День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая.
30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России. Празднование Дня славянской письменности и культуры в Российской Федерации связано с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые считаются создателями первого славянского алфавита.
24 мая — день их памяти, поэтому профильный праздник утвердили именно на эту дату. Интересно, что сразу после Дня славянской письменности и культуры празднуется другой важный профильный праздник, 25 мая – День филолога.
Интересный факт: древнеславянский алфавит состоит из 29 букв, у каждой из которых есть название: азъ, буки, веди, глаголь, добро… Существует гипотеза, что если прочитать весь алфавит по порядку, наделяя каждую букву ее исходным значением, можно найти зашифрованное послание. На современном языке оно звучит примерно следующим образом: «Я Бога Ведаю. Говорю и делаю Добро. Добро Есть Жизнь. Живите Землею, она кормилица наша. И Как мы Люди Мыслим, таков и Наш мир».
Прочитайте рассказ Е. Перехвальской «А всё началось с точки…», в котором идёт речь не только о знаниях шестиклассников. Расширьте свой кругозор!
Е. Перехвальская
А всё началось с точки…
Мой сосед, теперь уже шестиклассник, Данила что-то нос повесил — двойку ему поставили за диктант.
— Подумаешь, — бубнит он обиженно, — запятую перед «что» забыл, и «Коля» написал с маленькой буквы. И ещё там, где этот несчастный Коля что-то говорит, кавычки не поставил. И кому эти запятые да двоеточия нужны, и кто их только выдумал!
— Раньше их не было.
— Вот счастье-то! — завидует Данила. — Пиши себе да и всё.
— Ну, конечно, — соглашаюсь я. — Только как бы тебе понравилось, если бы ты получил от своего друга ну вот такое, например, письмо:
— Чего-то непонятно, — чешет затылок Данила.
— Вот и нашим предкам было непонятно. Значит, чтобы написать все ясно и понятно, одних букв мало, надо что- то ещё.
— Знаки препинания! — радуется Данила.
— И знаки препинания, и слова надо раздельно писать, и заглавные буквы изобрести. Сначала ничего этого не было. В Вавилоне глиняные таблички сначала линовали как школьные тетрадки — в клеточку, а потом писали в каждой клеточке по букве. А в Египте начало глав, а иногда и фраз писали красной краской, мы до сих пор говорим: «красная строка».
На Руси сначала писали все подряд. Вот посмотри, как выглядит отрывок из рукописи XI века «Житие Кондрата»:
Ничего не понять, правда? И буквы непривычные, старинные, N — это на самом деле Н, а это И, а вовсе не наоборот. Да ещё попадаются такие, каких ты никогда не видел: вот Ѫ, например, эта буква называется «юс большой» и читается как У. Но даже не буквы самое трудное, вот попробуй, расположи слова по порядку в строчку, да ещё так, чтобы каждое слово не склеивалось со следующим, а стояло особняком, как мы сейчас привыкли. Что тогда получится? «Кондратъ рече: «Блаженъ есть мѪжъ иже не шьстова въ съвѢтъ нечьстивыихъ».
Теперь уже хоть и не всё понятно, но уже много можно разобрать. Значит, главная трудность — из-за того, что слова писались вместе и знаков препинания не ставили. Что же всё-таки значит наш отрывок? Если я тебе подскажу, что «иже» на старом языке означает «который», то ты, наверно, и сам догадаешься, что написано что-то вроде: «Кондрат изрек: «Правилен тот человек, который не путешествовал, не ездил в земли некрещеных, нехристиан».
— Но ведь тут есть один знак, — покачал головой Данила, — тут стоит точка.
— Правильно, переписчики чувствовали, что надо как-то выделить важные места и ставили в таких случаях точки. А вот в Остромировом евангелии XI века — это самый древний на Руси памятник письма — вместо точек везде проставлены крестики. Но конечно, точка — самый первый на свете знак препинания.
Древние русичи ставили её всюду — вместо запятой, и вместо двоеточия: иногда отделяли друг от друга слова... Точка и сейчас один из самых важных знаков препинания.
— И самый хороший! — закричал Данила. — Её сразу понятно, где ставить. Закончил мысль — и точка!
— А потом произошло вот что. Книги, как ты знаешь, переписывали в те времена от руки. Одни переписчики ставили точку круглую, как и полагается, у других она получалась смазанная, хвостатая, совсем как наша запятая. Это произошло приблизительно в пятнадцатом веке. Сначала запятая была как бы разновидностью точки, но скоро их начали различать. Точка осталась в конце предложения, а запятую стали ставить при однородных членах, перед «что», перед «а» и везде, где нужно было сделать понятной мысль. Помнишь историю про царя и его приказ: «Казнить нельзя помиловать». Там всё решала одна запятая.
Иногда точку с запятой ставили вместе, запятую — внизу, точку — повыше.
— Точка с запятой... — наморщив лоб, стал вспоминать Данила, — употребляется для...
— Для отделения самостоятельных частей, — подсказала я. — Но это сейчас. А раньше они обозначали вопрос. Вот как тогда писали: «ГДѢ; КОГДА;».
Через сто лет, в шестнадцатом веке, на Руси появилось книгопечатание. Книг стало больше, и если каждый переписчик ставил знаки препинания, как хотел, то для печатных книг понадобились более точные правила. И вот русский первопечатник Иван Федоров ввел новые знаки — так в наших книгах появились вопросительный, восклицательный знаки и скобки. Иван Фёдоров хотел, чтобы его книги были всем понятны, чтобы мысль была ясной, недаром он по нескольку раз проверял набор и во всех его книгах, начиная с самой первой — это был «Апостол», вышедший в 1564 году, нет ни одной опечатки.
Иван Федоров не сам придумал эти новые знаки, их еще раньше ввел в обиход венецианский печатник Альд Мануций. Но очень скоро «иностранцы» прижились в наших книгах. О них как о русских знаках пишет в «Российской грамматике» Михаил Васильевич Ломоносов. Скобки он называет «вместительный знак», а ? — «удивительный знак, который по удивлении поставляется».
С восемнадцатого века в России стали бурно развиваться науки, значит, и язык должен был стать точнее. И вот из двух точек составили новый знак — двоеточие. Оно было призвано указывать примеры, стоять перед перечислением, особенно после слов «как-то», «а именно».
— И ещё, если кто-нибудь говорит, — подсказал Данила, — после всяких «Он сказал».
— При прямой речи двоеточие стали ставить не сразу, а только в конце XVIII века. Тогда к нему присоединились кавычки. В это же время великий русский писатель Николай Михайлович Карамзин ввёл в употребление ещё один знак — тире.
— Получается, тире — самый молодой из всех знаков препинания, — сказал Данила.
— Нет. Самый молодой из них — многоточие. Впервые о нём упоминается только в 1831 году в «Русской грамматике» Александра Христофоровича Востокова.
Вот сколько столетий прошло, пока люди не придумали знаки препинания, которые делают ясной и понятной нашу мысль.
— Без них было бы трудно жить, — согласился Данила. Он открыл «Сказки» Пушкина и сразу же увидел на странице многих из своих новых друзей:
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые:
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд...
А всё началось с точки...
Литература
- Перехвальская Е. «А всё началось с точки...» // Костёр. — 1984. — № 6.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — М.: Просвещение, 1982.