Top.Mail.Ru
Феб-Аполлон
Мифы

Феб-Аполлон

Многие темы и образы тесно связаны с античной и библейской мифологией. В далёкой древности вдохновителем поэтов и художников, обладателем божественной власти наделять талантом и вечной славой был Аполлон. Это ему слагал гимны великий Гомер. Это его называли «повелителем прекрасным между богами». Хвалу Аполлону всегда провозглашали в начале стихотворения поэты...

В греческом Олимпе Аполлон — один из самых почитаемых божеств. Его прозвище Феб, то есть «светлый», подтверждает, что он бог гармонии и солнечного света. Он покровитель художеств ― музыки и поэзии ― и сам великолепный мастер в этих искусствах.

Сочиняли мифы люди, поэтому бессмертные боги очень похожи на простых смертных: они великодушны и мстительны, добры и злы, непостоянны в любви и ревнивы, у них есть отцы, матери, братья, сестры и дети.

Согласно мифам Аполлон был сыном Зевса и Латоны, богини ночной темноты. Он родился на плавучем острове, где его мать нашла спасение от гнева Геры, ревнивой жены Зевса, запретившей своей сопернице ступать на твёрдую землю и напустившей на неё страшного змея Пифона. Бедная Латона долго не могла найти пристанища, пока Посейдон не сжалился над ней: ударом своего трезубца он произвёл остров Делос, где Латона под пальмой родила близнецов — Аполлона и Артемиду. В юности Аполлон убивает дракона Пифона и основывает святилище в окрестностях Дельф.

Но в мифах есть сведения о губительных чертах этого бога. В «Илиаде» Гомера Аполлон помогает троянцам, его смертоносные стрелы несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла и Ахилла. Гомер называет его сребролуким, далеко мечущим. А Гера – «другом нечестивцев, всегда вероломным». Аполлона часто изображали с луком, стрелами и колчаном.

Хотя боги наделяли людей различными талантами, они не терпели их вызовов, попыток равняться с ними. Когда Марсий посмел состязаться с Аполлоном в искусстве пения и музицирования, он был жестоко наказан: Аполлон, одержав победу над соперником, велел содрать с него кожу.

В противоречивой характеристике Аполлона можно отыскать доказательства верности и надёжности. Гиацинту и юноше Кипарису он был предан безраздельно: когда Гиацинт был умерщвлён Зефиром, то Аполлон превратил его в цветок. Когда Кипарис во время охоты случайно убил воспитываемого им оленя и от отчаяния умертвил себя, Аполлон обратил своего друга в дерево, которое стали почитать как символ печали.

Избалованный с детства, Аполлон способен проявить непослушание воле родителей. Именно за это его изгнали с небес, лишив на некоторое время божественного статуса. Неунывающий Аполлон тогда удалился в Фессалию и пас стада как обычный пастух. Здесь он увидел юную нимфу Дафну и полюбил её безответно. Спасаясь от Аполлона, Дафна попросила помощи у богов и была превращена в лавровое дерево.

В далёкой древности Аполлона отождествляли с пальмой, лавром, кипарисом, называли богом пастбищ, защитником стад, он помогал созреванию плодов и посевов.

Менялись представления людей о мире, и Аполлон стал восприниматься как олицетворение юности, красоты, гармонии, физического совершенства, как покровитель не только искусства, но и всякого рода состязаний. Он прекрасно поёт, играет на лире, искушён во многих художествах, часто пребывает на горе Парнас, окружённый музами, у него в услужении крылатый конь Пегас.

Классическими примерами такого восприятия служит статуя Лиохара «Аполлон Бельведерский». Римская копия скульптуры Лиохара была найдена при раскопках в Италии в конце XV века. Тогда же папа Иннокентий VIII соорудил на склоне Ватиканского холма, среди садов, виллу Бельведер и пожелал, чтобы статуя Аполлона украсила её. Отсюда и произошло название «Бельведерский».

Аполлон мог проникать в будущее и предсказывать его. Во всём древнем мире почитался Дельфийский оракул. Храм Аполлона, где бог вдохновлял жрицу-прорицательницу, располагался в долине у подножия горы Парнас. Во внутренней части храма находилась золотая статуя бога, лавровое дерево, беломраморный Омфал. Когда-то Рея, желая спасти новорожденного Зевса от своего мужа Кроноса, пожирающего собственных детей, дала мужу вместо младенца завёрнутый в пелёнки камень, который был проглочен. Извергнутый Кроносом, он и был помещён в Дельфах как центр земли и почитался как святыня. Тысячи верующих устремлялись толпами к оракулу, чтобы задать вопросы о местоположении нового города или благоприятности брачного союза.

Из Древней Греции культ Аполлона перешёл к древним римлянам. Они чтили его как бога ясности, чистоты, порядка, искусства и пророчеств. Ему посвящались многие храмы, среди них особенно знаменит тот, что стоит на Палатинском холме в Риме, сооружённый императором Августом, который назвал Аполлона своим патроном.

С приходом христианской религии мифологические герои и боги отступили на второй план, и только эпоха Возрождения воскресила их к жизни, но уже с совершенно иной целью и в другом качестве. Античные сюжеты запечатлены на картинах Боттичелли и Рафаэля, искусству древних греков поклонялись Микеланджело и Тициан.

Вовсе не грозным богом появляется Аполлон в произведениях мастеров Возрождения. На картине Перуджино «Аполлон и Марсий» мы не увидим и следов кровожадного мифа, в котором бог будет сдирать кожу со своего соперника. Здесь он спокойный созерцатель, и это скорее мирное состязание двух вдохновенных творцов на фоне природы. Картина дышит величавым покоем, гармонией, потому что художник переосмыслил миф: если раньше миф предостерегал, что не стоит бросать вызов богам, то теперь это рассказ о том, как силой искусства человек может стать вровень с богом.

И Рафаэль, и Рубенс, и Рембрандт, и Пуссен, и другие великие мастера обращались к античному мифу, чтобы высказать волнующие их современников мысли, собственные воззрения на искусство, свой художественный идеал. И наша отечественная культура искала и находила в античности вдохновение. Русский художник Александр Иванов, написавший картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», силой своего воображения и таланта проник в сущность античности, создал иллюзию того, что перед нами ожившие статуи. Так ему удалось приблизить божественное к человеческому. Современное же искусство воспринимает античный идеал как утопию.

Но в истории есть факты, когда живой интерес к античному искусству возрождался на пепелище, словно птица Феникс. Возможно, имя Аполлона будет олицетворять для молодых людей новейшего времени не только название космического корабля, но и одно из самых неожиданных достижений в развитии художественной культуры.

 

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Азбука, 2016.

2. Риордан Рик. Испытания Аполлона. Тайный оракул. – М.: ЭКСМО, 2017.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен