Top.Mail.Ru
Иллюстрации к повести Гоголя «Тарас Бульба»
Художники

Разные художники иллюстрируют "Тараса Бульбу"

К проблеме иллюстрирования повести Гоголя «Тарас Бульба» приходится обращаться снова, поскольку авторитетных систематических каталогов и описаний рисунков и их авторов от начала издания книги в 1835 году до её многочисленных переизданий в советское и нынешнее время практически не найти.

Оказалось, что иллюстрации, которые используют учителя в своих презентациях к урокам по повести Гоголя, не подписаны, не обозначено время их создания, перепутаны или искажены имена авторов. Чтобы помочь разобраться в сложившейся ситуации, были исследованы издания повести «Тарас Бульба» в период с XIX века и по сегодняшний день.

Среди первых авторов-иллюстраторов имя украинского поэта и художника Тараса  Шевченко (1814—1861). Однако его рисунок, созданный в 1842 году, когда он учился в Академии и познакомился с переработанной Гоголем второй редакцией повести, не публиковался и был найден только в 1951 году в фондах Эрмитажа. Рисунок изображал сцену приезда сыновей Тараса Бульбы домой.

Живописец сумел передать характерные бытовые подробности украинской жизни: за массивными воротами слева видны кони и казак, сидящий на них, на улице за оградой виден столб-карусель, справа мазанка с круглыми оконцами в массивной раме, в центре слева, у раскидистого могучего дерева, стоит Тарас, в центре справа в чёрных длинных свитках замерли здоровенный усатый детина Остап и скромный, застенчивый Андрий. Старший уже сбросил на землю свою соломенную шляпу (брылю), засучил рукав, чтобы постоять за себя, младший покорно и робко смотрит на отца. Фигура матери, пытавшейся образумить спорщиков, расположена посередине, словно водораздел между вздорным мужем и ненаглядными детьми.

Михаил Микешин (1836—1896) в 1859 году сделал карандашный набросок Тараса, сидящего за столом. Трудно подобрать к рисунку подходящий конкретный эпизод из повести. Вероятнее всего, здесь герой изображён после того, как был пленён его старший сын Остап.

Павел Соколов (1826—1905) в 1860-х годах создал ряд акварельных иллюстраций к «Тарасу Бульбе» и выполнил по ним автолитографии большого объёма, но появились в печати они в виде хромолитографий. Художник выбрал несколько понравившихся ему второстепенных эпизодов из повести, включив, помимо встречи отца с сыновьями, сцены, где Андрий у панночки в Киеве и Дубно, а Тарас в доме еврея в Варшаве, а также эпизоды смерти Андрия и Тараса. Любовная интрига стала в его альбомной серии центральной, а фигуры Андрия и панночки выразительнее и ярче, чем фигуры брата и отца.

Встреча Тараса Бульбы с Остапом и Андрием лишена деталей и подробностей обстановки. Мы видим приготовившегося биться на кулачках отца и очень робких безусых юношей, хлопцы растерялись и не знают, что предпринять. Движение правой слегка поднятой руки и чуть наклонённая вперёд фигура Остапа убеждает нас в том, что старший сын возражает отцу и готов отстаивать свою честь, а вот младший, спрятав руки за спину, находится под материнской защитой.

На рисунке ко 2 главе повести изображена спальня красавицы: на переднем левом плане в подвижной фигуре прекрасной польки, наклонившейся к шкатулке с драгоценностями, чтобы посмеяться над робостью бурсака, проявляется её весёлый нрав. Напротив, в обездвиженном смущённом Андрии, безвольно замершем в неловком виде с украшениями во рту и на ушах, заметно волнение и обожание, словно он готов вынести всё, что только девушка ни придумает.

Главе 9 предназначен рисунок, изображающий Тараса у трупа убитого сына: по центру расположена величественная фигура отца, опирающегося на ружьё, он замер и смотрит на убитого сына, а на дальнем планы видны огонь и клубы дыма у крепости, скачущие всадники, но здесь словно замерло время. Андрий лежит на спине, раскинув руки и ноги, справа от него упал рыцарский шлем с пышным султаном. Контрастное сочетание ярко-красного кафтана и шароваров Тараса и синей повязки на рукаве и украшения на шлеме сына усиливает напряжённость сцены.

Михаил Зичи (1827―1906), придворный живописец, рисовальщик-хроникёр при императорском дворе, выполнил в хромолитографиях две композиции «Тарас Бульба, убивший Андрия» и «Свидание Андрия с полькой». Обе они были напечатаны в журнале «Нива» за 1881 год и пользовались популярностью.

Виктор Васнецов (1848―1926) создал шесть иллюстраций к «Тарасу Бульбе» к народному изданию повести, вышедшему в 1874-м году в Петербурге. Ему ещё со студенческих лет в Академии была близка историческая тема, когда он работал над акварелью «Витязь». Замысел этих работ был близок друг к другу с точки зрения былинного, эпического начала. К сожалению, выполненные с рисунков художника гравюры были во многом искажены, но в них задавался иной смысл в иллюстрировании повести. Васнецов изображал центральные эпизоды, героические образы казаков, вольную жизнь Запорожской Сечи, не уделяя при этом внимания любовным перипетиям произведения. С лёгкой руки живописца появилась традиция рисовать сцену «Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь».

Илья Репин (1844—1930) в период работы над полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» был знаком с героической повестью Гоголя и находился под сильным впечатлением от описания жизни вольнолюбивых казаков. Художнику принадлежит сделанный им в 1890-м году рисунок «Андрий и панночка» и акварель 1903 года «Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь».

К гоголевской повести обращались многие художники. Так, юный Валентин Серов (1865—1911), вместе с Репиным посещавший места в Запорожье, где была Сечь, сделал эскиз маслом «Тарас Бульба с сыновьями в степи». В одном из иллюстрированных журналов тех же лет появилась иллюстрация Михаила Нестерова (1862—1942) к эпизоду «Отъезд Тараса с сыновьями в Сечь».

Сергей Иванов (1864—1910) сделал четыре иллюстрации: «Тарас Бульба с казаками в степи», «Тарас Бульба в битве», «Приезд сыновей к Тарасу Бульбе» и «Смерть Андрия». Он выразил в них свою увлечённость исторической темой, украинским бытом и сложностью характеров.

Следует сказать и об акварели художника Григория Дядченко (1869—1921) «Андрий с панночкою» 1890 года, которая теперь хранится в Музее украинского изобразительного искусства в Киеве.

Михаил Авилов (1882—1954) глубоко интересовался военно-патриотической темой и стал широко известен благодаря полотну «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», созданному в 1943 году. Он тоже обращался к повести Гоголя и написал в 1922 году картины «Тарас Бульба с сыновьями», «Стой, слезай с коня!», «Тарас Бульба в бою».

В 1950-е годы Александр Бубнов (1908—1964) работал над иллюстрациями к произведениям Гоголя. Невозможно оторвать глаз от цветущей степи, по которой едут казаки. Художник следовал каждой детали в тексте «Тараса Бульбы». Каких только растений и цветов не изобразил он! Кони и сами всадники почти до половины скрыты в зелёно-золотом мареве травы.

Творческий коллектив художников-графиков Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902–1990) и Николая Соколова (1903–2000), известных под своим псевдонимом Кукрыниксы (образован из первых слогов их фамилий), делали иллюстрации к «Тарасу Бульбе» во время войны, издание вышло в 1943 году в Детгизе. Один из самых трогательных рисунков посвящён проводам сыновей: мать кидается к младшему сыну, сидящему на коне, и, схватив стремя, не хочет отпускать Андрия, словно предвидя его трагическую судьбу. Художники иллюстрируют те сцены, которые связаны с сюжетным движением: ночёвка в степи, осада города, приход Андрия к панночке, пленные запорожцы на валу крепости, встреча Андрия с отцом, скорбящий Тарас, Остап перед казнью, смерть старого Бульбы.

В 1952 году Михаил Дерегус (1904—1997), украинский живописец, создаёт акварельные рисунки к повести Гоголя. Один из них изображает «Тараса Бульбу во главе войска»: старый воин возглавляет отряд запорожцев, сосредоточенно-строг его взгляд, одолевают думы казака, но горделивый жест правой руки, упирающейся в бок, выдаёт серьёзность его намерений и удовольствие, что скоро придётся испытать боевую хватку и удаль. На заднем плане за спинами воинов полыхает кроваво-красное предгрозовое небо.

Среди работ художника особой силой драматизма выделяется рисунок «Казнь Остапа»: спокойно и мужественно подымается герой на эшафот, кажется, ни один мускул не дрогнул на его лице, а вокруг помоста, охраняемого пешими и конными поляками с пиками в руках, одетыми в железные кольчуги и шлемы, собралась толпа зевак.

В подарочном издании повести 1952 года иллюстрации выполнил Александр Герасимов (1881—1963), первый президент Академии художеств СССР. Эти картины воспевали былинную силу и удаль героев-запорожцев. Живописец создал акварельные рисунки к 1, 6, 11, 12 главам, выбрал такие сцены, которые ещё никто до него не иллюстрировал. Рисунки отличаются красочностью и детальной проработкой эпизодов.

Сцена приезда Остапа и Андрия была интересна многим талантливым художникам. Казалось бы, что ещё нового можно привнести в известный эпизод? И вот посмотрите, какие находки есть у Герасимова. Бульба встречает сыновей сидящим на скамье у стола с дымящейся трубкою в руках, он подшучивает над Остапом, и видно, как распалился старший сын, схватившись обеими руками за пояс на талии и глядя исподлобья на отца. Бедная мать не посмела даже и подойти к своим сыновьям, боясь строгого мужа, но по движениям её рук можно определить, что она готова броситься на помощь детям.

Введены персонажи, о которых у Гоголя не сказано ни слова. Например, дворовый пёс приблизился к Андрию, стоящему слева от брата, а он не обращает на него внимания, устремив свой взгляд на отца, смиренно держа соломенную шляпу перед собой. Справа на крыльце хаты замерла от страха служанка, которая робко выглядывает из-за стены, чтобы посмотреть на хлопцев. Художник обращает наше внимание на детали украинского быта: на висящую под крышей сетку для ловли птиц, на полотенце и большую чашу на столе, на типичные детали в одежде героев.

Дементий Шмаринов (1907—1999) в иллюстрациях для книги «Тарас Бульба» 1973 года использовал сдержанный, почти монохромный цвет (уголь и чёрная акварель), который придавал рисункам монументальный характер. Художник-график остался верен исторической точности в прорисовке костюмов и вооружения героев, сумел передать эпический размах сражений запорожцев с поляками.

Украинский график Георгий Киянченко (1911—1989) интересовался героическим прошлым своего народа. На портрете 1951 года Тарас Бульба предстаёт величественным, седовласым, отважным великаном. К излюбленной теме художник возвращался не раз: в 1975 году создал картину «Казаки в степи», в 1987 году осталась незаконченной работа «Бой казаков с ляхами».

Андрей Костин (1947—2000) иллюстрировал гоголевскую повесть в 1984 году. Его офорты отличаются неповторимой пластичностью, театральностью форм, свободной интерпретацией текста. Стиль эпохи передаётся художником оригинальным языком жеста, изяществом деталей. Посмотрите на рисунок «Андрий и полячка»: сцена камерная, ничего лишнего, кроме двух фигур — нарядной дамы в чепце и массой лент и бантиков, которыми она уже украсила, опутав по плечам и рукам, смирного казака. Обращает на себя внимание такая деталь, как зеркальце, которое держит в левой руке красавица, в нём отражается профиль безвольного Андрия.

Среди современных художников, кого по-прежнему волнует повесть Гоголя «Тарас Бульба», народный художник России Сергей Харламов, харьковчанин Сергей Овчаренко, лауреат премии А.И. Солженицына 2018 года иллюстратор-дизайнер Сергей Любаев. Их работы можно оценить, если приобрести новые издания русской классики.

Литература

  1. Беленький Г.И. О чём не говорят на уроках литературы: повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в современной школе / Русская словесность. —2003. — №6.
  2. Герои Гоголя в изобразительном искусстве / Л. Динцес и П. Корнилов. — 2-е изд., испр. — Ленинград: Гос. рус. музей, 1937.
  3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Худож. Кукрыниксы. — М.-Л.: Детгиз, 1943.
  4. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. — Киев: Державне видавництво художньоi лiтератури, 1952.
  5. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации Е. Кибрика. — М.: Детская литература, 1971.
  6. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации и оформление Д. Шмаринова. — М.: Художественная литература, 1973.
  7. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Вступ. ст. В.Гуминского; Худож. А. Костин. — М.: Книга, 1984.
  8. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Иллюстрации С. Любаева. — М.: Нигма, 2018.
  9. Иллюстрации по главам повести Гоголя «Тарас Бульба» на сайте http://www.a4-format.ru/book-titles.php
  10. Коростин А., Стернин Г. Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века. Источник: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/korostin-sternin-geroi-gogolya-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve.htm
  11. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника /Предисл. В. Кеменова, О. Верейского. Послесл. И. Кибрик. — М.: Искусство, 1984.
  12. Шенкман В. О том, как мы изучали «Тараса Бульбу» и не только об этом: материалы к уроку в 7 классе / Литература: прил. к газ. «Первое сентября». — 2008. — №2.
  13. Чегодаев А.Д. Евгений Адольфович Кибрик. Художественный альбом. — М.: Советский художник, 1955.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен