Кто не знает Юрия Никулина! Мастер перевоплощения. Серьёзный клоун. Знаток и собиратель анекдотов.
Юрий Владимирович Никулин (1921-1997) родился в Смоленской области. Через четыре года его родителям, которые работали в драматическом театре города Демидова, представился случай переехать в Москву. Отец стал работать корреспондентом в «Известиях» и «Гудке», на досуге придумывал сценки и репризы. Мать полностью посвятила себя семье и сыну, а после войны работала диспетчером в «Скорой помощи».
Обратимся к скупым фактам биографии Юрия Никулина. В 17 лет он служит в армии, участвует в финской войне. Пройдёт всю Великую Отечественную войну от её начала до Победы, за ратные подвиги будет отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией».
Поступит в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. С 1950 года станет клоуном. Случай приведёт его в большое кино, хотя несимпатичное лицо совсем не годится для героя фильмов. А потом встреча с режиссёром Леонидом Гайдаем в 1961 году будет судьбоносной, его станут узнавать по роли Балбеса. С 1982 по 1997 год он директор Цирка на Цветном бульваре.
Народный артист был удивительно скромным человеком. Он всегда и всем помогал, не мог отказать в просьбах, даже создал фонд для поддержки молодых цирковых талантов.
Юрий Владимирович многим известен как прекрасный рассказчик: анекдоты сыпались из него как из рога изобилия, но всегда были уместны и украшали его забавные истории и воспоминания, вызывая хохот и даже слёзы.
Юрий Никулин о себе
Я могу забыть лица людей, недавно встречавшихся мне, но великолепно помню друзей детства. Стираются в памяти слова роли, а детские стихи остаются со мной навсегда:
Вот горошек сладкий,
Зёрна, как в кроватке,
Спят в стручках усатых...
Нас было десять человек, захотевших на пионерском утреннике «играть огород». Один был морковкой, другой помидором, а я зелёным горошком. Вожатая научила нас, как выступать. Каждый по очереди делал шаг вперёд и читал стихи. Чтобы зритель не перепутал, кто есть кто, мы держали в руках дощечки, на которых было написано название овоща.
Я тоже шагнул вперёд и... всё забыл. Стало как-то неуютно. Я поднял дощечку и сказал:
— А вот репка!
Стихи я запомнил на всю жизнь и хохот в зале тоже.
Может быть, тогда я и понял, что смех в человеке живёт всегда, только до поры до времени он спит и его надо разбудить. Эта работа и стала главной в моей жизни.
Для одних людей пионерские годы — это походы, для других — тимуровские команды. А для меня — театральные кружки Домов пионеров, скетчи, представления, спектакли, которые мы там ставили.
Помните танец из кинофильма «Кавказская пленница»? Мне кажется, первая репетиция его прошла у пионерского костра. Для вас костёр — это запах смолы, отсветы огня, синее небо над головой, а у нас костры проводили в школе. Обёртывали красной бумагой лампочку, резали алый шёлк длинными лентами и прикрепляли их к вентилятору. Потом обкладывали всё это поленьями, и костёр начинал «полыхать». Чувствовали мы себя не хуже, чем в лесу. Пели, танцевали, рассказывали. Одно время было какое-то повальное увлечение лезгинкой. Все ходили на носочках, размахивали руками и кричали «Асса!». Я появлялся с утрированно большим кинжалом в зубах. Из-под огромной папахи не видно лица.
Несколько па, и я входил в азарт. Но тут на меня как будто бы нападала пчела. Я отбивался, отмахивался от неё, ничего не помогало. Тогда в ужасе вместо привычного «Асса» я вопил «Пчела, пчела!». Все ребята смеялись.
Я очень любил выполнять этюды — маленькие импровизированные сценки, когда придумываешь слова на ходу. Однажды руководитель кружка дал нам задание изобразить, будто ты что-то увидел в небе. Мы все задирали головы кверху. Кто-то кричал: «Ой-ой-ой! Смотри, смотри!»; другой: «Дирижабль летит!», а я почему-то закричал: «Медведь! Медведь!» От неожиданности все засмеялись. Так я поймал ещё одно смешное мгновение.
Правда, иногда я играл и героические роли. Был у меня такой персонаж по имени Макар. Чрезвычайно отважный следопыт. Мужественный и бесстрашный. На протяжении всей пьесы совершал он героические поступки. После этой роли мне хотелось скакать на коне, стрелять из пистолета, быть непобедимым. И сейчас я тоже не отказался бы от такой роли. Но быть комиком ещё лучше. Я уже объяснял почему.
Очень советую и вам, мои юные друзья, не ждите, пока вас соберут в кружок и будут веселить. Сами ищите смешное и дарите смех людям. И цените его, как один из лучших подарков в жизни.
Как можно больше весёлых минут!
Литература
- Никулин Ю. Почти серьёзно. – М.: АСТ, 2024.
- Юрий Никулин / Я. Б. Юферова, Т. М. Боднарук. – Москва : Искусство, 2000.