Человечество давно искало лучший способ сохранить прекрасное и значимое воспоминание.
Оно пыталось запечатлеть его в предметах, красках, звуках, слове, образе. Вот почему существуют памятники архитектуры и живописи, культуры и литературы. Есть даже памятники природы.
Помните фразу из ставшего классикой фильма, в котором герой разыскивает памятник. Таксист уточняет, не «сидячий» ли этот памятник? А герой в исполнении талантливого актёра Савелия Краморова парирует: «Кто ж его посадит? Он же памятник».
Мы привыкли в музеях рассматривать бюсты и статуи, абстрактные композиции, на улицах городов привычны нашему взору колонны, триумфальные арки и обелиски, на домах, где жили знаменитости, видим памятные доски, на вокзалах встречаем транспортные памятники и трофеи. Не только здания, но и скульптуры в исторических садах и парках, предметы искусства становятся памятниками, то есть свидетелями эпох и цивилизаций.
Но есть ещё и памятники природы. Это территории, где располагаются примечательные нерукотворные природные объекты: деревья-долгожители, скалы, вулканы, ледники, пещеры, водопады, гейзеры, нетронутые пахотой степи. Люди сохраняют их естественный, первозданный вид и состояние.
Например, в Курской области такой охраняемой территорией является Стрелецкая степь, биосферный заповедник, который теперь носит имя его основателя ― учёного Василия Алёхина. А Стрелецкой степью её назвали потому, что она принадлежала в XVII веке воинам-стрельцам, устроившим в этой луговой части выпас для скота.
Наша память связана крепкими узами с большой и малой родиной. Мы живём в большой стране, знаем её историю, традиции, культуру. Но по месту своего рождения и становления как личности у каждого из нас есть тот уголок земли, с которым связаны воспоминания о семье, родном доме.
В памяти человек хранит не столько прошлое, сколько смыслы, идеи предшественников. Это выражается в умениях и навыках, ценностях и символах, в обычаях и нравах, во взаимодействии людей разных традиций и взглядов.
Своими размышлениями о культурной памяти делится писатель Юрий Линник, призывая читателей внимательнее относиться к любому творению природы и беречь её «в большом и малом».
Юрий Линник
Памятники природы
Память и культура. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Дабы губительные силы забвения не взяли верх над светлыми силами памяти, человек создаёт — или выделяет среди созданного ранее — особые по своей значительности объекты, которые называют памятниками. Это не только творения его рук — книги, статуи, картины, здания; это и произведения природы, обладающие исключительно высокой научной, духовной или эстетической ценностью.
Природу издревле называют великой художницей — ведь она действительно творит по законам красоты. Можно сказать, что любое творение природы — цветок, бабочка, птица — является своего рода шедевром. Писатель К. Г. Паустовский однажды задумался, что было бы, если бы золотой осенний лист существовал на Земле в единственном экземпляре? Миллионы людей захотели бы поглядеть на это чудо...
И всё же среди разнообразных явлений природы — будь то ландшафты, экосистемы, организмы — есть такие, которые явно выделяются в своём окружении: на них лежит печать особой отмеченности; слава о них идёт по всему краю или стране, а то и по всей планете.
Каждый такой памятник неповторим, уникален. Роща реликтовой сосны на мысе Пицунда: больше в мире нигде нет подобной рощи.
Часто памятники природы производят впечатление чего-то чудесного, небывалого: словно в их создании участвовала какая-то сверхъестественная сила. Примером здесь может быть знаменитая «Башня дьявола», находящаяся на западе Северной Америки. Название говорит за себя: настолько ошеломляющее впечатление производит это грандиозное сооружение, авторство которого так и хочется приписать если не дьяволу (устаревший образ!), то космическим пришельцам. В самом деле, как объяснить происхождение этого каменного небоскрёба? Не сразу геологи поняли, что перед ними жерло бывшего вулкана, точнее, отливка из магмы, застывшая в широкой горловине. Вулканический конус давно разрушился, а вот его более прочный стержень сохранился до наших дней. Перед нами памятник в самом точном смысле этого слова: структура, несущая информацию о далёком прошлом.
Карелия...
Мы с вами движемся вдоль моренного ландшафта, который образовался в результате движения ледника. Здесь что ни валун, то памятник ледникового периода. Откуда принесена льдами эта окатанная глыба из розового гранита? Быть может, когда-то она была прописана на берегах Ладоги, а теперь, после долгого путешествия, украшает скалистые берега Онеги. Как выразительны группы карельских валунов! Это настоящие ансамбли. По своему стилю они напоминают знаменитые японские «сады камней».
Каждая стихия природы может создавать памятники себе. Разве фантастические дюны не являются своеобразным отпечатком ветра? А во многих долинах мы без труда угадываем рисунок речного меандра — характерную, ритмично изгибающуюся линию. Реки уже может и не быть. Но память о ней навсегда запечатлелась в строении ландшафта.
Нередко и вода и воздух работают в соавторстве. Подчас им удаётся создать подлинные шедевры! Достаточно вспомнить так называемые фигуры выветривания. Это настоящие скульптуры — даже целые комплексы скульптур. Среди фигур выветривания чувствуешь себя как на другой планете.
Нет, это всё же Земля. Но почему в знаменитом Большом Каньоне, находящемся в США, мы вдруг наталкиваемся на индийский храм? Пагода, самая настоящая пагода! Гора эта, образовавшаяся в результате эрозии, называется так: «Храм Вишну». Аналогия с индийским зодчеством потрясает своей полнотой. И у нас в стране есть немало мест с фигурами выветривания. Достаточно вспомнить прославленные «Енисейские столбы». Или Каратепе в Узбекистане, где иногда кажется: это не камни, а черепа и кости гигантских ископаемых животных.
В.И. Вернадский показал, что жизнь является геологической силой. И эта сила тоже творит величественные памятники. Вспомним о коралловых островах; вспомним о Южных Альпах, сложенных в значительной своей части из ракушечника,— жизнь ваяет пространные ландшафты, и делает это с не меньшим размахом, чем стихии магмы, воды, воздуха.
Природа вносит свой вклад в Книгу рекордов Гиннесса. Подумать только: знаменитое мамонтово дерево из Калифорнии — у него даже есть собственное имя Гризли — имеет возраст 3000 лет, высоту 63 метра, диаметр у основания 7,5 метра. Изумительный памятник природы! Хочется напомнить о том, что наши предки поклонялись деревьям-гигантам, существовал целый их культ. Вообще многие памятники природы становились своего рода храмами. Здесь человек переживал чувство возвышенного, задумывался о вечном; здесь расширялось его сознание; от созерцания природы он переходил к размышлению о первопричине всего сущего.
В памятнике время как бы останавливается, он частично принадлежит самой вечности. Каково было состояние учёных, которые в 1938 году обнаружили латимерию, представителя кистепёрых рыб: ведь это живое ископаемое! Не надо машины времени: латимерия переносит нас в глубокое прошлое — к самой заре биосферы. Без преувеличений: вечностью веет от латимерии. Как и от целёхонького мамонта, найденного в якутской вечной мерзлоте в 1901 году: это тоже памятник природы — хранитель информации о древней фауне.
Разнообразие, информационная насыщенность — вот чудесные свойства земного ландшафта. Высокие горы и величественные водопады; таинственные болота и причудливые пещеры. Быть может, именно благодаря этому разнообразию на планете возникла разумная жизнь? Это серьёзный вопрос. Учёные считают: для развития интеллекта необходима разнородная среда, обеспечивающая богатство впечатлений. Прежде всего таким источником впечатлений являются памятники природы — и самые великие из них, и более скромные. В каждой местности всегда есть что-либо интересное, выдающееся. Сюда тянутся люди, желая удовлетворить свои эстетические потребности; здесь мы всегда видим художников.
Особо хочется сказать о памятниках природы, содействующих развитию национального чувства. Вспомним пейзаж в гениальной картине М. Нестерова: юный Варфоломей — будущий Сергий Радонежский — на фоне сквозящих русских далей. Этот пейзаж не придуман: его прототип мы найдём в Абрамцеве. И разве он не является национальным достоянием? Ведь в нём вся душа Святой Руси: её прозрачность, её открытость добру и свету.
Это увлекательное дело: поиск и выявление памятников природы. В ряд таких памятников мы вправе поставить и замечательный родник, и редкое растение, и красивый вид. Быть может, вся наша планета — это неповторимый памятник, к которому скоро начнут совершать паломничество представители внеземных цивилизаций? Будет ужасно неловко перед ними, если они увидят одну пустыню, оставленную нами. Так будем беречь природу в большом и малом. Это веление нравственного долга.
Сведения об авторе
Юрий Владимирович Линник (1944―2019) ― доктор философских наук, писатель и поэт, опубликовал серию книг «Моя биосфера», книги для детей «Лесной театр», «Лесная почта», создал Музей космического искусства им. Н. К. Рериха.
Литература
- Линник Ю. Памятники природы // Юный натуралист. ― 1991. ― № 2.
- Произведения Юрия Владимировича Линника // https://imena.karelia.ru/media/n_persones190/linnik_knigi/index.html