Top.Mail.Ru
Тициан
Художники

Фамилия художника нам ничего не скажет, а имя есть на каждой подписанной им картине.

Тициан (1488/1490?—1576) жил в одно время с тремя титанами Возрождения. В Милане Леонардо да Винчи придумывал свои изобретения, в Риме Рафаэль расписывал фрески, во Флоренции Микеланджело уже сотворил Давида.

Современники считали Тициана счастливым баловнем судьбы, прибавляли к имени эпитет «божественный». В тридцать лет он становится главным художником Венеции.

Первый биограф Джорджо Вазари, лично знавший художника, писал, что он имел исключительное здоровье, сполна пользовался удачами и везением, достиг счастья и благополучия. Тициан прожил долгую жизнь, много трудился и оставил после себя много учеников и подражателей.

Тициан был вторым сыном Грегорио Вечеллио, уважаемого горожанина Пьеве ди Кадоре. В семье всегда были адвокаты или нотариусы. Заметив интерес сыновей к рисованию, отец не стал перечить жене Лючии и отправил мальчиков в Венецию на учение в мозаичную мастерскую Дзуккато. Потом юноша перешёл в мастерскую знаменитого в городе художника Джентиле Беллини и там познакомился с законами перспективы и правилами построения композиции. Не сойдясь характерами с Джентиле, Тициан покинул его, перейдя к его младшему брату Джамбеллино, педагогу и знатоку античности. Здесь юноша постигал мастерство живописца и обогащал свой культурный багаж. Здесь же он обрёл друга, одарённого художника Джорджоне, с кем соревновался, расписывая арки Немецкого подворья. К сожалению, его товарищ скончался от болезни, и Тициан закончил его «Венеру», выполнив в ней пейзаж. Совсем скоро он стал получать заказы от монастырей и именитых венецианских граждан.

Для многочисленных портретов ему позировали короли, папы, дожи, знатной дамы. В его мастерской размещались не только портреты, рядом были картины с обнажёнными Венерами, Данаями, Артемидами: художнику с удовольствием позировали белокурые пышнотелые венецианки.

Однажды, работая над портретом испанского короля Карла V, Тициан уронил кисти. Король наклонился и поднял их. Услышав недовольство своих придворных, Карл сказал им, что графов и герцогов он может сделать сколько угодно, а Тициана не может сделать никто.

Уравновешенный, всегда спокойный, немногословный, уверенный в себе человек, Тициан считал талант «особой милостью неба» и, если ему не работалось, не заставлял себя работать, чтобы «не уподобляться бездарным живописцам». В его доме стояли начатые и неоконченные картины, к которым он возвращался и даже иной раз менял замысел, и тогда холст преображался.

Тициан никогда не делал эскизов и набросков. Он сразу покрывал холст красочной массой и той же кистью, окуная её в красную, чёрную или жёлтую краски, быстро вырабатывал рельеф освещённых частей картины, «вызывая из небытия прекрасные фигуры». Потом он поворачивал эти «подмалёвки» лицом к стене и оставлял их в таком положении месяцами. Когда он брал их снова в работу, то «действовал, подобно доброму хирургу» — корректировал фигуры, убирал лишнее. Дав картине высохнуть, он дорабатывал её посредством повторных мазков «до того состояния, что казалось, фигуре недоставало только дыхания». Последнюю ретушь наводил ударами пальцев — «поистине писал он более пальцами, нежели кистью». Не зря говорили, что Тициан мыслит красками!

Но вот постепенно он перестаёт писать людей, на лицах которых сияет безмятежное счастье, и начинает изображать слабость, пороки человека.

Мудрость и горечь пришли к художнику вместе со старостью, когда не стало жены, распалась семья, умерли друзья, заказчики и покровители, а Италию захватили испанские солдаты. Всё чаще обращается Тициан к библейским сюжетам, в них вкладывает свои мысли о жизни.

Фото: Государственный Эрмитаж

Он хорошо помнил один из сюжетов Библии. Когда стражники привели Иисуса Христа на суд, то спросили: отрекается ли он от своих слов, будто он «царь иудейский». Но Иисус от слов своих не отрёкся, а добавил, что он сын человеческий и на небесах сядет по правую руку Бога. Возмущённые судьи приговорили Иисуса к смертной казни. Прокуратор Понтий Пилат хотел спасти странного обвиняемого: накануне Пасхи одного осуждённого можно было помиловать. Но толпа закричала: «Распни, распни его!» и потребовала помиловать некоего Варавву. Иисуса отдали на истязание солдатам. Его ждала участь всех бесправных: сорок ударов плетьми, а затем — распятие на кресте.

По обычаю, осуждённый должен был сам нести свой крест до Голгофы—до места казни, но Иисус, обессиленный истязаниями, не выдерживает тяжести креста и трижды падает. Тогда стражники останавливают случайного человека, идущего со стороны поля. И это Симон из  города Киринеи. Именно он помогает Иисусу нести крест.

Картину «Несение креста», основанную на этом евангельском сюжете, Тициан создавал около пяти лет. На ней изображены две фигуры: Христос и Симон Киринеянин. Лицо Иисуса с каплями крови исполнено муки и боли. Напротив, лицо Симона чистое, с ухоженной седой бородой. В облике Симона видны черты вполне реального человека из окружения художника. Симон, хотя и был крестьянином, видимо, прибыл в Иерусалим на праздник гостем, одет он богато, на большом пальце руки дорогой перстень. Обе фигуры расположены так, что идут в одном направлении, но разделяет их тяжеленный крест, причём Христос даже не видит своего помощника.

Иисус идёт на Голгофу, зная, что ждёт его мученическая смерть. Но у Тициана он красив, могуч, полон духовных сил. Он не сломлен, хотя и понимает, что от судьбы не уйти. Он несёт свой крест с достоинством… и смотрит прямо на нас, словно говоря, что каждому следует помнить о жертве, принесённой им, о мужестве, с которым он переносит страдания.                                                   

История создания картины неизвестна. Была ли она кем-то заказана и не выкуплена? Была ли дорога художнику, который почему-то не расстался с ней и оставил её в своём доме, где она была найдена после его смерти?

У Тициана существуют две картины с одинаковым сюжетом. О первой мы рассказали, она является авторской копией и хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Она отличается мрачным колоритом, драматизмом. Вторая подписана художником и находится в испанском Мадриде в музее Прадо. В ней увеличена высота и изменены некоторые детали.

 

Литература

  1. Бенсьюзан, Самьюэл Леви (1872-1958). Тициан / / [Соч.] С. Бенсюзана; Пер. Е. Боратынской. — Москва [и т. д.] : Ю.И. Лепковский, 1909.
  2. Махов А. Тициан. Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ). - М.: Молодая гвардия, 2006.
  3. Тициан. Авт-сост. И.А. Смирнова. - М.: «Изобразительное искусство», 1987.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен