Top.Mail.Ru
Художник-сказочник из Вятки
Художники

В своих рисунках Юрий Васнецов пленительно соединил сказку и явь. Но только сказка народная, а явь вятская.

Праздничный, яркий колорит в сказочных иллюстрациях соединяется с более сдержанным, реальным фоном улиц родного города художника — Вятки.

Юрию Васнецову нравилось писать масляными красками натюрморты и пейзажи, иллюстрировать сказки. Среди его любимых сказочных персонажей медведь, лиса, заяц, мыши, ежи. С удовольствием он рисовал и ярких снегирей, и даже усатых тараканов! А какие получались чёрные в золотых яблоках коньки, горделивые петухи-падишахи, изящные барашки, хитрые лисички, самодовольные коты!

Рисунки Юрия Васнецова интересно разглядывать. Особенно много вариаций с чёрными котами. На одном кот, с длиннющими усами, с белым бантом, в синей рубахе, пляшет на лавке с белой кошечкой в юбочке, а рядом с ними резвятся шестеро котят. На другом рисунке кот, словно франт в сапогах с калошами и зонтиком, танцует перед белой кошечкой. На третьем — кот в валенках, сидя на деревянном стуле, сбивает длинным пестом в ступе маслице, а мышка с мышатами и сорока наблюдают за его стараниями.

А вот по улице идёт важный кот с розовым бантом на шее и в валенках с узорами, несёт подрумяненную булку с хрустящей корочкой. А вокруг деревья, засыпанные снегом домики уездного городка, из труб дым столбом. Проходит кот под низким фонарём с выпуклыми стёклами. Если закрыть ладошкой сказочного прямоходящего кота, то пейзаж в этой иллюстрации существует совершенно независимо, напоминая законченную картину. И в этой конкретной обстановке сельской улицы фантастический кот шагает непринуждённо и невозмутимо. И сказка с явью соединилась!

Юрий Алексеевич признавался, что из всех времён года предпочтение отдавал первому весеннему месяцу, когда всё распускается и радуется солнышку (в апреле он родился!), декабрю, когда устанавливают новогоднюю ёлку, и иней сияет, и всё бело кругом, сентябрю, когда небо синее, воздух прозрачнее, природа звучнее, чем летом, а пейзажи интереснее по цвету. Нежность голубых незабудок с жёлтенькими пятнышками в серединке, душистый ландыш, яркость цвета и аромат сирени — самые любимые чудеса природы, по словам художника.

А какой таинственный лес на рисунках к сказке Л. Толстого «Три медведя»! Дремучий, мрачный, он чёрной еловой стеной встаёт на заднем плане. В нём царит тишина и колдовство, нет тропинок и полянок, потому и страшно.

Во всех этих рисунках проявлялись впечатления детства: дорожка, похожая на ту, по которой он бегал за малиной в лес, озерцо с серо-голубым льдом, как на катке в вятском городском саду. Юрий Алексеевич до такой степени не мог забыть своё вятское детство, что стал детским художником:«…Всё ещё живу тем, что запомнил и видел в детстве».

Замечательный иллюстратор детских книжек Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) родился в Вятке, старинном русском городе. Его семья состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, другой родственник был фольклорист Александр Васнецов, который собрал более 350 народных песен северной России. Отец художника — священник, мать — вышивальщица и кружевница. Ещё мальчиком Юрий работал на кустарном складе: создавал на деревянных шкатулках летние и зимние пейзажи со зверушками. Он шил сапоги и переплетал книги, расписывал печи и дуги.

В 1921 году Юрий Васнецов приехал в Петроград и поступил на живописный факультет Академии художеств. Особую роль оказали на него преподаватели К. Петров-Водкин, А. Рылов. С 1926 года начал подрабатывать в Детгизе под руководством В.В. Лебедева. Там Юрий познакомился с поэтами С. Маршаком, К. Чуковским, Н. Заболоцким, подружился художниками Н.А. Тырсой, Н.М. Олейниковым, Н.Ф. Лапшиным, Е.И. Чарушиным, В.И. Курдовым.

В 1930-х годах Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором книжек: «Болото» В. Бианки, «Конёк-Горбунок» П. Ершова, «Путаница» К. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого и других. В 1971 году Васнецову присудили Государственную премию за книги «Ладушки» и «Радуга-дуга».

Васнецов создавал иллюстрации к народным песенкам, потешкам, сказкам и от выбранной темы не отступал, открывая читателям огромный привлекательный мир, который за много лет насыщенной творческой жизни так и не смог до конца исчерпать.

Многие признавались, что не получалось записать интервью с художником. Но писатель А. Крестинский, по-моему, хорошо объяснил, почему так выходило: Юрий Алексеевич больше молчит, а рука рисует. Только близким он рассказывает о далёком вятском детстве. И этот рассказ, «трогательный, непосредственный, сбивчиво-взволнованный и необычайно острый по художественному видению», записан женой художника — Галиной Михайловной, которой удалось записала эти воспоминания с присущей Васнецову интонацией.

А. Крестинский

Художник

Юрий Алексеевич Васнецов

Удивительная, счастливая судьба! Всякому он нужен, каждому необходим, в любом доме рады ему. Какие же чудеса скрываются в его книжках-картинках, если с одинаковым чувством тихой радости разглядывают их и взрослые и дети!..

Я сам люблю погрузиться в их пёструю, сказочную жизнь, словно с головой уйти, спрятаться в звенящую, дурманящую июльскую траву. С ярких картинок приветливо глядят на меня симпатичные коты и мыши, волки и медведи, зайцы и бараны, кони и совы... Здесь можно увидеть диковинные деревья: и сказочную красавицу ель, и берёзу — царицу всех берёз, и короля дубов, и рябину — всем рябинам мать. И синее море неописуемой синей красоты!

За долгие годы каждодневной творческой работы Юрий Алексеевич не просто сделал столько-то книжек и сто раз по столько-то иллюстраций. Нет! Главное в другом: он создал своей фантазией целостный сказочный мир с его законами, нравами, обычаями. Над этим миром всегда светит доброе солнце и не менее добрая луна, в нём все трудятся, поют и пляшут, а если и сердятся друг на дружку, то самую малость, чуть-чуть, даже и на ссору те похоже...

Завидный мир!

Когда я вижу Юрия Алексеевича, приглядываюсь к его мягкой походке, уютным движениям, прислушиваюсь к колыбельным интонациям его голоса, я начинаю понимать происхождение его сказочного зверушьего народца. В каждом персонаже — частица души художника, каждому он передал, подарил что-то своё, васнецовское. Этому — взгляд, тому — походку, третьему — повадку, а четвёртому — даже не знаю что... Неуловимо порой это родство. Им дышишь, как воздухом, а увидеть не можешь.

Когда работает художник? Когда в руке его кисть?

Он работает всегда, каждую минуту. На рыбалке, в лесу — собирая грибы, дома — сидя у окна, на улице — во время прогулки, в лодке — на вёслах, даже за столом — обедая... Всюду.

Вот он только что был с вами, общался, шутил, раскатывался негромким смешком — и тотчас отключился, уединился, погрузился в созерцание одному ему ведомых картин. «Мысли идут,— говорит Юрий Алексеевич,— они проходят, а я искусство ищу...»

Он прост и естествен, как природа. Потому, наверно, я и воспринимаю его как неотъемлемую часть природы. Ель шумит, птица летит, сосна скрипит, рыба плещет. Юрий Алексеевич идёт...

Вот он идёт с корзинкой и палочкой из лесу. Люди бог знает куда ездят за грибами — на восемнадцатый, на двадцатый километр, а то и на Выборгское шоссе — на самый аж сотый! Я и сам так. Кажется, дальше — больше. А он побродил где-то рядышком и, глядишь, несёт полный кузовок розовых волнушек и лиловатых груздей. А ещё несёт листья, веточки, цветы. Разложит их дома на столе и начнет срисовывать — тщательно, детально, точно, как добросовестный ученик. Я поглядел раз и удивился: никакого чуда... А когда же, думаю, чудо-то начнётся?..

И вот через несколько дней я подымаюсь в мансарду к Юрию Алексеевичу, что на самом берегу озера, с окнами на все четыре стороны света — и вот оно, чудо! Даже глаза захотелось зажмурить, а потом открыть и проверить, не сон ли. Передо мной на листе бумаги причудливый, изощрённый, фантастический узор, в котором с трудом угадываются давешние скромные листики и веточки.

А что ещё несёт он из лесу, какие мысли, образы пришли к нему на безымянной опушке, в овраге, на змеиной брусничной поляне, у края ядовито-зеленой болотины — это тайна. Пока тайна.

Чем больше я узнаю Юрия Алексеевича, тем серьёзней задумываюсь над тем, что же такое детство. Общеизвестный факт: в четырнадцать-пятнадцать лет Пушкин и Лермонтов писали такие стихи, в которых мы справедливо видим признаки зрелой души. А теперь подумайте: как же интенсивно, как наполнение надо прожить эти первые четырнадцать-пятнадцать лет, чтобы к исходу их столь удивительно созреть! Дело ведь не только в природном гении.

Как часто люди торопятся скорей вырасти, стать взрослыми и ни во что не ставят свое детское состояние. Это для них нечто переходное, нестоящее — мол, вырасту, тогда всё и начнется...

Как это неверно! Детство не переход, не «между прочим», не мостик, за которым лежит страна всемогущих взрослых. Нет, детство — это настоящая жизнь, полная глубочайших переживаний, открытий, насыщенная событиями и поступками, во всяком случае, не меньше, чем жизнь взрослых.

Если представить себе нынешнее искусство Юрия Алексеевича Васнецова как полноводную реку и отправиться вверх по её течению в поисках истока, в конце концов придешь в страну детства, о котором сам Юрий Алексеевич сказал однажды: «Все ещё живу я всем тем, что запомнил и видел в детстве... Это все мои впечатления детские...» (А речь шла о книге «Радуга-дуга», законченной на семидесятом году жизни!).

Юрий Алексеевич Васнецов не пишет воспоминаний. Он такой человек: сам больше молчит, а кисть в его руке поёт себе и поёт. Но иногда дома, за круглым столом, под уютным абажуром, он вспоминает свои детские годы и рассказывает о них близким людям. И если сейчас мы можем прочесть трогательный, непосредственный, сбивчиво-взволнованный и необычайно острый по художественному видению рассказ Юрия Алексеевича о далёком его вятском детстве, то благодарить за это мы должны жену, друга и помощницу Юрия Алексеевича — Галину Михайловну Васнецову, которая тщательно и точно записала за ним эти воспоминания, сохранив даже интонацию.

 

Юрий Васнецов

Моя Вятка

Сказки я с детства очень любил — читала мне мама... Из Сытинских книжек — ой, книжки эти мне нравились, обложка лаковая! — вырезал я картинки для панорамы. Я их, эти картинки, промазывал стеарином, чтоб они промаслились, стал цвет ярче, и — в ящик, оклеенный обоями. Сам ящик сделал, внутри свечу зажигал, устраивал панораму.

Был я очень впечатлительный мальчишка — помню, как уютно в Вятке было... Вспоминаю предметы — как пыль лежит, мои вещи, лыжи, всякую мелочь. Вспоминаю нашу голубую комнату, на ёлке игрушки все блестят... Тут кровати. Лиза, Саня, Маня. А как из кухни выйдешь — лежанка. Я на лежанке спал. Тут стоял комод, мешок холщовый на нём, медные деньги — папа на завтрак давал нам по три копейки в гимназию.

Как сейчас, вижу большой тополь в селе Кстинино у папиного брата, слышу, как он шумит. Листья шелестят, и сколько грачей, сколько грачей! Вот откуда я грачей-то взял.

Травку, лопухи вспоминаю... А липы какие у самого нашего дома вдоль забора цвели!..

Очень красивые места в Вятке!.. Большой сад Раевского, ивы цветут, такой запах, пчёлы летают... Забор деревянный, сарай коричневый, тёмный такой, собачонка Альма... Солнце, жара...

Вот вам искусство. А все бегают, ищут... Господи, когда я пишу иллюстрацию книги — где я только не побываю!..

Ивы спускаются, цветут, пчёлы жужжат, жара...

Был я живой мальчишка. Я кипел в жизни, без дела не жил. Переплетал, увлекался фото, из стёкол и замазки аквариум себе сделал. Рыбки были у меня там никакие не покупные, а из реки, из пруда — мальки, вьюны...

А змей какой делал — со шкаф! —лошадь возил деревянную, а на ней мальчишка. Змей согнёшь, приделаешь такую фурчалку бумажную, она крутится на ветру и шараборит, шумит! Раз засадили на крест змей-то, вот горе-то было, попало всем!

Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, от Всесвятской церкви, а мы, ребята, кораблики пускаем...

Весной открывалась весёлая ярмарка — Свистунья. Везде ещё грязь, а на ярмарке нарядно, весело. Каруселей несколько, всё в бисере, в блёстках, кони, колыбельки, гусь, колясочки... Карусель люди вертят, но их не видно, они за холстом, а где-то наверху гармонь играет.

И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые — пестряди — со всякими узорами. Яркие, с золотом, глиняные свинки, и барыньки, и петушки, и барашки. Лакированные чёрные кони с гривой из золотистой соломы...

А какие красивые игрушечные телеги продавали — как настоящие, обиты железом, со спицами, с оглоблями, тягой... Дудки всякие расписные — деревянные, берестяные, жестяные. Соловей-свистушка... В рот берёшь, свистишь, чокаешь, как умеешь. Запахи разные — где лаком, где маслом пахнет... Шарманки играют, свистят, поют. Шумит всё это — дудочки, флейты... Бабы сидят, продают в вёдрах, кадочках пареные груши, яблоки мочёные...

Летом к дедушке и бабушке всей семьей, как цыгане. Все на лошадях. Лошади, бывало, гуськом... Дедушка выдумщик был, пруд сам сделал, а в нём рыба была, он разводил, а я вот поймал как-то — мне и попало!

Зайцы у него в лужке бегали. Мастер был большой, дедушка-то, и слесарил, и столярил.

А я смотрел и учился у него всему. Я у многих учился так. Смотришь, бывало, в окно, как сапожник работает, или сзади стоишь. Так и сапожничать научился, самоуком. Прибил первые подмётки — так еле оторвали!..

Под осень Семеновская ярмарка бывала в Вятке. Лошадиная ярмарка. Торговали лошадьми и цыгане, и крестьяне. В хвост лошади мочало заплетут и в гриву — тоже мочало. Катались, объезжали лошадей. Я смотрел, любовался, интересовался. А потом всё больше рисовать, писать хотелось. Комнату свою расписал — на всех стенах пейзажи, утро, вечер, деревья ветвистые, на полатях голубые облака. В баньке нашей ставни расписал. Знакомым печи расписывал — оленя большого, пейзажи с утками, сороками... Очень я сорок любил!

Красиво в Вятке зимой! Город на трёх горах стоит. Домики снежными шапками покрыты, из труб дымок вьётся. Люди в расписных валенках, в овчинных шубах, подпоясанных яркими шерстяными поясами.

Снег возили на лошадях далеко на реку, корзины громадные плетёные. А мы, ребята, едем обратно в пустой корзине, только головы торчат!.. Возят да возят снег, а между домами ходы и выходы прокапывают...

Лошадки вятские славились, очень я их любил. Мохнатенькая, чёрненькая на снегу зимой, какая-то добрая, милая такая лошадка. Конька-горбунка делал — всё её вспоминал.

На масленице гулянье — тройки, одна за другой, квартала два! А сани-то — ковры напоказ, красавцы с усами, попоны с цветами, метёлочки на головах у лошадей!.. Кучерские шапки вроде цилиндров, кожаные. Рубашки самотканые со стеклянными пуговицами — голубенькими, зелёненькими, жёлтенькими...

А птичек как ловил! Снегирей, синичек, чечёток... Ветки заиндевевшие, всё кругом заснежено, на дерево залезешь, притаишься — красавцы такие прилетят, снегири! Незабываемая красота...

Делали мы, мальчишки, западни и на деревьях и на земле...

А катки какие! Фонари я сочинял из красной да зелёной бумаги в виде звезды, внутри свеча стеариновая в жестяном подсвечнике горит, звезда блестит — красиво...

С каких гор-то катаемся! Лыжи берёзовые — на носу верёвки с петлёй, правила, наденешь...

Всё так помню — какую-то палку или камешек, цветочек, кустик... Видимо, не просто так смотрел — проникал всё.

Но жалею, не всё осталось в памяти, не на всё смотрел внимательно, надо было больше смотреть. Надо было смотреть больше. Жалко, очень жалко. Неповторимо, красиво многое было...

Ещё бы Вятку не вспоминать!

 

Литература

  1. Васнецов Ю. Моя Вятка // Пионер. — 1972. — № 5.
  2. Крестинский А. Художник Юрий Алексеевич Васнецов // Пионер. — 1972. — № 5.
  3. Носырев Л. А я ищу сказку (художник Ю.А. Васнецов) // Юный художник. — 1979. — № 12.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен