тоже олицетворяла человеческую душу. Древнегреческое слово «псюхе» обозначало и «бабочку», и «душу», и «дыхание».

 

Миф о Психее и Амуре

Царская дочь Психея стала возлюбленной бога любви. Но она никогда не должна была видеть обличье своего суженого при свете. Конечно, девушка не удержалась и однажды ночью зажгла светильник. Спящий Амур оказался прекрасен, но пока Психея смотрела на него, капля масла с лампы упала ему на кожу и он исчез. Пройдя  множество испытаний в поисках возлюбленного (Психея спускалась даже в мрачный Аид за живой водой), девушка всё-таки добивается разрешения на брак у самого Зевса. Символом этой любви, способной проникнуть даже в загробное царство, и стала бабочка. Зевс, восхищённый силой любви, навсегда освободил Психею от смерти. 

По древнеиндейской легенде бабочки это чьи-то души, не улетевшие на небеса и исполняющие назначение почтальонов. «Шёпот желания» надо так тихо прошептать желание бабочке, чтобы для всех земных существ оно осталось тайной, и отпустить её. Бабочки не умеют говорить, поэтому на своих крылышках она доставит просьбу прямо на небеса, и желание обязательно сбудется.

В русском языке слово «бабочка» от «человеческой» бабки.

Тому подтверждением диалектное название бабочки «душечка». 

Олицетворение бабочки и человеческой души распространено у многих народов.

У китайцев бабочки — это знак влюбленных, символ супружеского счастья.

Это крылатое существо обозначает бессмертие, радость и лето.

Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слову «слива», а также слова «семьдесят», потому «бабочками» называют бодрых старичков (бабочка, изображенная с хризантемой красота в преклонном возрасте).

В России в старину крестьяне, увидев мотылька, летающего возле свечи, поминали усопших, считая, что это душа умершего прилетела на свет, чтобы напомнить о себе живым. В литературе мотылёк, бабочка символ свободы, любви и надежды. Так воспринимали эти создания русские поэты В. Жуковский, А. Фет, И. Бунин.

Алгоритм сравнительного анализа стихотворений А. Фета и В. Набокова

с одноименным названием «Бабочка»

Аннотация

Умение сопоставлять, сравнивать необходимо выпускнику при подготовке к выпускному экзамену по литературе и русскому языку. Это те части экзаменационной работы, которые вызывают у ученика наибольшие затруднения.

Образно-тематический анализ является одним из вариантов сопоставления, наиболее часто используемых в школьной практике. Старшеклассникам для сопоставления предлагаются тексты художественных произведений 19 – 20 веков А. Фета и В. Набокова. Сопоставление основывается на языковых средствах, к которым обращается автор, создавая зрительный образ бабочки: глагольных формах, средствах выразительности, ритма и размера стихов, сопоставлении состояния лирического героя, звукописи, поэтического синтаксиса. Подобная работа вызывает серьезные трудности у учеников, поэтому наблюдения фиксируются в опорной таблице, состоящей из двух колонок, где обучающимися будет фиксироваться результат наблюдений.

Основные сравнительные критерии:

  1. Время написания, литературное направление, тенденции развития литературы.
  2. Языковой анализ текста. Грамматика стиха.

А) Сопоставление глагольных форм. Результаты наблюдений.

Б) Анализ средств выразительности (метафоры, олицетворение, эпитеты). Результаты наблюдений.

В) Поэтический синтаксис. Стилистические фигуры. Результаты наблюдений.

  1. Ритм, рифма, размер стиха. Результаты наблюдений.
  2. Звукопись. Результаты наблюдений.
  3. Состояние лирического героя.
  4. Результаты наблюдений.
  5. Тема и идея.
  6. Жанр лирики.
  7. Традиции и своеобразие в создании образа в стихотворении «Бабочка».

Вслед за В. Жуковским, А. Пушкиным, Е. Баратынским, Ф. Тютчевым А. Фет олицетворяет природу, изображая человека в неразрывном единстве с ней. Владимир Набоков, поэт XX века, следует этой традиции. Для А. Фета важен миг, в котором проявляются красота и гармония, поэту нужно уловить это мгновение и запечатлеть его в поэтическом слове. Набокова восхищает красота в её вечном, священном мерцании.

Список литературы в помощь учителю-словеснику

1. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10 -11 классы. Элективные курсы. М.: «Дрофа», 2006г.

2. Дербенцева Л.В. Сопоставительный анализ художественных произведений 19 – 20 веков. Программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов. Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 – 11 классов средней школы, 2009г.

 

Афанасий Фет «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

1884

В. Набоков «Бабочка» (Vanessa aniiopa)

Бархатно-чёрная, с тёплым отливом сливы созревшей,

вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой

сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен

вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь.

Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,

то припадая к коре, то обращаясь к лучам...

О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:

голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.

Здравствуй, о, здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!

Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.

Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,

крылья узнаю твои, этот священный узор.

1917-1922

 

Книги, в названии которых встречаются насекомые:

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

К. Байерович «Что делают муравьи».

Э. Войнич «Овод».

С.Вольф «Мне на плечо сегодня села стрекоза».

У. Голдинг «Повелитель мух».

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лев и комар», «Паук и пчела».

В. Маяковский «Клоп».

Э. По «Золотой жук».

В. Пелевин «Жизнь насекомых».

А. и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике».

К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха».

 

Предложите свои варианты!

Запахи весны

Страничка с материалами о весне-красне.
Подробнее

Краски осени

Расписные терема осени.
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее