За полторы недели до окончания 1 полугодия, в декабре, проводим контрольную работу по русскому языку. В данном материале предлагаем тексты диктантов для 5-6 классов. Цель проведения контроля: выяснить усвоение новых тем, уровень владения правописными умениями и навыками грамматических разборов. Для каждой параллели класса составлено по 4-5 текстов на выбор учителя.
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
5 класс
ХАМЕЛЕОН
Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.
Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка.4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё.4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.
На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.
(91 слово.)
(По Юнатову.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).
3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
5 класс
ПЁС И ВОРОНЫ
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях.4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу.4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.
Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.
Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.
(92 слова.)
(По Г. Скребицкому.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. (1 вариант); Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие (1 вариант); погонится, разбойницы, нахальными (2 вариант).
3. Фонетический разбор: всюду (1 вариант); хлеб (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
5 класс
ДЕКАБРЬ
Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки.4 Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.
Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.
Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!
Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма.4
(92 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. (1 вариант);
Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).
3. Фонетический разбор: елях (1 вариант); ягод (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
5 класс
ЗИМА
Сильный голод заставил великана лося пройти по глубокому снегу. Огромные сугробы надёжно спрятали прошлогоднюю, пахнущую летом и жарким солнцем траву.
Лоси обходятся корой елей и берёз. И всё чаще они наведываются к лесным кормушкам. Их поставили на больших полянах заботливые лесничие.
А обычным собакам в деревне горевать нечего. Если станет холодно под пушистой шубкой, можно уйти в тёплую избу к людям. А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда.4
Каждому принесла зима свои радости и печали.4 И надо пережить эту трудную пору и снова встретить быстрые ручьи и яркое весеннее солнце.
(92 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. (1 вариант); Каждому принесла зима свои радости и печали. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: кормушкам, вкусного, принесла (1 вариант); шубкой, весеннее, горевать (2 вариант).
3. Фонетический разбор: солнце (1 вариант); ручьи (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
5 класс
КРУЖЕВА МОРОЗА
Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно.4 В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки.4
Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.
Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.
(92 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. (1 вариант);
В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы, учится (1 вариант); местные, кружеплёта, сверкают (2 вариант).
3. Фонетический разбор: осенью (1 вариант); ветвях (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
6 класс
КРОХА
Мы прислушались к шороху и разыскали его источник.4 Маленький шмелик сидел на цветке розового клевера, который вырастал на нашем лугу. Шмелик ещё не приобрёл свою изысканную золотистую окраску. Солнечный цвет только начал проявляться, а пока насекомое было сероватым, как дымка.
Крошка-шмель весь блестел. Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок.4 Шмелик, величиной с ноготок мизинца, уже трудился! Он терпеливо обследовал цветок клевера в поисках сладкого нектара.
Я подумала: «Вот бы родители так прививали любовь к посильному труду у наших детей». И потом будет меньше неумех, которые не приспособились к взрослой жизни. (94 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. (1 вариант); Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. (2 вариант)
2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: разыскали, золотистую, шмелик (1 вариант); подумала, маленький, ноготок (2 вариант).
3. Выписать по 2 примера именных и глагольных словосочетаний: из 1 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
6 класс
СТОЙКИЙ СОЛДАТИК
Это растение я знаю с детства. Попробуй его сорвать! Крепко стоит он на ногах, цепко держится за землю.
Цветы у него встречаются разные: и белые, и розовые. Листья3 особенные, узкие, как ресницы. Листьев-ресничек много на стебле. И своё название цветок получил из-за них. Это — тысячелистник!
На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой.4 Уходит лето, травы никнут. А тысячелистник стоит! Промчится осень, а там зима подступает, снежком3 заметает. А стойкий луговой солдатик продолжает нести свою вахту. Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели.4
(93 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. (1 вариант);
Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. (2 вариант)
2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: растение, промчится, луговой (1 вариант); непогода, подступает, снежные (2 вариант).
3. Морфологический разбор имени существительного: листья (1 вариант); снежком (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
6 класс
СОВЫ
Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки.4 На лапках у многих из них надеты пуховые бурочки. Но приходит осень, и многие совы3 вместе с другими птицами улетают в тёплые края. Мало иметь тёплую шубку, надо, чтобы была пища3.
После дождливого ноября пришёл суровый декабрь. Температура понизилась до тридцати градусов мороза. Выпал обильный снег. В лесу полёвок было мало, а на лугах добычи больше.
В начале января потеплело, снег подтаял, а через неделю снова ударили морозы и посыпался снег. Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности.4 Совы голодали.
(95 слов.)
(По О. Смирнову.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. (1 вариант);
Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов:
пушистые, приходит, времени (1 вариант); пуховые, проводили, поверхности (2 вариант).
3. Морфологический разбор имени существительного: совы (1 вариант); пища (2 вариант).