Top.Mail.Ru
Александр Бенуа
Художники

Знаток искусства и его пропагандист, эстет и декоратор, график и живописец, иллюстратор и музейный работник, редактор журнала и сочинитель либретто к балетам.

Это Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Он великолепно знал творчество русских и зарубежных художников, организовывал выставки, был хранителем Эрмитажа, написал книги о мастерах живописи, создал декорации в театрах Москвы, Петербурга, Парижа, в городах Италии и Америки, один из инициаторов появления художественного объединения «Мир искусства».

Александр родился в Петербурге в семье талантливых художников. Отец, Николай Леонтьевич, был академиком архитектуры, спроектировал жилые дома в Петербурге, здания в Павловске и Петергофе. Мать, Камилла Кавос, происходила из семьи венецианского архитектора, принимавшего участие в строительстве и реконструкции театральных зданий.

Художественная среда окружала Александра с детства и во многом способствовала его эстетическому развитию. Он полюбил старинный Петербург с пригородами, театр, музыку, живопись. Брат Альберт учил Сашу писать акварели, скульптор А. Обер занимался с ним рисованием. Мальчик обожал читать книги по истории искусств из семейной библиотеки. Посещая частную гимназию Карла Мая, Саша успевал ходить ещё и на занятия в Академию художеств. Но предпочёл поступить в Петербургский университет на юридический факультет, и учёба не мешала ему получать художественное образование самостоятельно. Двадцатитрёхлетний Александр, изучая «Историю живописи в XIX веке» Р. Мутера, осмелился предложить автору дополнить книгу недостающим разделом о русском искусстве, который написал сам. Это была проба пера начинающего искусствоведа. Запомним год дебюта молодого автора — 1893.

В семье Бенуа придерживались консервативных убеждений и национальных ценностей. Родителям была ближе современность, зато юный Александр искал вдохновение в прошлом, стремился к объединению разных культур. Он обладал редкой зрительной памятью и мог легко воспроизводить увиденное через несколько десятков лет.

Ещё в гимназии Александр сдружился с К. Сомовым, Л. Бакстом, ставшими впоследствии членами общества «Мир искусства» (1898-1927 годы). Вместе с Сергеем Дягилевым Бенуа стал редактором журнала «Мир искусства». «Мирискуссники», как их называли, положили в основу своей деятельности эстетический принцип (воспитание красотой) и объявили войну всякой пошлости, безвкусице и мещанству. Они были убеждены в облагораживающей роли искусства.

Незабываемыми были путешествия Александра Бенуа во Францию. Первое в 1896 году, второе в 1905 году. Он посещал пригород Парижа Версаль и зарисовывал его виды. Так появились акварели, составившие серии о версальских парках и прогулках Людовика XIV. Несколько работ художника приобрёл в свою коллекцию П. Третьяков.

В 1905 году в одной из лучших петербургских типографий Александр Николаевич издал свою «Азбуку в картинах». Книга вышла нарядная, красочная, украшенная изящным орнаментом. В книжке соединились сюжеты русских сказок, средневековых баллад и «исторических фантазий» в духе Франции XVII и России ХVIII века. «Сказочное царство» увлекало ребёнка весёлой игрой, забавной выдумкой, увлекательным зрелищем из мира фантастики и волшебства. Здесь не было места для правды жизни и повседневности.

Бенуа выступил в трёх ипостасях: как автор-составитель, иллюстратор и оформитель. Он сам выбирал сюжеты, компоновал иллюстрации. Чтобы помочь ребёнку зрительно запомнить букву, он создал картинки со многими действующими лицами. Сюжеты разные: сказочные, мифологические, исторические, бытовые. Можно долго разглядывать их и даже любоваться ими. Соединились учение и развлечение. Но главное, конечно, приобщение к красоте. Какой простор фантазии, выдумке, изобретательности! А сколько мелких деталей!

Давайте рассмотрим титульный лист. Над заголовком книги разместились розовые облака с эльфами и рождественской ёлочкой с зажжёнными свечками. Слева и справа, словно занавес, спускаются вниз желто-голубые мантии двух фей. А под заголовком кого только нет! И факир, и петрушка, и индеец, и астроном, и попугай, и мартышка, и бьющие фонтаны из двух цилиндров… Ожившие облачка сдувают чертенят: пусть не мешают детишкам!

Три мудрые совы с медалями не оставляют сомнения в утверждении «Ученье — свет, а не ученье — тьма». И вот уже три отрока, забыв о волшебных туфлях, сабле и кивере, читают книжку лёжа!

Ах, это был вовсе не факир! Буква А исправляет нашу ошибку. Жёлтый занавес раскрывается, и из него выходит арап в шароварах, с кривой саблей и двумя кинжалами, с султаном на чалме и браслетами на ногах. Какой у него устрашающий вид! И ещё крокодильчики движутся навстречу друг другу.

На второй странице из тёмного леса вылетает в ступе и с метлой Баба-Яга. И детишки бросают от ужаса корзинку с грибами. А рядом на соседней странице маленький волшебник в колпаке произносит заклинания, чтобы обездвижить или расколдовать великана.

Ух, теперь страх проходит, и мы видим вполне мирные картинки: слева игрушечный городок и маленький генерал в папахе на деревянном коне, а справа широкий дачный двор перед двухэтажным особняком, отражающимся в прямоугольном бассейне. Найдите дедушку на этой картинке! Верно, он нуждается в помощи, поэтому его сопровождают внуки. А вот на другой страничке он уже наблюдает за игрой детишек в жмурки. Жуки же всех мастей и видов ползают внизу листа и приветствуют своего короля.

Буква Е уносит нас в Египет, мы видим пирамиды и памятники, отдыхающих бедуинов, колесницу и башню со стилизованными божествами.

Невозможно оторваться от книжки! Рисунки крупные, цветные, шрифт выразительный. Каждая новая страничка уносит нас в разные миры. Вот звёздное петербургское небо  и астрономы с подзорными трубами, а здесь игрушечный рай для ребёнка.

Сорок страниц занимательного листания страниц! Только, видимо, без взрослых малышу не справиться. Книжка явно адресована семье просвещённого интеллигента. В ней представлены русская старина и сказки («Баба-Яга», «Царица», «Сласти»), французское рококо и русский ХVIII век («Звёзды», «Въезд», «Карлик»). Ребёнку нужно объяснить, кто такой Иона и что такое йод.

«Азбука в картинах» — своего рода образец — тонкой, искусной стилизации. Здесь экзотический арап соседствует с лубочными царевнами, легкокрылые сильфиды — с Бабой-Ягой, оловянные солдатики — со средневековыми шутами.

Азбука населена волшебниками и феями. А если найдётся бытовая картинка, то мы увидим лужайку, напоминающую версальские боскеты, мальчишек, с победным кличем несущихся к костру, подражая фениморкуперовским индейцам (буква Н). Мир безоблачного детства детей из семьи помещика-дворянина.

Во многих рисунках повторяется один и тот же элемент — занавес. Театр олицетворяет иллюзию жизни. В книжке есть кулисы, занавес, мизансцены. Вот и буква Т — «Театр». Дети восхищённо рукоплещут чудесам, происходящим на сцене. Тот же театральный мотив повторяется в «Фокуснике».

Да, рассматривание книжки превращается в радостное зрелище. 

Представим себе один обычный день из жизни Александра Бенуа. Он успевал поработать в своей мастерской над рисунками или картинами, приехать в театр, где готовились декорации и костюмы, написать статью и письма.

Знание истории, архитектуры, костюмов помогало ему создавать иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина «Пиковая дама» и «Медный всадник». Над ними он работал в течение нескольких лет (1903-1922 годы).

По-настоящему Александр Николаевич был увлечён театром. Сначала оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов», а для балета «Павильон Армиды» выполнил декорации и либретто. Декорации и либретто написал и к балету И. Стравинского «Петрушка». Предложил создать частную балетную труппу «Русские сезоны» и помогал в создании спектаклей «Жизель», «Соловей», чтобы познакомить европейскую публику с русским искусством.

А. Бенуа вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко руководил Московским Художественным театром (1913-1915 годы), участвовал с М. Горьким в организации Ленинградского Большого драматического театра. После революции работал в организациях по охране памятников, много сделал для организации выставок и изучения картин в Эрмитаже (1918-1926 годы).

В 1926 году Александр Николаевич оформил спектакль «Свадьба Фигаро». Это была последняя его работа в России. Разочарование в новой власти, финансовые и семейные трудности спровоцировали его принять решение об отъезде во Францию.

В эмиграции Бенуа поддерживал антрепризы Сергея Дягилева, иллюстрировал книги разных авторов, в том числе повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», по памяти воссоздавал виды любимого Петербурга. Работал он в Гранд-опера, в Ла Скала. Но в музыке страстно любил русских композиторов: Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Для кинематографа он обращался к образам Ф.М. Достоевского, к русским темам. В Москве чудом сохранились акварели костюмов к фильму о Наполеоне французского режиссёра А. Ганса. Тоска по родине заглушалась работой над мемуарами «Мои воспоминания», начатыми в 1934 году и изданными в Москве в 1980 году в пяти книгах.

Александр Бенуа

Мой город

«Открывал» я Петербург в течение многих лет, в сочетании с собственными настроениями и переживаниями, в зависимости от радостей и огорчений своего сердца.

О, как я обожал петербургскую весну с её резким потеплением и особенно с её ускоренным посветлением. Что за ликование и что за щемящая тоска в петербургской весне... И опять-таки я ощущал как нечто исключительно чудесное и патетическое, когда, после сравнительно короткого лета, наступала «театрально эффектная» осень, а затем «оглянуться не успеешь, как зима катит в глаза». Зима в Петербурге именно катила в глаза. В Петербурге не только наступали холода и шёл снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы всё же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихий, в этом было нечто бодрящее.

Именно в зимнюю мертвящую пору петербуржцы предавались с особым рвением забаве и веселью. На зимние месяцы приходился петербургский «сезон» — играли театры, давались балы, праздновались главные праздники — Рождество, Крещение, Масленица. В Петербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились, как нигде, обращать её в нечто приятное и великолепное. Такой представлялась мне петербургская зима и в детстве, и это несмотря на то, что зима неизменно влачила за собой всякие специфические детские болезни. Позже наступление её означало ещё и начало многострадального «учебного года»!

Именно в мягкие июньские вечера, совпадающие с особенно ликующими моментами моих личных переживаний, я стал сознавать и свою влюблённость в родной город, в самое его лицо и в его персону. Красив и поэтичен Петербург бывал в разные времена года, но действительно, весна была ему особенно к лицу. Ранней весной, когда скалывали по улицам и площадям кору заледенелого снега, когда между этими пластами по открывшейся мостовой неслись откуда-то взявшиеся блиставшие на солнце ручьи, когда синие тени с резкой отчётливостью вылепляли кубы домов и круглоту колонн, когда в освобождённые от двойных рам и открытые настежь окна вливался в затхлую квартиру «новый» воздух, когда лёд на Неве набухал, становился серым и, наконец, вздымался, ломался и сдвигался с места, чтобы поплыть к взморью,— петербургская весна была уже изумительна в стихийной выразительности своего пробуждения. Не могло быть сомнения, что одно время года сменяло другое.

Но когда, наконец, новый порядок бывал окончательно установлен, наступало поистине благословенное время. Суровый в течение месяцев Петербург становился ласковым, пленительным, милым. Деревья в садах покрывались нежнейшей листвой, цвела дурманящая сирень и сладко-пряная черёмуха, стройные громады дворцов отражались в свободно текущих водах. Тогда же начинались (в ожидании переезда на дачу) паломничества петербуржцев, соскучившихся по природе, на Острова, и начиналось гуляние нарядной толпы по гранитным панелям набережной — от Адмиралтейства до Летнего сада. Самый Летний сад заполнялся не одними няньками с детьми да старичками и старушками, совершавшими предписанную гигиеническую прогулку, но и парочками влюблённых.

Из всяких воспоминаний о петербургской весне мне особенно запомнились какие-то «плавания» в тихие белые ночи по шири нашей красавицы-реки. Совершались эти поездки то на суетливо попыхивавшем пароходике, то на бесшумно скользившем ялике, едва колыхавшем водную гладь.

Белые ночи — сколько о них уже сказано и писано. Как ненавидели их те, кто не могли к ним привыкнуть, как страстно любили другие.

Но нигде белые ночи так не властвовали над умами, не получали, я бы сказал, такого содержания, такой насыщенности поэзией, как именно в Петербурге, как именно на водах Невы. Я думаю, что сам Петр, основавший свой Петербург в мае, был зачарован какой-нибудь такой белой ночью, неизвестной средней полосе России.

Увы, весенние и летние недели протекали быстро, и кончались белые ночи. Наглядно этот поворот от светлой поры к потемнению (а дальше к зимней тьме и стуже) выражался тогда, когда на улицах Петербурга снова зажигали фонари, что происходило около 20 июля (старого стиля). И сразу тогда чувствовалось, что скоро лету конец.

К Петербургу я буду возвращаться в своих воспоминаниях по всякому поводу — как влюблённый к предмету своего обожания.

 

Литература

  1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в 5 кн. [изд. подг. Н. И. Александрова и др.]. — М.: Наука, 1980.
  2. Липович И. Азбука в картинках Александра Бенуа: [о работе над иллюстрациями к изданию 1905 года] // Детская литература. — 1969. — № 1. — С. 48-52.
  3. Вдохновитель «Мира и искусства»: Александр Бенуа// Детская «Роман-Газета».  —  2012. — № 1. 
  4. Одарённый мастер художественного искусства Александр Бенуа: [страницы биографии и творчества известного русского художника и историка искусств]// Детская «Роман-Газета». — 2020. — № 7.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен