Top.Mail.Ru
Похвальные дела скульптора Шубина
Художники

Поэт Державин, драматург Фонвизин, живописец Левицкий, скульптор Шубин… В этом ряду самых знаменитых мужей XVIII века стоит по праву и Федот Иванович Шубин.

28 мая 2025 года исполнилось 285 лет со дня рождения выдающегося мастера портретной пластики и яркого представителя художественного классицизма. Сын крестьянина-помора, в юности он был рыбаком, пахал землю, занимался резьбой по дереву, был истопником при дворе вельможи, а стал известным академиком, выдающимся скульптором.

Хочу достоинствы я чтить,

Которые собою сами

Умели титлы заслужить

Похвальными себе делами… — скажет в стихотворении Г.Р. Державин, отметив талант Шубина.


Бюст М.В. Ломоносова

Федот Шубин (настоящая фамилия Шубной) родился в 1740 году в селе Холмогоры Архангельской губернии — том же месте, что и Михаил Ломоносов. Его путь в искусстве начался с обучения в семье иконописцев, затем он поступил в Императорскую Академию художеств, обратив на себя внимание преподавателей портретными работами. В 1767 году был отправлен на обучение за границу — сначала в Париж, где занимался у Ж.-Б. Лемуана, а затем в Рим для изучения античного искусства.

Бюст императора Павла I

Вернувшись в Россию в 1773 году, Шубин создал целую галерею парадных портретов. Бюсты государственных деятелей, писателей, учёных и военачальников в его исполнении отличались глубокой психологической выразительностью, высокой точностью. Среди самых известных работ — портреты Екатерины II, А.В. Суворова, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, А.М. Голицына, братьев З.Г. и И.Г. Чернышевых. Он также участвовал в оформлении интерьеров дворцов в Санкт-Петербурге.

Бюст полководца З.Г. Чернышева

Например, круглый зал Чесменского дворца украшен декоративными медальонами, демонстрирующими родословие «державы Российской». Древнерусские воины и правители очень похожи на былинных героев и бородатых крестьян. Во Мраморном дворце размещены исторические барельефы, изображавшие великодушие к военнопленным Сципиона Африканского и А.Г. Орлова. В ряду фигур Большого Петергофского каскада стоит декоративная статуя «Пандора». Героиня мифа наклонилась, словно желая коснуться рукой воды и не решаясь открыть сосуд со всеми бедами мира.

Заказчиками скульптора были люди знатные и властные, надменные и тщеславные. Поэтому и Екатерина II изображалась в идеализированном виде. В статуе царицы, стоящей в Таврическом дворце, она представлена Минервой — богиней правосудия с книгой законов и рогом изобилия. Но Иван Шубин не был льстецом. Иной раз в парадном бюсте были явно видны нелицеприятные черты их носителей: грубоватость, примитивность, надменность, взбалмошность. Сквозь светские маски художник видел суть человека.

Первоначально скульптор создавал бюсты в глине, а затем отливал в гипсе, бронзе, но чаще использовал мрамор. Разный материал помогал ему находить интересные приёмы выразительности. В последние годы мастер отходил от парадных атрибутов ранних работ и нарочитого позирования, стремясь к размеру натуры и к естеству.

Шубин считается основоположником русской реалистической портретной скульптуры. Он первым в отечественном искусстве научился передавать не только внешнее сходство, но и характер, внутреннее состояние человека. Историческая и сословная оценка соединялись с оценкой человеческой личности. Воин оставлял впечатление силы, прямоты характера, царедворец — льстивости, самодовольства, чиновник — энергичности, строгости, учёный — ума и образованности, литератор — независимого характера и одарённости.

Редки бюсты женщин. Но и они замечательны. Вот придворная дама с искусной высокой причёской. Всё в ней красиво, по-светски изящно и гармонично, хотя взгляд холоден и властен.

Бюст графини М.Р. Паниной

Работы Шубина знаменуют важный этап в развитии русской культуры и искусства, закладывая традиции, которые продолжат мастера XIX века. Федот Шубин оставил после себя богатое художественное наследие. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее и Государственном Эрмитаже.

Шестидесятичетырёхлетнего скульптора не стало в 1805 году. Он умер от туберкулёза, в бедности. Хотя его заказчиками были люди богатые, они оценивали труд художника не должным образом, а скромность Федота Ивановича не позволяла запрашивать больше. Он потерял в пожаре свою мастерскую, жил в нанятой квартире и не имел постоянного жалования. Уменьшение заказов и тяготение заказчиков к манерности и сходству с античными богами и богинями осложняли жизнь стареющего, больного скульптора.

В день его юбилея мы вспоминаем художника, сумевшего передать голос эпохи через камень.

 

Посетите Виртуальный Русский музей и рассмотрите работы Ф.И. Шубина.

Предлагаем вашему вниманию видеолекторий «Век Русского музея». Федот Шубин».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен