Книги Василия Сухомлинского (1918—1970), советского педагога-новатора, были адресованы не только детям, но и родителям, учителям.
Он жил и работал в то время, когда страна залечивала раны от Великой Отечественной войны, когда дети, измученные лишениями и безотцовщиной, учились жить под мирным небом и открывали заново понятия красоты и человечности.
Подвиг польского учителя Януша Корчака вдохновил Василия Александровича своим примером, чтобы «стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».
Он придумал педагогику сердца для матерей и отцов, подарив им свои наставления в очерках и рассказах. В них мы сегодня можем найти ответы на многие важные вопросы.
Совет первый
«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».
Старшее поколение оставляет детям значительные запасы материальных и духовных достижений. Значит, подрастающее поколение должно знать о тех людях, кто трудился на благо соотечественников, кто пожертвовал своей жизнью за мирное небо.
Именно младшем возрасте в сознании ребёнка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.
Совет второй
«В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку».
Жизнь человека — это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Нужно принимать близко к сердцу радости и горести, не проходить равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далёкий, знакомый или незнакомый. Благородный поступок совершается из внутренних побуждений и не требует похвалы или благодарности.
Совет третий
«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств».
Добрые чувства рождаются одновременно с познанием первых важнейших истин, с душевными переживаниями, с пониманием оттенков родного слова. Вредны показные «мероприятия», разговоры о сделанном, похвалы за проявленную доброту. Добрый человек — это прежде всего совестливый и очень скромный человек.
Педагог разработал программу моральных привычек:
- доводить начатое дело до конца;
- выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо;
- никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей;
- помогать старым, слабым, одиноким;
- согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний;
- согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей;
- не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать.
Больше тридцати лет проработал Василий Александрович в Павлышской сельской школе на Украине сначала учителем, а затем — директором. Все дети разные, каждому нужен свой подход. Но всем одинаково близок был мир под голубым небом в «Школе радости», как назвал её Сухомлинский.
Свежесть и красота пробуждающегося дня рождали у детей поэтические образы. «Солнышко рассыпает искорки»,— говорила семилетняя Катя, глядя в утреннее небо. Учитель подхватывал крупицу Катиной фантазии, и рождалась сказочная импровизация о Кузнецах-великанах, которые куют для Солнца серебряный венок, рассыпая на землю блестящие искры.
Так, в близком общении с детьми и природой создавались сказки, лучшие из которых вместе с рассказами и притчами составили литературное наследие Сухомлинского. В большинстве своём они связаны с народной традицией, близки по духу к творчеству К. Ушинского и Л. Толстого, обращенному к детям. Отношения старших и младших в семье, забота о стариках, выражаемая в чуткости, доброте, такте, осмысление ребенком своего места я мире, понимание труда как источника радости и смысла жизни, близость к природе — вот круг тем литературного творчества В.А. Сухомлинского.
Есть у него притча «Камень», по-народному мудрая и глубокая.
Стоял в стели колодец. Поил ключевой водой путников. Питал деревья и травы вокруг. Однажды прибежал мальчишка и бездумно швырнул в воду камень. Камень закрыл родник на дне, и воде перестала наполнять колодец. Высохли травы и деревья. Перестали прилетать и петь птицы. Пусто и тоскливо стало там, где раньше шумела жизнь. Шли годы. Мальчик, не ведавший, что сотворил, стал стариком, пришёл на знакомое место и удивился: «Куда же всё подевалось?»
Рассказы Василия Сухомлинского иллюстрируют мудрость пословиц, народного опыта, нравственных категорий. Когда читаешь эти произведения с ребёнком, можно задавать вопросы на понимание прочитанного.
Василий Сухомлинский
Белое пёрышко
На соломенной крыше сидела стайка воробьёв. Они весело чирикали о своих воробьиных делах.
Вдруг подлетел к ним чужой, неизвестный им, невиданный на соломенной крыше воробей. Был он как-то не похож на других воробьёв. Маленькая головка — спесивая, шея — коротенькая, клювик — привередливый.
Но самое главное — белое пёрышко в хвосте. Среди серых перьев это белое пёрышко выглядело очень необычно.
— Смотрите, смотрите,— зачирикали воробьи,— к нам прилетел невиданный воробей с белым пёрышком в хвосте.
Слетелись воробушки с нескольких соседних крыш, сели возле воробья с белым пёрышком и спрашивают:
— Откуда ты прилетел?
— Из-за моря... — ответил воробей с белым пёрышком в хвосте.
Тем временем каждому воробью хотелось ближе сесть возле белого пёрышка, чтобы хорошенько его разглядеть.
Несколько раз они притрагивались к белому пёрышку клювиками, кто-то любопытный дёрнул его. Белое пёрышко упало, а ветер подхватил его и унёс далеко-далеко.
От того, что у диковинного воробья не стало в хвосте белого пёрышка, он вдруг перестал быть необычным. Стал таким же серым, как и все остальные воробушки, что родились и выросли на соломенных крышах. И головка стала такая же, и шейка, и клювик, зачирикал чужой воробей — и все даже клювики открыли от удивления.
— Да это же наш, обычный воробей!— послышалось разноголосое чириканье.— А мы, дураки, поверили белому пёрышку.
Вопросы для беседы:
— Почему воробьиную стайку привлёк чужой воробьишка?
— Как они стали к нему относиться?
— Что помогло воробьям понять свою ошибку?
Человек принёс жизнь
В зелёной степи есть серый, мрачный островок — Мёртвое поле. С незапамятных времён на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскалённой глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка — ничего живого не было на Мёртвом поле. Никогда не пел над Мёртвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.
Но вот пришёл на Мёртвое поле Человек. Принёс корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принёс вторую, третью, десятую. Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи всё носил и носил на Мёртвое поле чернозём. Он засыпал Мёртвое поле и посеял на нём пшеницу.
И произошло чудо. Мёртвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.
Вопросы для беседы:
— Что было перед появлением Человека?
— Какие изменения произошли в степи?
— О чём пел жаворонок свою песню?
Для чего человек живёт на свете?
Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе — клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке возле забора, смотрит на закат солнца. Я спрашиваю:
— Бабушка, скажите, для чего человек живёт на свете?
Бабушка усмехается и говорит:
— Чтобы жить вечно.
Я не могу понять: как это — жить вечно?
Бабушка говорит:
— Пошли в сад.
Мы идём в сад. Там отцветают чернобривцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов и завязала в узелок.
— Подожди до весны,— сказала она и положила узелок с семенами чернобривцев в сухой уголок.
Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Взошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы чернобривцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.
— Вот и человек живёт для того, чтобы вечно жила его красота,— сказала бабушка.— Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы вечно жил человеческий род.
— А для чего живет человеческий род?— снова спрашиваю я.
— Для счастья.
Вопросы для беседы:
— Как отвечала бабушка на вопрос внука?
— Для чего живёт на свете человек?
Что лучше?
Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.
— Что лучше — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?
Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше — мячик или кукла, роза или гладиолус?
Но вот однажды девочка спросила:
— Мама, что лучше — сказка или песня?
— А ты подумай, что лучше — солнце или небо? Если ответишь на этот вопрос, тогда я тебе скажу, что лучше — сказка или песня,— ответила мама.
Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. Они были прекрасны и неразделимы.
После этого девочка перестала спрашивать: что лучше? Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.
Вопросы для беседы:
— Какие вопросы беспокоили девочку?
— Почему она стала задавать вопросы по-иному?
Причина, явление, следствие
Учитель задал домой сочинение на тему «Причина, явление и следствие». На уроке он рассказывал, как писать, но я не слушал.
Дома открыл тетрадь, а что писать — не знаю. Пойду, думаю, к Володе, он слушал внимательно и знает, как начинать сочинение.
Оделся, вышел на улицу. Пруд уже замёрз, хотя лёд ещё тонкий. Надену-ка коньки и быстро побегу к Володе ледком.
Как приятно ехать — ветер в ушах свистит, коньки несут, будто ракета. Но почему это лёд трещит? Наверное, тоненький очень. Вот уже и берег недалеко.
Вдруг лёд проломился, и я бултыхнулся в воду. Стою по колено в воде. Еле выбрался на берег и быстрее побежал к своему товарищу.
Володя помог мне снять ботинки. Сидим, сушим обувь. Я и спрашиваю:
— Как писать сочинение о причине, явлении и следствии?
Засмеялся Володя:
— Твое приключение — это и есть сочинение. Лёд тонкий — причина. Лёд проломился — не выдержал твоего веса — явление. Неприятное явление. Ты очутился в воде — это следствие. Следствие тоже не очень хорошее.
Вопросы для беседы:
— Почему мальчик не понял, как писать сочинение?
— На что он надеялся, когда пошёл к Володе?
— Какой пример привёл товарищ?
Фонарщик
Среди зелёных лугов и дремучих лесов текла река. Полноводная, глубокая, но тихая и ласковая. Много веков несла она свои чистые воды. По реке плавали челны и даже маленькие кораблики.
Жил на берегу реки старый фонарщик. Вечером садился он в челнок, плыл на середину реки, зажигал фонарь. До рассвета мерцал среди реки огонек, указывал дорогу путешественникам. Ласково плескались о берег волны — радовалась река: любят её люди и она людям нужна.
Но вот людям понадобилось много досок для столов и стульев.
Вырубили они леса по берегам реки. Показалось также людям, что зелёные луга — это ненужная роскошь. Распахали луга, посеяли кукурузу.
Иссякли холодные ключи, задохнулась от жажды река и умерла. Несколько лет на том месте, где плавали челны и кораблики, весной журчал ручей, а потом и он засох. Превратилось русло реки в огород. О реке напоминал только столб, к которому фонарщик по привычке каждую весну прикреплял фонарь. Но над ним всё реже собирались тучи. Знойные ветры прилетели из пустыни и застучали в дома к людям.
Как только на землю опускались сумерки, старый фонарщик шёл на капустное поле и зажигал на столбе фонарь.
Маленький мальчик Сережа спросил однажды:
— Дедушка, зачем вы зажигаете фонарь? Ведь реки давно нет.
— Чтобы люди лучше видели свою глупость.
Вопросы для беседы:
— Чему радовалась полноводная река?
— Что случилось с лесами вокруг реки?
— Почему старый фонарщик не бросил своё занятие?
Это же солнце!
Это было ясным летним днём. Учитель вёл маленьких детей в лес.
Лес был большой и молчаливый. Деревья стояли стройные и высокие, будто огромные свечки. Густые листья закрывали солнце. В лесу был полумрак.
Дети шли и шли. Казалось, конца-края не будет лесу. Над головами что-то тихо шумело.
— Что это шумит?— спросили дети.
— Это разговаривают верхушки деревьев,— ответил учитель.— Они радуются, что видят солнце.
Вдруг дети остановились. На толстом стволе столетнего дуба они увидели что-то светлое, блестящее.
— Что это такое?— удивились дети.
— Это же солнце!— ответил учитель.— Посмотрите отсюда, видите, какое оно яркое?
Дети один за другим становились возле ствола столетнего дуба и любовались солнцем.
Вопросы для беседы:
— Какой был лес, когда пришли дети?
— Как учитель отвечал на вопросы детей?
— Что изменилось, когда они пришли к столетнему дубу?
Литература
Сухомлинский В.А. Книга о совести. В 4-х частях. — Симферополь, 2003.