Top.Mail.Ru
«Очерки бурсы» Николая Помяловского
Писатели

В повестях Гоголя «Вий» и «Тарас Бульба» встречается непонятное детям слово «бурсаки». Попытаемся объяснить, что оно обозначает.

Слово называло учащихся духовных училищ и семинарий, а произошло от латинского «бурса» — кошелёк. Дети священнослужителей обучались в этом заведении на благотворительные средства и жили в общежитии, которое до революции тоже так именовали.

Бурсаки славились разными шалостями, промышляли иной раз воровством, голодали, хулиганили, плохо учились. Помните, как Остап Бульба зарывал в землю свой букварь, отказываясь учиться грамоте и всем другим нужным наукам? Только трёпка, заданная ему отцом, да угроза лишить его Запорожской Сечи подействовала на строптивость Остапа.

С 17 века до 19 века школярская жизнь мало изменилась: учителя нещадно наказывали непослушных, ученики отчаянно сопротивлялись учению, дерзили, не слушались педагогов.

Николай Гоголь, вероятно, был осведомлён о бродяжничестве киевских бурсаков, читал книгу В. Нарежного «Бурсак. Малороссийская повесть», опубликованный в 1824 году, взяв фактические и бытовые подробности. О бурсаках написали И. Никитин «Дневник семинариста», Н. Хвощинской «Баритон». Н. Успенский учился в Тульской духовной семинарии и в своих очерках изображал бурсацкий быт. Эту тему подхватили выпускники Александро-Невского духовного училища Николай Помяловский и Н. Благовещенский, ставший этнографом и журналистом и впоследствии написавший биографию своего товарища, прожившего всего 28 лет.

Николай Герасимович Помяловский (1835-1863) принадлежал к писателям «натуральной школы», сотрудничал с журналами «Время» и «Современник» и вошёл в литературу несколькими рассказами, двумя повестями «Мещанское счастье» и «Молотов» и «Очерками бурсы». С лёгкой руки начинающего писатели в русском языке закрепились выражения «кисейная барышня» и «мещанское счастье».

Четыре части очерков познакомили читателей с бурсацкой жизнью, а пятая часть вышла в свет уже после смерти писателя. Очерки не были объединены единой сюжетной линией или главными героями, скорее всего, эти физиологические зарисовки, содержащие сценки и диалоги, наблюдения и описания, передавали жизненный опыт автора (8 лет провёл в училище, а потом 6 лет в семинарии), обозначали проблемы обучения и воспитания, взаимоотношений наставника и наставляемого, открыто освещали несчастное положение детей и подростков и дикие нравы, царившие в училище.

Часть бурсаков образует товарищество, помогая друг другу выжить, сопротивляясь установленным порядкам и отстаивая свои права. Другие являются сторонниками начальства, обо всём докладывают, «фискалят». Среди неоднородного и разновозрастного сообщества выделяются мальчишки и почти взрослые «дяди», сироты и относительно благополучные (с родственниками) ученики, новички и уже ставшие «закоренелыми» школяры. Здесь традицией стали ритуалы посвящения новичков и издевательства, зубрёжка и грубость, розги и унижения. А учителя делятся на прогрессивных и непрогрессивных, кто использует моральные или физические наказания или равнодушно наблюдает за бурсаками, ничем им не помогая и не сочувствуя.

Читая очерки, лучше понимаешь привычки, предпочтения, образ жизни рано оторванных от семей мальчиков. Мир бурсаков насыщен необычной лексикой (церковной и бурсацкой), в диалогах персонажей много жаргонизмов. Писатель правдиво показал неблагополучную обстановку, сложившуюся в духовной среде, в которой формировались будущие мелкие чиновники и священники.

Николай Герасимович не позволил отдать младшего брата на обучение в бурсу, зная, что произвол взрослых ожесточает душу ребёнка, и заботился о нём как мог. Постепенно пороки бурсы дали о себе знать, и писатель, хотя и задумал новые произведения, «топил» своё уныние в вине, оказываясь в трущобах на Сенной. Но преодолеть эту пагубную страсть и поправить своё положение так и не сумел.

Так случилось, что откровенные очерки Николая Помяловского произвели сильное впечатление на современников и вызвали споры: возможны ли такие невежественные нравы в культурной жизни Петербурга, не преувеличены ли автором жестокие описания озорства бурсаков и телесные наказания.

Воспоминания о писателе сложились противоположные. Так, в своём дневнике Елена Андреевна Штакеншнейдер назвала Помяловского «бедным зефиротом», имея в виду то впечатление, которое осталось после его чтения мистификации, появившейся в «Петербургских ведомостях», что где-то появились странные крылатые существа с человеческими обликами, голубоглазые, с золотистыми волосами, которых зовут зефироты. В очерке, посвященном Помяловскому, педагог Виктор Острогорский сравнивал умонастроение писателя с исканиями романтиков и удивлялся его облику силача-бурсака по прозвищу Карась, когда с ним познакомился в бурсе. Многообещающий писатель мог казаться то кротким, мягким, добрым, то праздным гулякой и прожигателем жизни.

В 1859 году состоялась первая публикация писателя в «Журнале для воспитания». Через год он сам начал преподавать в Шлиссельбургской воскресной школе. Вскоре его методика заинтересовала Смольный институт, где инспектором был К. Ушинский. Помяловскому предложили место в младшем классе, привлекли для составления букваря для воскресных школ.

Двойственность видна на фотографии и на портрете Николая Помяловского, выполненного в 1860 году художником Николаем Невревым. На зрителя смотрит молодой человек с прекрасным, чистым, открытым лицом, с густыми, длинными, волнистыми, тёмными волосами. Но чувствуется усилие сдержаться, какая-то скованность, зажатость. Может, мешает упругий воротничок и непривычно тесная одежда. По-видимому, перед нами русский интеллигент-разночинец.

Но читателю нравится что-нибудь необычайное узнать о писателе, сопоставить его жизнь и творения. Для этого обратимся к фрагменту из очерка Валерия Рыбакова о Н.Г. Помяловском и его «Очерках бурсы».

В. Рыбаков

Н.Г. Помяловский и его «Очерки бурсы»

Жизнь Помяловского стóит обширного романа — столько в ней и удивительного, и неясного, и трагического, и в романе этом, как и во всём, что им написано, важнейшее — становление человека, его воспитание.

…Будущий писатель родился на окраине Петербурга, в семье дьякона малоохтинской кладбищенской церкви Марии Магдалины. Была семья, как водилось в те времена, большой и скромного достатка, но нравы в ней были добрые и мирные. И раннее, до учения, до бурсы, детство, как оно предстает в прозе Помяловского, в письмах, в свидетельствах его собеседников, можно охарактеризовать одним словом — «воля». Воля — потому что рядом поля, перелески, Нева; и потому, что взрослым нет времени дотошно вникать в жизнь целой оравы ребятишек, а доброе сердце не позволяет строжничать и шпынять их понапрасну.

Но вот пришёл ребяческой воле конец. «Вскоре стал Данила замечать, что в семье с ним начали обходиться как-то особенно. Мать, бывало, подойдёт, погладит по голове и вздохнет... Батька подарил ему два гроша в воскресный день и сказал: «Смотри, брат, копи денежку: может, и пригодится...» Часто шептались родители между собой и смотрели в это время на Данилу. Данила стал предчувствовать что-то недоброе».

В этих строках из очерка «Данилушка» явно звучит личное, памятное. С одной лишь поправкой: судя по другим свидетельствам, восьмилетний Коля Помяловский отправился в бурсу скорее с охотой — рассказы старших братьев о лихой бурсацкой жизни пробудили стремление доказать, что и он тоже и смелый, и взрослый... Тем умопомрачительнее оказались первые впечатления.

Писарев посвятил «Очеркам бурсы» блестящую статью «Погибшие и погибающие». Сопоставляя их с «Записками из Мёртвого дома» Достоевского, он с полной очевидностью показал, что в русском остроге арестантам жилось легче и вольнее, чем в тогдашней русской школе. Это был как бы и ответ на упреки, что Помяловский преувеличивает, «сгущает краски». Сегодняшнему же читателю «Очерки» и в самом деле предстают мрачной фантасмагорией, миром абсурда... Неужели это было? Неужели были такие учителя?

Были. И в этом мире абсурда есть свой законодатель, свой «принцип упорядоченности». Это — форма.

…Формальны, ни к чему в жизни не применимы знания бурсаков; формальны, бессмысленны и неисполнимы предписанные им «правила поведения». «Порядок», которого с такой изуверской жестокостью добивается начальство, тоже оказывается не более чем внешностью, мнимостью, формой.

Но есть в анализе бурсацкой жизни, сделанном Помяловским, наблюдения, не столь бьющие в глаза, не столь самоочевидные, а не менее важные. Вся жизнь бурсы изображена как непрестанная, многообразная, хитроумнейшая борьба учеников с начальством. Но за что же они борются? Несколько раз у Помяловского при описании самых лихих бурсацких проделок вдруг неожиданно проскальзывает слово «дети». Это не обмолвка; и действительно, для этих дюжих, пахнущих нередко табаком, а то и водкой молодцов желанная жизнь не более, чем та самая детская «воля»: не учиться, покуралесить, повозиться, подразнить друг друга... То есть, по существу, тоже пустота, тоже мнимость, потому что возраст уже дает возможность для иных, гораздо более основательных интересов.

И ещё одну черту основанной на форме школы открывает нам Помяловский — то, что она может держаться лишь на внешнем принуждении. Никакие чувства, кроме страха и неприязни, не связывают здесь ученика с учителем, ничто, кроме неизбежности (и неизбежной скуки), не соединяет учащегося с наукой. И это создает своего рода «единую духовную атмосферу» — только какую... «Нравственный уровень товарищества и начальства был почти одинаков», — замечает Помяловский. И на страницах «Очерков...» то тут, то там мелькают фигуры бывших бурсаков, ещё недавно (во всяком случае, не столь давно, чтоб начисто забыть об этом) сеченных, терпевших шпыняния и оскорбления, горой стоявших за товарищество против начальства. А теперь, когда они стали учителями, так же секущих, шпыняющих, допекающих...

Здесь писатель уловил очень существенную психологическую закономерность. В обстановке принуждающего обучения (и шире — вообще авторитарного воспитания) зло, агрессивность, «потребность побить кого-нибудь, дать вытряску, лупку, волосянку, отдуть, отвалять, взъерепенить, отмордасить...» передаётся, как эстафета, сверху вниз, обращается на любого слабого, не умеющего тем же ответить, не такого, как все. И возвращается опять «наверх» — либо немедленно, в виде проделок и озорства, либо спустя немалые года уже в отношении взрослого, которого когда-то взъерспенивали и мордасили, к собственным детям. Помяловский показывает это и на «семейных» примерах — достаточно перечитать хотя бы его повесть «Молотов».

Но как же сложилась жизнь самого Помяловского? После восьми лет бурсы было ещё шесть лет семинарии. В семинарии уже, как правило, не секли и шпыняли меньше: видимо, считалось, что учащийся уже досечён до нужной кондиции. Но и науки, и отношение к ним оставались, в общем, прежними. Помяловский был среди тех, кого называли «отпетый» и «башка»: то шёл в числе первых, то забрасывал книги за печку... Колоритное описание его в ободранной шинели, принадлежащее его другу Н. Благовещенскому, и относится, видимо, к этой поре.

В 1857 году Помяловский заканчивает семинарию. Ему двадцать два года, он полон сил и замыслов. Только вот замыслы эти туманны и неопределенны, а силы непонятно, к чему применить. Духовная карьера не привлекает его: нет веры, а без веры служить постыдно. Пока же — пробы разных занятий: учительских, литературных, скудные заработки...

А вокруг — то время, то общественное настроение, которое Тютчев тонко назвал «оттепелью». Всё явственнее ожидание крестьянской реформы, все оживленнее становится в литературе, все смелее крамольные разговоры. И Помяловский изо всех сил старается наверстать то, что было упущено за глухие бурсацкие годы. «Я два года только и делал, что читал, и теперь у меня в голове страшный кавардак», — смущенно признается он тому же Благовещенскому. Но мало-помалу симпатии его все явственнее склоняются к «Современнику» Некрасова и Чернышевского. И когда надо было решать, куда отнести ему первую большую свою повесть «Мещанское счастье», он решил — в «Современник»: «...Мне «Современник» больше нравится, чем другие журналы,— в нем воду толкут мало, дело видно... Да и притом, говорят, там все семинаристы пишут...»

Но примечательно: литератором он ещё себя не чувствует, на это будущее не очень надеется. «А если не примут?» — спросил его Благовещенский. «А и к чёрту! — писать больше ничего не буду. Стану хлебы печь, воду таскать, учителем в школу пойду. Нынче время такое, что рабочие люди везде нужны. Жить можно!»

Уже нет и следа недавней растерянности. Твердая, базаровская уверенность в себе, гордость разночинца, не боящегося любой работы...

Приняли. Более того: почти сразу Помяловский становится одним из самых близких, дорогих «Современнику» писателей. Печатается и «Мещанское счастье», и продолжение его, «Молотов», и первые из «Очерков бурсы». О его сочинениях спорят, есть и недоброжелатели, но общее одобрение и внимание несомненны. Только пиши. Помяловский и пишет немало, и слушает лекции в университете, и преподает (блестяще, по всем свидетельствам) в воскресной школе. Кажется, и путь найден, и сил еще на долгие годы...

А затем происходит нечто странное. Помяловский начинает пить. Находят тому объяснение и в дурных бурсацких привычках, и в неурядицах личной жизни, и в том, что недолгая «оттепель» сменилась ошалелыми «морозами»: приостановлен «Современник», арестован Чернышевский... Все это, наверное, сказывалось, но сказывалось ведь и у многих, не одно, так другое; откуда же такой ранний, почти мгновенный надлом?

Заслуживающее внимания объяснение дает этому В. Острогорский: «От природы, несмотря на почти атлетическое сложение и физическую силу, это была организация в высшей степени нервная, впечатлительная, даже женственно-нежная, принимавшая близко к сердцу малейшие оскорбления чувства. Эта организация соединялась в нем с необыкновенно быстрым, проницательным, аналитическим умом, проникавшим изнанку жизни...» К этому добавим ещё, что и бурсацкий надрыв и надлом, видимо, не залечился, не сросся до конца: за внешней уверенностью и энергией где-то в глубине таилась непреодолённая растерянность и тоска, ощущение, что под ногами нет почвы, а в жизни — места. И достаточно было нескольких толчков...

И наконец, ещё одно обстоятельство, в других условиях только благоприятствующее, оказалось здесь усложняющим жизнь. Так кажется, что Помяловскому всё время мало было лишь одной литературы, его всё время тянуло к реальному, живому, на глазах преобразующему людей и им помогающему делу. Но его не нашлось, не оказалось...

Последний год жизни Помяловского страшен: то просветы, судорожные попытки работать, то долгие провалы на самое дно Петербурга, в кабаки и ночлежки последнего разбора. Умер он, казалось бы, от нелепой случайности — от нарыва на ноге, перешедшего в гангрену (опять заметим: как Базаров».). Но за всем этим угадывается уже такое равнодушие к собственной жизни... И в последней книге его — огромном по замыслу романе «Браг и сестра», от которого сохранились лишь отдельные главы и страницы (но какие страницы!), главное настроение, как точно заметил современный исследователь творчества Помяловского И. Г. Ямпольский, — ужас перед действительностью.

...Похоронили Помяловского на той же Малой Охте, под теми липами и берёзами, под которыми он бегал мальчишкой, 9 октября 1863 года. К этому дню ему не исполнилось и двадцати девяти лет...

 

Литература

  1. Рыбаков В. «Бедный Зефирот…» (Н. Г. Помяловский и «Очерки бурсы») // Семья и школа. — 1985. — № 8.
  2. Ямпольский И. Н. Г. Помяловский. Личность и творчество. — М., Л.: Сов. писатель, 1968.
  3. Вальбе Б. Помяловский [Серия «Жизнь замечательных людей»]. — М.: Молодая гвардия, 1936.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен