Кипридой и Кифереей окрестили эту греческую богиню не зря: она родилась на Кипре, а особым почитанием пользовалась на острове Кифере в Средиземном море.
Олицетворением пленительной красоты и вечной юности считалась эта богиня. Она защищала города и помогала мореплавателям, оберегала покой умерших и заботилась о плодоносящих силах земли, была покровительницей браков и деторождения. Конечно, это древнегреческая Афродита.
Согласно древним мифам и легендам, богиня земли Гея разгневалась на своего мужа Урана, от которого рождались ужасные дети. По просьбе матери Кронос наказал отца. Афродита родилась в белоснежной морской пене из крови Урана. Вот почему её называли ещё Уранией небесной и «вышедшей из моря».
Две юные нимфы, осторожно касаясь богини, приняли её из морских волн, надели на неё золотое ожерелье, диадему и отвели на Олимп, где боги в изумлении взирали на красавицу и каждый хотел взять её в жёны.
Можно представить, с каким с удивлением и восторгом входила Афродита в неведомый мир. Сандро Боттичелли этот момент изобразил так: подгоняемая воздушными струями западного ветра Зефира, с прядями развивающихся волнистых волос обнажённая богиня, как прекрасный цветок, плыла к берегу в раскрытой раковине, целомудренным жестом прикрыв себя от любопытных взоров. На берегу её встречала богиня Флора. Казалось, и самый воздух источал благоухание: в мир пришла гармония, красота, любовь.
У Николая Куна читаем, что Оры облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был ароматом. Обаянию красоты покорялись и боги, и люди, и даже звери. В честь богини справляли красочные весенние праздники, водили хороводы и пели песни.
В более поздних сказаниях говорится, что Афродита произошла от Зевса и морской нимфы Дионы, поэтому у неё есть ещё одно название — Дионея. Существует версия, в которой родителями богини являются богиня Артемида и Зевс. Здесь у Афродиты совсем иной образ: она олицетворяет собой идеал земной женской красоты и чувственной любви. Она сидит в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями. Часто её изображали верхом на козле, который символизировал распутную жизнь.
Такая двойственность происхождения богини объединена идеей всеобщей красоты и гармонии. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Древние художники изображали богиню одетой в длинный хитон с яблоком — символом искушения, и маком — эмблемой плодовитости, в правой руке. Левую руку она прижимала к груди —жест, означающий силу женского начала. На голове её высокий головной убор. Богиню сопровождали птицы — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Рядом с ней черепаха — символ целомудрия, и дельфин — память о морском происхождении.
В римской мифологии Афродите соответствует Венера. Сначала Венера была покровительницей садов, позже стала олицетворением любви и женской красоты.
Как и Венеру, Афродиту от других богинь отличали изящество и элегантность одежды и жестов. Да это и не странно: женственность должна возбуждать чувство если не любви, то влюблённости. Древние скульпторы не жалели золота и слоновой кости, чтобы воссоздать притягательную силу богини. Знаменитая статуя скульптора Алкамена — «Афродита в садах» — послужила прототипом римской Венеры Прародительницы. Пракситель и Скопас создали статуи Афродиты, которые до сих пор признаются идеалом женской красоты.
Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную. Жители города Коса предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили её в храме Афродиты. Со всех концов земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться этой статуей. Изображение Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда она, готовясь к купанию, только что сняла своё одеяние и держит его в руках.
По одной из легенд, при виде своей статуи сама богиня воскликнула: «Меня видели обнажённой Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?»
Эталоном женской красоты долгое время считали знаменитую статую Венеры Милосской. Образ богини имел особую притягательность, популярными стали сюжеты о её морском происхождении, немало сюжетов, где Афродита представлена с другими персонажами, чаще всего Эрот, который приносил неприятности и самой богине, раня её своими стрелами.
Никто не мог равняться с силой Афродиты искусстве покорять сердца, к ней обращались за помощью даже олимпийские боги. Так, могущественная Гера для обольщения мужа попросила у неё узорчатый пояс, даровавший таинственную притягательность тому, кто его надевал.
Известна история талантливого кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего из слоновой кости статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в неё влюбился. Казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Он шептал ей ласковые слова, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижной и немой. Пигмалион принёс богине жертву и умолял её, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером и оживила статую.
Пообещав троянцу Парису в обмен на яблоко с надписью «Наипрекраснейшей» любовь самой красивой женщины из смертных — Елены Прекрасной, Афродита помогла выкрасть Елену и покровительствовала их союзу.
На Олимпе самый прекрасный и любвеобильный бог — Аполлон. Аполлон и Афродита являлись эталонами мужской и женской красоты. Но вместе им не суждено было быть. Сын Афродиты Эрот, исполняя волю матери, частенько поражал своими стрелами блистательного Аполлона.
Мужем Афродиты был хромой и некрасивый бог кузнечного ремесла Гефест. Но богиня не всегда хранила верность супругу. В её власти было осчастливить любого бога или смертного, и она сама часто влюблялась. Известно несколько её любовных историй.
Афродита наградила своей любовью троянского героя Анхиза и родила ему сына Энея. Он стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест сумел приковать их к ложу невидимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже были дети, среди которых самым популярным стал Эрот (римский Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребёнком с луком в руках: стрелы могли принести и величайшее счастье, и величайшее страдание.
Прекрасный юноша Адонис покорил сердце Афродиты с первого взгляда. Страстью Адониса была охота, богиня сопровождала возлюблённого и сама увлеклась охотой на диких зверей. Однажды она не смогла пойти с Адонисом охотиться и просила его беречь себя. Но собаки напали на след дикого вепря, и юноша поспешил за добычей. Афродита почувствовала смерть любимого и отыскала Адониса бездыханного от раны зверя. Зевс договорился с Аидом, что полгода Адонис проводит в царстве мёртвых и на полгода воссоединяется с Афродитой.
Тщетно добивался благосклонности богини Дионис — бог плодородия и виноделия. Когда и ему улыбнулось счастье, в дело вмещалась мстительная Гера, обезобразив сына Диониса и Афродиты – Приапа, появившегося в результате мимолетного увлечения.
Увидев обнаженную Афродиту в постели с Аресом, в тот момент, когда те были пойманы в сеть Гефеста, воспылал к ней страстью Посейдон. Чтобы заставить ревновать Ареса, она ответила Посейдону краткой взаимностью. Впоследствии богиня родила дочь Роду, ставшую женой Гелиоса — солнечного божества.
Афродита может быть разной: великодушной и капризной, нежной и жестокой. Но как безжалостно карала богиня тех, кто противился её власти или вздумал соперничать с ней! Она погубила Ипполита, почитавшего богиню-девственницу Артемиду, покарала и гордого Нарцисса, отвергшего любовь прекрасных нимф, ― он влюбился в своё отражение и, потеряв силы от тоски, умер, превратившись в цветок. Наказывала богиня и Полифону, обратив в сову, Арсиною сделала камнем, Мирру — миртовым деревом, а лемносских женщин наградила отвратительным запахом.
Но более всего пришлось испытать гнев Афродиты, не терпевшей соперниц в красоте, земной женщине Психее. Свой замысел погубить прелестную девушку она поручила Эроту, который должен был поразить Психею стрелой любви к самому безобразному из мужчин. Но сын богини сам влюбился в Психею и сделал её своей женой, посещая её только в полной темноте. Психея, подговоренная сёстрами, хотела разглядеть мужа, пока тот спит, но капля воска упала на Эрота, и тот проснулся и покинул возлюбленную. В поисках мужа Психея обратилась к матери Эрота ― Афродите, которая дала бедняжке невыполнимые задания. Сначала рассортировать разные виды зёрен, потом добыть золотое руно и даже набрать воду из Стикса. Не без помощи сил природы Психее удалось справиться с трудными поручениями Афродиты. По просьбе Эрота боги Олимпа узаконили его брак с Психеей и даровали ей бессмертие.
Сюжеты Венеры спящей, Венеры с Амуром, Венеры с Марсом (Аресом), в кузнице Вулкана (Гефест), Венеры и Адониса — воплотились во фресках и в картинах художников Лукаса Кранаха, Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Тициана. На картине Веласкеса «Венера перед зеркалом» богиня любуется своей красотой, она лежит на ложе и видит своё лицо в зеркале, которое держит Амур.
В античности изображение в зеркале понималось не как простое отражение наружности, а как двойник образа, хранящий бессмертное «я» каждого существа. И здесь Венера прекрасная земная и человечная, а в зеркале виден потусторонний и бессмертный образ Урании. Между изображением Венеры и её отражением в зеркале видно несовпадение — на юное обнаженное тело смотрит лицо более взрослой женщины. Даже божественная красота подвластна времени и имеет преходящий характер. Красота и жизнь мимолетны, и нет ничего вечного...
Литература
1. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
2. Мифы народов мира / Мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В. — М.: Советская энциклопедия, 1980.
3. Финогенова С. Афродита / Юный художник. — 1990. — №3. — С.7-11.