Поэт Державин, драматург Фонвизин, живописец Левицкий, скульптор Шубин… В этом ряду самых знаменитых мужей XVIII века стоит по праву и Федот Иванович Шубин.
28 мая 2025 года исполнилось 285 лет со дня рождения выдающегося мастера портретной пластики и яркого представителя художественного классицизма. Сын крестьянина-помора, в юности он был рыбаком, пахал землю, занимался резьбой по дереву, был истопником при дворе вельможи, а стал известным академиком, выдающимся скульптором.
Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами… — скажет в стихотворении Г.Р. Державин, отметив талант Шубина.

Бюст М.В. Ломоносова
Федот Шубин (настоящая фамилия Шубной) родился в 1740 году в селе Холмогоры Архангельской губернии — том же месте, что и Михаил Ломоносов. Его путь в искусстве начался с обучения в семье иконописцев, затем он поступил в Императорскую Академию художеств, обратив на себя внимание преподавателей портретными работами. В 1767 году был отправлен на обучение за границу — сначала в Париж, где занимался у Ж.-Б. Лемуана, а затем в Рим для изучения античного искусства.
Бюст императора Павла I
Вернувшись в Россию в 1773 году, Шубин создал целую галерею парадных портретов. Бюсты государственных деятелей, писателей, учёных и военачальников в его исполнении отличались глубокой психологической выразительностью, высокой точностью. Среди самых известных работ — портреты Екатерины II, А.В. Суворова, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, А.М. Голицына, братьев З.Г. и И.Г. Чернышевых. Он также участвовал в оформлении интерьеров дворцов в Санкт-Петербурге.
Бюст полководца З.Г. Чернышева
Например, круглый зал Чесменского дворца украшен декоративными медальонами, демонстрирующими родословие «державы Российской». Древнерусские воины и правители очень похожи на былинных героев и бородатых крестьян. Во Мраморном дворце размещены исторические барельефы, изображавшие великодушие к военнопленным Сципиона Африканского и А.Г. Орлова. В ряду фигур Большого Петергофского каскада стоит декоративная статуя «Пандора». Героиня мифа наклонилась, словно желая коснуться рукой воды и не решаясь открыть сосуд со всеми бедами мира.
Заказчиками скульптора были люди знатные и властные, надменные и тщеславные. Поэтому и Екатерина II изображалась в идеализированном виде. В статуе царицы, стоящей в Таврическом дворце, она представлена Минервой — богиней правосудия с книгой законов и рогом изобилия. Но Иван Шубин не был льстецом. Иной раз в парадном бюсте были явно видны нелицеприятные черты их носителей: грубоватость, примитивность, надменность, взбалмошность. Сквозь светские маски художник видел суть человека.
Первоначально скульптор создавал бюсты в глине, а затем отливал в гипсе, бронзе, но чаще использовал мрамор. Разный материал помогал ему находить интересные приёмы выразительности. В последние годы мастер отходил от парадных атрибутов ранних работ и нарочитого позирования, стремясь к размеру натуры и к естеству.
Шубин считается основоположником русской реалистической портретной скульптуры. Он первым в отечественном искусстве научился передавать не только внешнее сходство, но и характер, внутреннее состояние человека. Историческая и сословная оценка соединялись с оценкой человеческой личности. Воин оставлял впечатление силы, прямоты характера, царедворец — льстивости, самодовольства, чиновник — энергичности, строгости, учёный — ума и образованности, литератор — независимого характера и одарённости.
Редки бюсты женщин. Но и они замечательны. Вот придворная дама с искусной высокой причёской. Всё в ней красиво, по-светски изящно и гармонично, хотя взгляд холоден и властен.
Бюст графини М.Р. Паниной
Работы Шубина знаменуют важный этап в развитии русской культуры и искусства, закладывая традиции, которые продолжат мастера XIX века. Федот Шубин оставил после себя богатое художественное наследие. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее и Государственном Эрмитаже.
Шестидесятичетырёхлетнего скульптора не стало в 1805 году. Он умер от туберкулёза, в бедности. Хотя его заказчиками были люди богатые, они оценивали труд художника не должным образом, а скромность Федота Ивановича не позволяла запрашивать больше. Он потерял в пожаре свою мастерскую, жил в нанятой квартире и не имел постоянного жалования. Уменьшение заказов и тяготение заказчиков к манерности и сходству с античными богами и богинями осложняли жизнь стареющего, больного скульптора.
В день его юбилея мы вспоминаем художника, сумевшего передать голос эпохи через камень.
Посетите Виртуальный Русский музей и рассмотрите работы Ф.И. Шубина.
Предлагаем вашему вниманию видеолекторий «Век Русского музея». Федот Шубин».