Для тех, кто прошёл и пережил войну, День Победы особенно дорог. Но вспоминать о войне трудно.
Это память о постоянном столкновении лицом к лицу со смертью. Выжившие всегда в большом долгу перед теми, кто пал на полях сражений.
Многие советские художники участвовали в Великой Отечественной войне, по-разному складывались их судьбы. К примеру, Михаил Андреевич Савицкий начал военную службу в зенитной артиллерии. С началом войны был десантирован в осаждённый Севастополь и участвовал в героической обороне города, сражаясь до последнего патрона, затем испытал на себе ад фашистских застенков. Тема войны стала главной в его творчестве. Своими произведениями художник заставлял осмыслить цену сегодняшней мирной жизни.
Известность к Савицкому пришла с «Партизанской мадонны»: в образе молодой матери-крестьянки зрители увидели символ сражающейся Белоруссии.
А на полотне «Уходящая в ночь» изображены всего две фигуры — матери и дочери. Мать провожает совсем юную девушку в партизанский отряд. Она понимает, что дочь уходит, вероятно, на верную смерть, но не удерживает её. Лишь плотно сжатые губы да настороженность взгляда выдают волнение.
Основной фон картины тёмный, но контраст светлого и чёрного ощутимо передаёт тревожное состояние времени. Неяркий огонёк керосиновой лампы выхватывает из ночи лицо, фигуру с винтовкой через плечо и узелком в руках, прижатым к груди.
Девушка смотрит на нас широко открытыми глазами. В них печаль и боль, которая была в сердцах всех белорусов: республика первой приняла на себя удар врага, дольше всех страдала под фашистским игом. Но осталась несломленной и непокоренной, на священную битву встали всем народом — от малых детей до глубоких стариков.
Скромный по размерам холст обладает большой силой эмоционального воздействия. Скупыми средствами художник глубоко раскрывает извечную тему — борьбы добра и зла. Беспредельна способность человека противостоять злу, но это качество нужно воспитывать смолоду.
Картина Савицкого — завет художника тем, кому и в будущем предстоит хранить завоеванный в смертельном бою мир, решительно и твёрдо стоять на защите Отчизны.
Боевыми помощниками старших на фронте и в тылу стали комсомольцы и пионеры. Терпеливо и стойко рядом со стариками и женщинами работали школьники у заводских станков и на колхозных полях. Рискуя жизнью каждый миг, комсомольцы участвовали в партизанском движении, мужественно боролись в рядах подпольных организаций.
О том, какие драматические события произошли в оккупированном врагом Краснодоне, повествует роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Писатель создавал его по горячим следам событий — в конце войны книга о подвиге комсомольцев Донбасса уже была восторженно встречена читателями.
А сразу же после войны к этой волнующей теме обратился художник П. Соколов-Скаля. Его полотно «Краснодонцы» представляет собой групповой портрет, выполненный почти в натуральную величину. Богатый опыт и мастерство плакатиста, автора книжных иллюстраций помогли Павлу Петровичу воссоздать атмосферу времени, достоверно передать состояние надвигающейся трагедии, подчеркнуть благородную решимость и веру молодогвардейцев в правое дело, в победу.
Свет от лампы на столе отбрасывает тревожные блики, образуя эмоциональный центр композиции. В лицах подпольщиков угадываются единые чувства и настроения. Но каждый герой характеризован индивидуально — жестом рук, поворотом головы, пластикой фигуры. Автору сосредоточил внимание на духовной силе, нравственной высоте героев, подчеркнул величие их бессмертного подвига.