К проблеме иллюстрирования повести Гоголя «Тарас Бульба» приходится обращаться снова, поскольку авторитетных систематических каталогов и описаний рисунков и их авторов от начала издания книги в 1835 году до её многочисленных переизданий в советское и нынешнее время практически не найти.
Оказалось, что иллюстрации, которые используют учителя в своих презентациях к урокам по повести Гоголя, не подписаны, не обозначено время их создания, перепутаны или искажены имена авторов. Чтобы помочь разобраться в сложившейся ситуации, были исследованы издания повести «Тарас Бульба» в период с XIX века и по сегодняшний день.
Среди первых авторов-иллюстраторов имя украинского поэта и художника Тараса Шевченко (1814—1861). Однако его рисунок, созданный в 1842 году, когда он учился в Академии и познакомился с переработанной Гоголем второй редакцией повести, не публиковался и был найден только в 1951 году в фондах Эрмитажа. Рисунок изображал сцену приезда сыновей Тараса Бульбы домой.
Живописец сумел передать характерные бытовые подробности украинской жизни: за массивными воротами слева видны кони и казак, сидящий на них, на улице за оградой виден столб-карусель, справа мазанка с круглыми оконцами в массивной раме, в центре слева, у раскидистого могучего дерева, стоит Тарас, в центре справа в чёрных длинных свитках замерли здоровенный усатый детина Остап и скромный, застенчивый Андрий. Старший уже сбросил на землю свою соломенную шляпу (брылю), засучил рукав, чтобы постоять за себя, младший покорно и робко смотрит на отца. Фигура матери, пытавшейся образумить спорщиков, расположена посередине, словно водораздел между вздорным мужем и ненаглядными детьми.
Михаил Микешин (1836—1896) в 1859 году сделал карандашный набросок Тараса, сидящего за столом. Трудно подобрать к рисунку подходящий конкретный эпизод из повести. Вероятнее всего, здесь герой изображён после того, как был пленён его старший сын Остап.
Павел Соколов (1826—1905) в 1860-х годах создал ряд акварельных иллюстраций к «Тарасу Бульбе» и выполнил по ним автолитографии большого объёма, но появились в печати они в виде хромолитографий. Художник выбрал несколько понравившихся ему второстепенных эпизодов из повести, включив, помимо встречи отца с сыновьями, сцены, где Андрий у панночки в Киеве и Дубно, а Тарас в доме еврея в Варшаве, а также эпизоды смерти Андрия и Тараса. Любовная интрига стала в его альбомной серии центральной, а фигуры Андрия и панночки выразительнее и ярче, чем фигуры брата и отца.
Встреча Тараса Бульбы с Остапом и Андрием лишена деталей и подробностей обстановки. Мы видим приготовившегося биться на кулачках отца и очень робких безусых юношей, хлопцы растерялись и не знают, что предпринять. Движение правой слегка поднятой руки и чуть наклонённая вперёд фигура Остапа убеждает нас в том, что старший сын возражает отцу и готов отстаивать свою честь, а вот младший, спрятав руки за спину, находится под материнской защитой.
На рисунке ко 2 главе повести изображена спальня красавицы: на переднем левом плане в подвижной фигуре прекрасной польки, наклонившейся к шкатулке с драгоценностями, чтобы посмеяться над робостью бурсака, проявляется её весёлый нрав. Напротив, в обездвиженном смущённом Андрии, безвольно замершем в неловком виде с украшениями во рту и на ушах, заметно волнение и обожание, словно он готов вынести всё, что только девушка ни придумает.
Главе 9 предназначен рисунок, изображающий Тараса у трупа убитого сына: по центру расположена величественная фигура отца, опирающегося на ружьё, он замер и смотрит на убитого сына, а на дальнем планы видны огонь и клубы дыма у крепости, скачущие всадники, но здесь словно замерло время. Андрий лежит на спине, раскинув руки и ноги, справа от него упал рыцарский шлем с пышным султаном. Контрастное сочетание ярко-красного кафтана и шароваров Тараса и синей повязки на рукаве и украшения на шлеме сына усиливает напряжённость сцены.
Михаил Зичи (1827―1906), придворный живописец, рисовальщик-хроникёр при императорском дворе, выполнил в хромолитографиях две композиции «Тарас Бульба, убивший Андрия» и «Свидание Андрия с полькой». Обе они были напечатаны в журнале «Нива» за 1881 год и пользовались популярностью.
Виктор Васнецов (1848―1926) создал шесть иллюстраций к «Тарасу Бульбе» к народному изданию повести, вышедшему в 1874-м году в Петербурге. Ему ещё со студенческих лет в Академии была близка историческая тема, когда он работал над акварелью «Витязь». Замысел этих работ был близок друг к другу с точки зрения былинного, эпического начала. К сожалению, выполненные с рисунков художника гравюры были во многом искажены, но в них задавался иной смысл в иллюстрировании повести. Васнецов изображал центральные эпизоды, героические образы казаков, вольную жизнь Запорожской Сечи, не уделяя при этом внимания любовным перипетиям произведения. С лёгкой руки живописца появилась традиция рисовать сцену «Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь».
Илья Репин (1844—1930) в период работы над полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» был знаком с героической повестью Гоголя и находился под сильным впечатлением от описания жизни вольнолюбивых казаков. Художнику принадлежит сделанный им в 1890-м году рисунок «Андрий и панночка» и акварель 1903 года «Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь».
К гоголевской повести обращались многие художники. Так, юный Валентин Серов (1865—1911), вместе с Репиным посещавший места в Запорожье, где была Сечь, сделал эскиз маслом «Тарас Бульба с сыновьями в степи». В одном из иллюстрированных журналов тех же лет появилась иллюстрация Михаила Нестерова (1862—1942) к эпизоду «Отъезд Тараса с сыновьями в Сечь».
Сергей Иванов (1864—1910) сделал четыре иллюстрации: «Тарас Бульба с казаками в степи», «Тарас Бульба в битве», «Приезд сыновей к Тарасу Бульбе» и «Смерть Андрия». Он выразил в них свою увлечённость исторической темой, украинским бытом и сложностью характеров.
Следует сказать и об акварели художника Григория Дядченко (1869—1921) «Андрий с панночкою» 1890 года, которая теперь хранится в Музее украинского изобразительного искусства в Киеве.
Михаил Авилов (1882—1954) глубоко интересовался военно-патриотической темой и стал широко известен благодаря полотну «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», созданному в 1943 году. Он тоже обращался к повести Гоголя и написал в 1922 году картины «Тарас Бульба с сыновьями», «Стой, слезай с коня!», «Тарас Бульба в бою».
В 1950-е годы Александр Бубнов (1908—1964) работал над иллюстрациями к произведениям Гоголя. Невозможно оторвать глаз от цветущей степи, по которой едут казаки. Художник следовал каждой детали в тексте «Тараса Бульбы». Каких только растений и цветов не изобразил он! Кони и сами всадники почти до половины скрыты в зелёно-золотом мареве травы.
Творческий коллектив художников-графиков Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902–1990) и Николая Соколова (1903–2000), известных под своим псевдонимом Кукрыниксы (образован из первых слогов их фамилий), делали иллюстрации к «Тарасу Бульбе» во время войны, издание вышло в 1943 году в Детгизе. Один из самых трогательных рисунков посвящён проводам сыновей: мать кидается к младшему сыну, сидящему на коне, и, схватив стремя, не хочет отпускать Андрия, словно предвидя его трагическую судьбу. Художники иллюстрируют те сцены, которые связаны с сюжетным движением: ночёвка в степи, осада города, приход Андрия к панночке, пленные запорожцы на валу крепости, встреча Андрия с отцом, скорбящий Тарас, Остап перед казнью, смерть старого Бульбы.
В 1952 году Михаил Дерегус (1904—1997), украинский живописец, создаёт акварельные рисунки к повести Гоголя. Один из них изображает «Тараса Бульбу во главе войска»: старый воин возглавляет отряд запорожцев, сосредоточенно-строг его взгляд, одолевают думы казака, но горделивый жест правой руки, упирающейся в бок, выдаёт серьёзность его намерений и удовольствие, что скоро придётся испытать боевую хватку и удаль. На заднем плане за спинами воинов полыхает кроваво-красное предгрозовое небо.
Среди работ художника особой силой драматизма выделяется рисунок «Казнь Остапа»: спокойно и мужественно подымается герой на эшафот, кажется, ни один мускул не дрогнул на его лице, а вокруг помоста, охраняемого пешими и конными поляками с пиками в руках, одетыми в железные кольчуги и шлемы, собралась толпа зевак.
В подарочном издании повести 1952 года иллюстрации выполнил Александр Герасимов (1881—1963), первый президент Академии художеств СССР. Эти картины воспевали былинную силу и удаль героев-запорожцев. Живописец создал акварельные рисунки к 1, 6, 11, 12 главам, выбрал такие сцены, которые ещё никто до него не иллюстрировал. Рисунки отличаются красочностью и детальной проработкой эпизодов.
Сцена приезда Остапа и Андрия была интересна многим талантливым художникам. Казалось бы, что ещё нового можно привнести в известный эпизод? И вот посмотрите, какие находки есть у Герасимова. Бульба встречает сыновей сидящим на скамье у стола с дымящейся трубкою в руках, он подшучивает над Остапом, и видно, как распалился старший сын, схватившись обеими руками за пояс на талии и глядя исподлобья на отца. Бедная мать не посмела даже и подойти к своим сыновьям, боясь строгого мужа, но по движениям её рук можно определить, что она готова броситься на помощь детям.
Введены персонажи, о которых у Гоголя не сказано ни слова. Например, дворовый пёс приблизился к Андрию, стоящему слева от брата, а он не обращает на него внимания, устремив свой взгляд на отца, смиренно держа соломенную шляпу перед собой. Справа на крыльце хаты замерла от страха служанка, которая робко выглядывает из-за стены, чтобы посмотреть на хлопцев. Художник обращает наше внимание на детали украинского быта: на висящую под крышей сетку для ловли птиц, на полотенце и большую чашу на столе, на типичные детали в одежде героев.
Дементий Шмаринов (1907—1999) в иллюстрациях для книги «Тарас Бульба» 1973 года использовал сдержанный, почти монохромный цвет (уголь и чёрная акварель), который придавал рисункам монументальный характер. Художник-график остался верен исторической точности в прорисовке костюмов и вооружения героев, сумел передать эпический размах сражений запорожцев с поляками.
Украинский график Георгий Киянченко (1911—1989) интересовался героическим прошлым своего народа. На портрете 1951 года Тарас Бульба предстаёт величественным, седовласым, отважным великаном. К излюбленной теме художник возвращался не раз: в 1975 году создал картину «Казаки в степи», в 1987 году осталась незаконченной работа «Бой казаков с ляхами».
Андрей Костин (1947—2000) иллюстрировал гоголевскую повесть в 1984 году. Его офорты отличаются неповторимой пластичностью, театральностью форм, свободной интерпретацией текста. Стиль эпохи передаётся художником оригинальным языком жеста, изяществом деталей. Посмотрите на рисунок «Андрий и полячка»: сцена камерная, ничего лишнего, кроме двух фигур — нарядной дамы в чепце и массой лент и бантиков, которыми она уже украсила, опутав по плечам и рукам, смирного казака. Обращает на себя внимание такая деталь, как зеркальце, которое держит в левой руке красавица, в нём отражается профиль безвольного Андрия.
Среди современных художников, кого по-прежнему волнует повесть Гоголя «Тарас Бульба», народный художник России Сергей Харламов, харьковчанин Сергей Овчаренко, лауреат премии А.И. Солженицына 2018 года иллюстратор-дизайнер Сергей Любаев. Их работы можно оценить, если приобрести новые издания русской классики.
Литература
- Беленький Г.И. О чём не говорят на уроках литературы: повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в современной школе / Русская словесность. —2003. — №6.
- Герои Гоголя в изобразительном искусстве / Л. Динцес и П. Корнилов. — 2-е изд., испр. — Ленинград: Гос. рус. музей, 1937.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Худож. Кукрыниксы. — М.-Л.: Детгиз, 1943.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. — Киев: Державне видавництво художньоi лiтератури, 1952.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации Е. Кибрика. — М.: Детская литература, 1971.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации и оформление Д. Шмаринова. — М.: Художественная литература, 1973.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Вступ. ст. В.Гуминского; Худож. А. Костин. — М.: Книга, 1984.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации С. Любаева. — М.: Нигма, 2018.
- Иллюстрации по главам повести Гоголя «Тарас Бульба» на сайте http://www.a4-format.ru/book-titles.php
- Коростин А., Стернин Г. Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века. Источник: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/korostin-sternin-geroi-gogolya-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve.htm
- Кибрик Е.А. Работа и мысли художника /Предисл. В. Кеменова, О. Верейского. Послесл. И. Кибрик. — М.: Искусство, 1984.
- Шенкман В. О том, как мы изучали «Тараса Бульбу» и не только об этом: материалы к уроку в 7 классе / Литература: прил. к газ. «Первое сентября». — 2008. — №2.
- Чегодаев А.Д. Евгений Адольфович Кибрик. Художественный альбом. — М.: Советский художник, 1955.