Фамилия художника нам ничего не скажет, а имя есть на каждой подписанной им картине.
Тициан (1488/1490?—1576) жил в одно время с тремя титанами Возрождения. В Милане Леонардо да Винчи придумывал свои изобретения, в Риме Рафаэль расписывал фрески, во Флоренции Микеланджело уже сотворил Давида.
Современники считали Тициана счастливым баловнем судьбы, прибавляли к имени эпитет «божественный». В тридцать лет он становится главным художником Венеции.
Первый биограф Джорджо Вазари, лично знавший художника, писал, что он имел исключительное здоровье, сполна пользовался удачами и везением, достиг счастья и благополучия. Тициан прожил долгую жизнь, много трудился и оставил после себя много учеников и подражателей.
Тициан был вторым сыном Грегорио Вечеллио, уважаемого горожанина Пьеве ди Кадоре. В семье всегда были адвокаты или нотариусы. Заметив интерес сыновей к рисованию, отец не стал перечить жене Лючии и отправил мальчиков в Венецию на учение в мозаичную мастерскую Дзуккато. Потом юноша перешёл в мастерскую знаменитого в городе художника Джентиле Беллини и там познакомился с законами перспективы и правилами построения композиции. Не сойдясь характерами с Джентиле, Тициан покинул его, перейдя к его младшему брату Джамбеллино, педагогу и знатоку античности. Здесь юноша постигал мастерство живописца и обогащал свой культурный багаж. Здесь же он обрёл друга, одарённого художника Джорджоне, с кем соревновался, расписывая арки Немецкого подворья. К сожалению, его товарищ скончался от болезни, и Тициан закончил его «Венеру», выполнив в ней пейзаж. Совсем скоро он стал получать заказы от монастырей и именитых венецианских граждан.
Для многочисленных портретов ему позировали короли, папы, дожи, знатной дамы. В его мастерской размещались не только портреты, рядом были картины с обнажёнными Венерами, Данаями, Артемидами: художнику с удовольствием позировали белокурые пышнотелые венецианки.
Однажды, работая над портретом испанского короля Карла V, Тициан уронил кисти. Король наклонился и поднял их. Услышав недовольство своих придворных, Карл сказал им, что графов и герцогов он может сделать сколько угодно, а Тициана не может сделать никто.
Уравновешенный, всегда спокойный, немногословный, уверенный в себе человек, Тициан считал талант «особой милостью неба» и, если ему не работалось, не заставлял себя работать, чтобы «не уподобляться бездарным живописцам». В его доме стояли начатые и неоконченные картины, к которым он возвращался и даже иной раз менял замысел, и тогда холст преображался.
Тициан никогда не делал эскизов и набросков. Он сразу покрывал холст красочной массой и той же кистью, окуная её в красную, чёрную или жёлтую краски, быстро вырабатывал рельеф освещённых частей картины, «вызывая из небытия прекрасные фигуры». Потом он поворачивал эти «подмалёвки» лицом к стене и оставлял их в таком положении месяцами. Когда он брал их снова в работу, то «действовал, подобно доброму хирургу» — корректировал фигуры, убирал лишнее. Дав картине высохнуть, он дорабатывал её посредством повторных мазков «до того состояния, что казалось, фигуре недоставало только дыхания». Последнюю ретушь наводил ударами пальцев — «поистине писал он более пальцами, нежели кистью». Не зря говорили, что Тициан мыслит красками!
Но вот постепенно он перестаёт писать людей, на лицах которых сияет безмятежное счастье, и начинает изображать слабость, пороки человека.
Мудрость и горечь пришли к художнику вместе со старостью, когда не стало жены, распалась семья, умерли друзья, заказчики и покровители, а Италию захватили испанские солдаты. Всё чаще обращается Тициан к библейским сюжетам, в них вкладывает свои мысли о жизни.
Он хорошо помнил один из сюжетов Библии. Когда стражники привели Иисуса Христа на суд, то спросили: отрекается ли он от своих слов, будто он «царь иудейский». Но Иисус от слов своих не отрёкся, а добавил, что он сын человеческий и на небесах сядет по правую руку Бога. Возмущённые судьи приговорили Иисуса к смертной казни. Прокуратор Понтий Пилат хотел спасти странного обвиняемого: накануне Пасхи одного осуждённого можно было помиловать. Но толпа закричала: «Распни, распни его!» и потребовала помиловать некоего Варавву. Иисуса отдали на истязание солдатам. Его ждала участь всех бесправных: сорок ударов плетьми, а затем — распятие на кресте.
По обычаю, осуждённый должен был сам нести свой крест до Голгофы—до места казни, но Иисус, обессиленный истязаниями, не выдерживает тяжести креста и трижды падает. Тогда стражники останавливают случайного человека, идущего со стороны поля. И это Симон из города Киринеи. Именно он помогает Иисусу нести крест.
Картину «Несение креста», основанную на этом евангельском сюжете, Тициан создавал около пяти лет. На ней изображены две фигуры: Христос и Симон Киринеянин. Лицо Иисуса с каплями крови исполнено муки и боли. Напротив, лицо Симона чистое, с ухоженной седой бородой. В облике Симона видны черты вполне реального человека из окружения художника. Симон, хотя и был крестьянином, видимо, прибыл в Иерусалим на праздник гостем, одет он богато, на большом пальце руки дорогой перстень. Обе фигуры расположены так, что идут в одном направлении, но разделяет их тяжеленный крест, причём Христос даже не видит своего помощника.
Иисус идёт на Голгофу, зная, что ждёт его мученическая смерть. Но у Тициана он красив, могуч, полон духовных сил. Он не сломлен, хотя и понимает, что от судьбы не уйти. Он несёт свой крест с достоинством… и смотрит прямо на нас, словно говоря, что каждому следует помнить о жертве, принесённой им, о мужестве, с которым он переносит страдания.
История создания картины неизвестна. Была ли она кем-то заказана и не выкуплена? Была ли дорога художнику, который почему-то не расстался с ней и оставил её в своём доме, где она была найдена после его смерти?
У Тициана существуют две картины с одинаковым сюжетом. О первой мы рассказали, она является авторской копией и хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Она отличается мрачным колоритом, драматизмом. Вторая подписана художником и находится в испанском Мадриде в музее Прадо. В ней увеличена высота и изменены некоторые детали.
Литература
- Бенсьюзан, Самьюэл Леви (1872-1958). Тициан / / [Соч.] С. Бенсюзана; Пер. Е. Боратынской. — Москва [и т. д.] : Ю.И. Лепковский, 1909.
- Махов А. Тициан. Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ). - М.: Молодая гвардия, 2006.
- Тициан. Авт-сост. И.А. Смирнова. - М.: «Изобразительное искусство», 1987.