В школьном лагере «Солнышко» отметили Пушкинский день. 6 июня царила атмосфера волшебства и творчества!
День был посвящён великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его бессмертным сказкам.
Воспитанники детского лагеря с головой окунулись в мир пушкинских образов и сюжетов. Начался день с увлекательного мастер-класса «Кот учёный», где юные художники создавали яркие коллажи в необычных техниках штампинга и пуантилизма. Каждый смог почувствовать себя настоящим творцом, воплощая любимых героев на бумаге.
Затем ребят ждала интеллектуальная игра «Зашифрованный Пушкин». Разгадывая ребусы и головоломки, основанные на сказках поэта, дети не только весело провели время, но и проверили свои знания произведений Пушкина.
В творческих мастерских кипела работа! Одни ребята рисовали иллюстрации к любимым сказкам, а другие создавали "живые картины", инсценируя известные эпизоды. Фантазия била ключом, и каждый смог проявить свои артистические способности.
Кульминацией дня стал краткосрочный проект «Там чудеса, там леший бродит…», посвященный сказкам А.С. Пушкина. Ребята подготовили небольшие выступления, читали стихи и делились своими впечатлениями от прочитанного.
День прошел насыщенно и интересно, оставив у ребят массу положительных эмоций и вдохновения! Пушкинский день в "Солнышке" стал настоящим праздником творчества и любви к русской литературе.
А мы предлагаем познакомиться маленьким рассказом Т. Кудрявцевой о том, как Пушкин стал частью нашей жизни и своими произведениями словно беседует с нами...
Татьяна Кудрявцева
Пушкин и мальчик
Это было много лет назад. Стояла ранняя осень. Это я точно помню, потому что листья падали уже совершенно жёлтые, насквозь пропитанные медом лета, а солнце ещё светило теплом.
Я пришла взять интервью у одного второклассника. Сама я была почти взрослая, но пока ещё не настоящая журналистка, студентка университета.
Про этого мальчика мне рассказали в Эрмитаже. Там была замечательная детская изостудия. На Новый год они решили устроить карнавал. Все дети стали придумывать себе костюмы. Кто — Снежинки, кто Принцессы, кто Рыцаря. А этот мальчик встал и сказал:
— Я хотел бы быть Чернильницей Пушкина.
Ребята замолчали от неожиданности. Мысль, что ни говорите, была оригинальная. А главное, мальчик слова свои не выкрикнул, а произнёс очень тихо, как поверяют только самую потаённую мечту.
Не у всех ребят в восемь лет есть страстная, глубокая, великая мечта.
А у него была.
Это стало мне ясно сразу, как я переступила порог их квартиры. Хотя поначалу мальчик и показался мне чересчур маленьким: он играл с собакой, они прыгали друг на друга и визжали. Собаку звали Пуська, она была беленькая и кудрявая, похожая на овечку.
Мальчик носил очки, очки всё время сползали ему на нос.
— Скажи, — требовательно спросила я. — Ты, правда, любишь Пушкина?
Внезапно взгляд у моего собеседника сделался серьёзным и строгим, точно у школьного учителя.
Мальчик помолчал, ведь вопросом на вопрос отвечать невежливо, а он был хорошо воспитан. Тем не менее, посопев носом и поморгав, он выдал:
— Минуточку, а как вы относитесь к Дантесу?
«Вот ещё, — подумала я, — экзаменовать меня будет!» Поскольку я была ещё не совсем взрослая, то очень не любила, когда меня принимали за школьницу.
А мальчик продолжал в своем духе.
— Дантес ведь был красавец. Неизвестно почему, но женщины теряли из-за него голову. А вы — женщина!
Так вот, оказывается, в чём дело! Мальчик просто испытывал меня. Он любил Пушкина столь сильно, что говорить о нем мог только с человеком, который любил Пушкина не меньше, а главное, был предан ему до гроба.
Да никогда в жизни мне не был симпатичен Дантес! Ни его пышные холёные усы, ни бархатный взгляд, ни французская щеголеватость даже!
— Да ты что, брат, — сказала я мальчику. — Пушкин — это моё всё!
И тогда он поверил.
Он открыл мне все свои богатства. Портрет поэта, пейзажи, детские рисунки, на которых мальчик каждый день наносил то одну черту, то другую: пушкинской судьбы, пушкинской строки и памяти, своей собственной, в которой уже бродили и будоражили душу и Руслан, и Цыганы, и даже Евгений Онегин. Мальчик просто священнодействовал, он рассказывал мне про жизнь поэта, как будто наблюдал её совсем рядышком. Наблюдал и восхищался. Он легко открывал страницы толстых книг, безошибочно — на нужной ему — и читал, как будто пел. В свои малые восемь лет.
Ничего подобного я никогда больше не видела и не слышала. Даже в концертных залах, даже в блистательных ученых гостиных.
Я просто молчала, ошарашенная. Да мальчику и не нужен был собеседник, он вёл свой диалог с поэтом, с самим Александром Сергеевичем. И вдруг предложил мне, непонятно за что. Может, за то, что мы вдруг стали родные — все трое: Пушкин, мальчик и я.
— Хотите, я вам тайну скажу? Я пишу книгу. Про него. Всю жизнь буду писать.
И мы как два заговорщика стали читать странички написанной и ещё не написанной книжки.
Мальчик не был вундеркиндом. Просто на него пролился свет гения. Так бывает иногда. Особенно в детстве. Особенно, если твоя первая книжка — окажется Пушкинской.
Мальчика звали Митя Савельев Теперь он уж, наверное, давно взрослый. Мы не виделись с ним с тех пор, но у меня на столе и сейчас стоят два его рисунка. Он подарил мне их тогда.
На одном Пушкин — на краю земли. Он будто парит и будто обнимает землю двумя руками, может, потому, что весь мир ему подвластен, мир ему принадлежит.
А на другом — Арина Родионовна. Она в беленьком платочке, лицо, как калёный орешек, сморщено годами и думами. Пушкин читает ей стих, и она не слушает — внимает...
Когда я смотрю на эти рисунки, мне отчего-то кажется, что Пушкин — жив.
Литература
- Кудрявцева Т. Для тех, кто не любит читать. — СПб.: ДетГиз-Лицей, 2006.
- Кудрявцева Т. Пушкин и мальчик // Пионер. — 2000. — № 1.
Сведения об авторе
Татьяна Александровна Кадрявцева (родилась в 1950 году) — прозаик, поэт, журналист, эссеист, литературный критик. Автор книг о Санкт-Петербурге и многих повестей и рассказов для детей.