Top.Mail.Ru
Классный клоун!
Обо всём

Кто не знает Юрия Никулина! Мастер перевоплощения. Серьёзный клоун. Знаток и собиратель анекдотов.

Юрий Владимирович Никулин (1921-1997) родился в Смоленской области. Через четыре года его родителям, которые работали в драматическом театре города Демидова, представился случай переехать в Москву. Отец стал работать корреспондентом в «Известиях» и «Гудке», на досуге придумывал сценки и репризы. Мать полностью посвятила себя семье и сыну, а после войны работала диспетчером в «Скорой помощи».

Обратимся к скупым фактам биографии Юрия Никулина. В 17 лет он служит в армии, участвует в финской войне.  Пройдёт всю Великую Отечественную войну от её начала до Победы, за ратные подвиги будет отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией».

Поступит в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. С 1950 года станет клоуном. Случай приведёт его в большое  кино, хотя несимпатичное лицо совсем не годится  для героя фильмов. А потом  встреча с режиссёром Леонидом Гайдаем в 1961 году будет судьбоносной, его станут узнавать по роли Балбеса. С 1982 по 1997 год он директор Цирка на Цветном бульваре.  

Народный артист был удивительно скромным человеком. Он всегда и всем помогал, не мог отказать в просьбах, даже создал фонд для поддержки молодых цирковых талантов.

Юрий Владимирович многим известен как прекрасный рассказчик: анекдоты сыпались из него как из рога изобилия, но всегда были уместны и украшали его забавные истории и воспоминания, вызывая хохот и даже слёзы.

Юрий Никулин о себе

Я могу забыть лица людей, недавно встречавшихся мне, но великолепно помню друзей детства. Стираются в памяти слова роли, а детские стихи остаются со мной навсегда:

Вот горошек сладкий,

Зёрна, как в кроватке,

Спят в стручках усатых...

Нас было десять человек, захотевших на пионерском утреннике «играть огород». Один был морковкой, другой помидором, а я зелёным горошком. Вожатая научила нас, как выступать. Каждый по очереди делал шаг вперёд и читал стихи. Чтобы зритель не перепутал, кто есть кто, мы держали в руках дощечки, на которых было написано название овоща.

Я тоже шагнул вперёд и... всё забыл. Стало как-то неуютно. Я поднял дощечку и сказал:

— А вот репка!

Стихи я запомнил на всю жизнь и хохот в зале тоже.

Может быть, тогда я и понял, что смех в человеке живёт всегда, только до поры до времени он спит и его надо разбудить. Эта работа и стала главной в моей жизни.

Для одних людей пионерские годы — это походы, для других — тимуровские команды. А для меня — театральные кружки Домов пионеров, скетчи, представления, спектакли, которые мы там ставили.

Помните танец из кинофильма «Кавказская пленница»? Мне кажется, первая репетиция его прошла у пионерского костра. Для вас костёр — это запах смолы, отсветы огня, синее небо над головой, а у нас костры проводили в школе. Обёртывали красной бумагой лампочку, резали алый шёлк длинными лентами и прикрепляли их к вентилятору. Потом обкладывали всё это поленьями, и костёр начинал «полыхать». Чувствовали мы себя не хуже, чем в лесу. Пели, танцевали, рассказывали. Одно время было какое-то повальное увлечение лезгинкой. Все ходили на носочках, размахивали руками и кричали «Асса!». Я появлялся с утрированно большим кинжалом в зубах. Из-под огромной папахи не видно лица.

Несколько па, и я входил в азарт. Но тут на меня как будто бы нападала пчела. Я отбивался, отмахивался от неё, ничего не помогало. Тогда в ужасе вместо привычного «Асса» я вопил «Пчела, пчела!». Все ребята смеялись.

Я очень любил выполнять этюды — маленькие импровизированные сценки, когда придумываешь слова на ходу. Однажды руководитель кружка дал нам задание изобразить, будто ты что-то увидел в небе. Мы все задирали головы кверху. Кто-то кричал: «Ой-ой-ой! Смотри, смотри!»; другой: «Дирижабль летит!», а я почему-то закричал: «Медведь! Медведь!» От неожиданности все засмеялись. Так я поймал ещё одно смешное мгновение.

Правда, иногда я играл и героические роли. Был у меня такой персонаж по имени Макар. Чрезвычайно отважный следопыт. Мужественный и бесстрашный. На протяжении всей пьесы совершал он героические поступки. После этой роли мне хотелось скакать на коне, стрелять из пистолета, быть непобедимым. И сейчас я тоже не отказался бы от такой роли. Но быть комиком ещё лучше. Я уже объяснял почему.

Очень советую и вам, мои юные друзья, не ждите, пока вас соберут в кружок и будут веселить. Сами ищите смешное и дарите смех людям. И цените его, как один из лучших подарков в жизни.

Как можно больше весёлых минут!

 

Литература

  1. Никулин Ю. Почти серьёзно. – М.: АСТ, 2024.
  2. Юрий Никулин / Я. Б. Юферова, Т. М. Боднарук. – Москва : Искусство, 2000.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен