Если рассматривать геральдические рисунки, древние росписи по дереву, можно обнаружить драконоподобное существо, похожее на змея или василиска: у него птичий клюв, звериные когтистые лапы и змеиный хвост.
Существо представляет собой пернатое четвероногое животное, напоминающее льва, только с крыльями и головой орла. По древним преданиям, этот страж владел золотом и серебром и охранял свои богатства от посягательства на них чужаков. Он жестоко наказывал за корыстолюбие тех, кто пришёл за сокровищами.
Издавна человек стремился сохранить и сберечь от посторонних глаз то, что хранилось в потаённых закромах. Не случайно внутри сундуков встречаются изображения полузверя-полуптицы, называемого грифоном.
Сундук, словно терем, повторял форму дома. Кровлей служила крышка, на её верхней части находился небольшой выступ — секретное отделение, где владелец хранил ценности. На внутренней стороне этой крышки всегда изображался грифон.
Люди простые, небогатые, могли себе позволить дешёвые лубяные изделия, которые делали местные умельцы. Грифона они изображали по-другому: без воинственной хватки, враждебности и кровожадности. Это вполне себе добродушное существо с мощным туловищем, толстыми лапами и извивающимся хвостом. Грудь такого совсем не страшного стража покрыта чешуйками, а голова трилистником, в раскрытых крыльях видны зубчатые перья, настороженно замер круглый глаз, лапы подняты для прыжка.
Роспись кажется скорее декоративной, чем устрашающей. Силуэт зверя на фоне стеблей цветов и трав хорошо вписан в пейзажное полотно и напоминает причудливое растение. Грифон выглядит настолько спокойным, будто он «домашнее» существо. Это делалось не случайно: жестоких персонажей не любили, злых пришельцев с Востока по-своему облагораживали, наделяя их положительными чертами.
История происхождения грифона давняя. В мире наших предков были духи и божества, невиданные чудовища и звери. Беспомощные и слабые люди зависели от природы и её обитателей. Для защиты от опасностей они искали сильных покровителей среди стихий: дождя и ветра, земли и воды. Главным для них был источник тепла, света и жизни — солнце. Уважительно относились ко всему растущему и живущему на земле. Им казалось, что растения имеют «душу растительную», сам же человек являлся «деревом ходячим».
У каждого рода существовал тотемный предок — медведь, волк или олень, к ним люди обращались за помощью, считали их священными и неприкосновенными. Эти представления нашли позже отражение в сказках, былинах и мифах.
В качестве покровителей человек выбирал могущественных животных как в воздухе, так и на земле. В царстве пернатых самым быстрым считался орёл. Легенды приписывали ему необычные свойства: он мог смотреть на солнце «во все глаза». Царём зверей не случайно считался лев: по силе, смелости и мудрости не было ему равных.
Чтобы иметь покровителя сразу в обоих царствах, человек придумал такое мифологическое существо, как грифон, соединив в нём божества неба и земли. Вот так и появился крылатый «лютый зверь». На Русь он пришёл из стран Древнего Востока, где считался символом власти.
Таинственный облик зверя быстро привлёк к нему внимание народов Европы, и он стал самым популярным образом. Наездником грифона был Аполлон. Грифонов впрягала в колесницу богиня возмездия Немезида. Его можно встретить на ювелирных украшениях, тканях, домашней утвари.
На Руси он сначала появился в соборах Владимира и Суздаля. Его помещали в верхних ярусах соборов — в ряду с библейскими персонажами. Это, безусловно, подчёркивало их доброе начало.
Зверя изображали в момент захвата жертвы: сильные лапы прижали лань к земле и победитель торжествует, высоко подняв голову с хищным клювом и взвив вверх свои крылья. Но очень скоро грифон утратил злой нрав, приобрёл сказочные черты, став верным стражником.
Литература
1. Забытый символ великой страны / http://www.pravda-tv.ru/2013/10/01/27686
2. Жегалова С. Грифон - крылатый зверь / Юный художник. - 1990. - № 9. - С. 19-21.
3. Крупкина Д. Клюв, когти, крылья. Грифоны в истории и сказках / Мир фантастики. - 2005 . - № 17.
4. Энциклопедия сверхъестественных существ (Автор-составитель К. Королёв). Издание 2-е, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2006.