Top.Mail.Ru
День письменности и культуры славян
События

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая.

30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России. Празднование Дня славянской письменности и культуры в Российской Федерации связано с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые считаются создателями первого славянского алфавита.

24 мая — день их памяти, поэтому профильный праздник утвердили именно на эту дату. Интересно, что сразу после Дня славянской письменности и культуры празднуется другой важный профильный праздник, 25 мая – День филолога.

Интересный факт: древнеславянский алфавит состоит из 29 букв, у каждой из которых есть название: азъ, буки, веди, глаголь, добро… Существует гипотеза, что если прочитать весь алфавит по порядку, наделяя каждую букву ее исходным значением, можно найти зашифрованное послание. На современном языке оно звучит примерно следующим образом: «Я Бога Ведаю. Говорю и делаю Добро. Добро Есть Жизнь. Живите Землею, она кормилица наша. И Как мы Люди Мыслим, таков и Наш мир».

Прочитайте рассказ Е. Перехвальской «А всё началось с точки…», в котором идёт речь не только о знаниях шестиклассников. Расширьте свой кругозор!

Е. Перехвальская

А всё началось с точки…

Мой сосед, теперь уже шестиклассник, Данила что-то нос повесил — двойку ему поставили за диктант.

— Подумаешь, — бубнит он обиженно, — запятую перед «что» забыл, и «Коля» написал с маленькой буквы. И ещё там, где этот несчастный Коля что-то говорит, кавычки не поставил. И кому эти запятые да двоеточия нужны, и кто их только выдумал!

— Раньше их не было.

— Вот счастье-то! — завидует Данила. — Пиши себе да и всё.

— Ну, конечно, — соглашаюсь я. — Только как бы тебе понравилось, если бы ты получил от своего друга ну вот такое, например, письмо:

— Чего-то непонятно, — чешет затылок Данила.

— Вот и нашим предкам было непонятно. Значит, чтобы написать все ясно и понятно, одних букв мало, надо что- то ещё.

— Знаки препинания! — радуется Данила.

— И знаки препинания, и слова надо раздельно писать, и заглавные буквы изобрести. Сначала ничего этого не было. В Вавилоне глиняные таблички сначала линовали как школьные тетрадки — в клеточку, а потом писали в каждой клеточке по букве. А в Египте начало глав, а иногда и фраз писали красной краской, мы до сих пор говорим: «красная строка».

На Руси сначала писали все подряд. Вот посмотри, как выглядит отрывок из рукописи XI века «Житие Кондрата»:

Ничего не понять, правда? И буквы непривычные, старинные, N — это на самом деле Н, а это И, а вовсе не наоборот. Да ещё попадаются такие, каких ты никогда не видел: вот Ѫ, например, эта буква называется «юс большой» и читается как У. Но даже не буквы самое трудное, вот попробуй, расположи слова по порядку в строчку, да ещё так, чтобы каждое слово не склеивалось со следующим, а стояло особняком, как мы сейчас привыкли. Что тогда получится? «Кондратъ рече: «Блаженъ есть мѪжъ иже не шьстова въ съвѢтъ нечьстивыихъ».

Теперь уже хоть и не всё понятно, но уже много можно разобрать. Значит, главная трудность — из-за того, что слова писались вместе и знаков препинания не ставили. Что же всё-таки значит наш отрывок? Если я тебе подскажу, что «иже» на старом языке означает «который», то ты, наверно, и сам догадаешься, что написано что-то вроде: «Кондрат изрек: «Правилен тот человек, который не путешествовал, не ездил в земли некрещеных, нехристиан».

— Но ведь тут есть один знак, — покачал головой Данила, — тут стоит точка.

— Правильно, переписчики чувствовали, что надо как-то выделить важные места и ставили в таких случаях точки. А вот в Остромировом евангелии XI века — это самый древний на Руси памятник письма — вместо точек везде проставлены крестики. Но конечно, точка — самый первый на свете знак препинания.

Древние русичи ставили её всюду — вместо запятой, и вместо двоеточия: иногда отделяли друг от друга слова... Точка и сейчас один из самых важных знаков препинания.

— И самый хороший! — закричал Данила. — Её сразу понятно, где ставить. Закончил мысль — и точка!

— А потом произошло вот что. Книги, как ты знаешь, переписывали в те времена от руки. Одни переписчики ставили точку круглую, как и полагается, у других она получалась смазанная, хвостатая, совсем как наша запятая. Это произошло приблизительно в пятнадцатом веке. Сначала запятая была как бы разновидностью точки, но скоро их начали различать. Точка осталась в конце предложения, а запятую стали ставить при однородных членах, перед «что», перед «а» и везде, где нужно было сделать понятной мысль. Помнишь историю про царя и его приказ: «Казнить нельзя помиловать». Там всё решала одна запятая.

Иногда точку с запятой ставили вместе, запятую — внизу, точку — повыше.

— Точка с запятой... — наморщив лоб, стал вспоминать Данила, — употребляется для...

— Для отделения самостоятельных частей, — подсказала я. — Но это сейчас. А раньше они обозначали вопрос. Вот как тогда писали: «ГДѢ; КОГДА;».

Через сто лет, в шестнадцатом веке, на Руси появилось книгопечатание. Книг стало больше, и если каждый переписчик ставил знаки препинания, как хотел, то для печатных книг понадобились более точные правила. И вот русский первопечатник Иван Федоров ввел новые знаки — так в наших книгах появились вопросительный, восклицательный знаки и скобки. Иван Фёдоров хотел, чтобы его книги были всем понятны, чтобы мысль была ясной, недаром он по нескольку раз проверял набор и во всех его книгах, начиная с самой первой — это был «Апостол», вышедший в 1564 году, нет ни одной опечатки.

Иван Федоров не сам придумал эти новые знаки, их еще раньше ввел в обиход венецианский печатник Альд Мануций. Но очень скоро «иностранцы» прижились в наших книгах. О них как о русских знаках пишет в «Российской грамматике» Михаил Васильевич Ломоносов. Скобки он называет «вместительный знак», а ? — «удивительный знак, который по удивлении поставляется».

С восемнадцатого века в России стали бурно развиваться науки, значит, и язык должен был стать точнее. И вот из двух точек составили новый знак — двоеточие. Оно было призвано указывать примеры, стоять перед перечислением, особенно после слов «как-то», «а именно».

— И ещё, если кто-нибудь говорит, — подсказал Данила, — после всяких «Он сказал».

— При прямой речи двоеточие стали ставить не сразу, а только в конце XVIII века. Тогда к нему присоединились кавычки. В это же время великий русский писатель Николай Михайлович Карамзин ввёл в употребление ещё один знак — тире.

— Получается, тире — самый молодой из всех знаков препинания, — сказал Данила.

— Нет. Самый молодой из них — многоточие. Впервые о нём упоминается только в 1831 году в «Русской грамматике» Александра Христофоровича Востокова.

Вот сколько столетий прошло, пока люди не придумали знаки препинания, которые делают ясной и понятной нашу мысль.

— Без них было бы трудно жить, — согласился Данила. Он открыл «Сказки» Пушкина и сразу же увидел на странице многих из своих новых друзей:

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка —

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые:

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд...

А всё началось с точки...

 

Литература

  1. Перехвальская Е. «А всё началось с точки...» // Костёр. — 1984. — № 6.
  2. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — М.: Просвещение, 1982.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен