Предлагаем тексты контрольных диктантов по итогам III четверти и грамматические задания к ним. В 5 классе изучены орфографические темы "О-Ё после шипящих", "Правописание приставок", раздел "Синтаксис и пунктуация".
В 6 классе основные разделы морфологии: "Местоимения", "Имя прилагательное", "Причастие". Почти все тексты объединяет тема наступления весны и пробуждения природы.
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
5 класс
ВОДОМЕРКА
На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару.
— Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки.
Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках4. Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу4.
Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом.
(По Ю. Краснощёкову.)
(92 слова.)
Грамматическое задание
1. Сделайте разбор по составу: чёрненький, разглядывает, местечке (1 вариант); влажными, прячутся, листочках (2 вариант).
2. Составьте схему предложения с прямой речью.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках4. (1 вариант).
Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу4. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
5 класс
РОМАШКОВАЯ ПОЛЯНА
Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк3 и смотрел на белое чудо4. И от сердца3 отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк.
Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками4.
Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось...
(По В. Малиновскому.)
(100 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: пенёк (1 вариант); сердца (2 вариант);
2. Сделайте разбор по составу: еловый, садился, головками (1 вариант); ромашкового, покачивали, ручеёк (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо4. (1 вариант);
В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками4. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
5 класс
О ЧЁМ ВСПОМИНАЕТ БЕРЁЗА
На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины3 чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла4. Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов.
В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам3 она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль.
Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка4.
(По Я. Суханову.)
(97 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор слова: вершины (1 вариант); бойцам (2 вариант);
2. Сделайте разбор по составу: кряжистая, зазеленела, годину (1 вариант); бугристых, толпится, березняка (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла4. (1 вариант);
Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка4. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
6 класс
ОДУВАНЧИК
Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись3 по кругу. Из этой зелёной розетки скоро подымется узкая трубочка. В детстве из неё мы делали дуделки да пищики.
Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается4. Жёлтое колёсико выкатывается на луг, зацепляя зубчиками своими солнечный диск. Одуванчик, как золотые часы, и восход покажет, и закат отметит. На его жёлтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры, выверяя3 природные ритмы.
Одуванчики растут кучей, заполняя луговину4. Кажется, движутся они, вращаясь на свету. Незабываемое ощущение! Что-то отлаживается в это время в душе твоей, согласуясь с гармонией мира.
А когда отцветёт одуванчик, то появится в нём что-то лунное, серебряное. Можно обдуть семена и пустить по ветру. Счастливого взлёта вам, одуванчики!
(По Ю. Линнику.)
(108 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: выверяя (1 вариант); расположившись (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор: выкатывается, серебряное, набрав (1 вариант); движутся, счастливого, вращаясь (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается4. (1 вариант);
Одуванчики растут кучей, заполняя луговину4. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
6 класс
РАЗЛИВ ДНЕПРА
Разлив Днепра был широк и грозен. Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия4. В стёкла окон били некрупные злые волны.
Акации цвели, и их цветение было под стать самому разливу. Белые, коралловые и желтоватые гроздья цветов заполняли всё видимое пространство.
Голубые плёсы вольно раскинулись над заборами, дорогами и огородами. Острова, пойменные заросли, некрутые обрывы берегов — всё поглотил гигантский, разлившийся до самого моря Днепр.
В камышовых крепях, частью затопленных3, частью всплывших, возились перепуганные ондатры. Вся их страна с домишками, кормовыми угодьями и каналами, прогрызенными в камышах, затонула, как древняя Атлантида. Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая3 никакой дороги4.
(104 слова.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: затопленных (1 вариант); не разбиравшая (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: накренившиеся, желтоватые, раскинулись (1 вариант); разлившийся, гигантский, возились (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия4. (1 вариант);
Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая3 никакой дороги4. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 3 четверти
6 класс
ПЯТНИСТАЯ СОСЕДКА
Весной кто-то с нами поселился. Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу4. Ощущалось чьё-то малозаметное присутствие. Кто3 бы это мог быть? Насекомые и мыши не издают таких звуков. Никакие3 поиски не помогли нам обнаружить неведомое существо.
Мы жили на первом этаже деревянного дома. Комната была самая большая, но сыроватая. На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями4. Казалось, что новый жилец появлялся именно с этой стороны.
Однажды ночью меня разбудило какое-то громкое хлюпанье. Некто неизвестный плескался в поилке для кошки. Это была пятнистая жаба-жерлянка, которая пряталась у нас всю зиму. Только весна разбудила её. Скоро жерлянка откормится в саду. Пусть уничтожает улиток и других вредителей.
(По Ю. Александрову.)
(113 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: кто (1 вариант); никакие (2 вариант).
2. Выпишите все местоимения, определите разряды: из 1 абзаца (1 вариант); из 2 и 3 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу4. (1 вариант);
На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями4. (2 вариант).