Top.Mail.Ru
Рассказы Сухомлинского
Круг чтения

Педагог Василий Сухомлинский

Книги Василия Сухомлинского (1918—1970), советского педагога-новатора, были адресованы не только детям, но и родителям, учителям.

Он жил и работал в то время, когда страна залечивала раны от Великой Отечественной войны, когда дети, измученные лишениями и безотцовщиной, учились жить под мирным небом и открывали заново понятия красоты и человечности.

Подвиг польского учителя Януша Корчака вдохновил Василия Александровича своим примером, чтобы «стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».

Он придумал педагогику сердца для матерей и отцов, подарив им свои наставления в очерках и рассказах. В них мы сегодня можем найти ответы на многие важные вопросы.

Совет первый

«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».

Старшее поколение оставляет детям значительные запасы материальных и духовных достижений. Значит, подрастающее поколение должно знать о тех людях, кто трудился на благо соотечественников, кто пожертвовал своей жизнью за мирное небо.

Именно младшем возрасте в сознании ребёнка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Совет второй

«В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку».

Жизнь человека — это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Нужно принимать близко к сердцу радости и горести, не проходить равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далёкий, знакомый или незнакомый. Благородный поступок совершается из внутренних побуждений и не требует похвалы или благодарности.

Совет третий

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств».

Добрые чувства рождаются одновременно с познанием первых важнейших истин, с душевными переживаниями, с пониманием оттенков родного слова. Вредны показные «мероприятия», разговоры о сделанном, похвалы за проявленную доброту. Добрый человек — это прежде всего совестливый и очень скромный человек.

Педагог разработал программу моральных привычек:

  • доводить начатое дело до конца;
  • выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо;
  • никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей;
  • помогать старым, слабым, одиноким;
  • согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний;
  • согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей;
  • не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать.

Больше тридцати лет проработал Василий Александрович в Павлышской сельской школе на Украине сначала учителем, а затем — директором. Все дети разные, каждому нужен свой подход. Но всем одинаково близок был мир под голубым небом в «Школе радости», как назвал её Сухомлинский.

Свежесть и красота пробуждающегося дня рождали у детей поэтические образы. «Солнышко рассыпает искорки»,— говорила семилетняя Катя, глядя в утреннее небо. Учитель подхватывал крупицу Катиной фантазии, и рождалась сказочная импровизация о Кузнецах-великанах, которые куют для Солнца серебряный венок, рассыпая на землю блестящие искры.

Так, в близком общении с детьми и природой создавались сказки, лучшие из которых вместе с рассказами и притчами составили литературное наследие Сухомлинского. В большинстве своём они связаны с народной традицией, близки по духу к творчеству К. Ушинского и Л. Толстого, обращенному к детям. Отношения старших и младших в семье, забота о стариках, выражаемая в чуткости, доброте, такте, осмысление ребенком своего места я мире, понимание труда как источника радости и смысла жизни, близость к природе — вот круг тем литературного творчества В.А. Сухомлинского.

Есть у него притча «Камень», по-народному мудрая и глубокая.

Стоял в стели колодец. Поил ключевой водой путников. Питал деревья и травы вокруг. Однажды прибежал мальчишка и бездумно швырнул в воду камень. Камень закрыл родник на дне, и воде перестала наполнять колодец. Высохли травы и деревья. Перестали прилетать и петь птицы. Пусто и тоскливо стало там, где раньше шумела жизнь. Шли годы. Мальчик, не ведавший, что сотворил, стал стариком, пришёл на знакомое место и удивился: «Куда же всё подевалось?»

Рассказы Василия Сухомлинского иллюстрируют мудрость пословиц, народного опыта, нравственных категорий. Когда читаешь эти произведения с ребёнком, можно задавать вопросы на понимание прочитанного.

 

Василий Сухомлинский

Белое пёрышко

На соломенной крыше сидела стайка воробьёв. Они весело чирикали о своих воробьиных делах.

Вдруг подлетел к ним чужой, неизвестный им, невиданный на соломенной крыше воробей. Был он как-то не похож на других воробьёв. Маленькая головка — спесивая, шея — коротенькая, клювик — привередливый.

Но самое главное — белое пёрышко в хвосте. Среди серых перьев это белое пёрышко выглядело очень необычно.

— Смотрите, смотрите,— зачирикали воробьи,— к нам прилетел невиданный воробей с белым пёрышком в хвосте.

Слетелись воробушки с нескольких соседних крыш, сели возле воробья с белым пёрышком и спрашивают:

— Откуда ты прилетел?

— Из-за моря... — ответил воробей с белым пёрышком в хвосте.

Тем временем каждому воробью хотелось ближе сесть возле белого пёрышка, чтобы хорошенько его разглядеть.

Несколько раз они притрагивались к белому пёрышку клювиками, кто-то любопытный дёрнул его. Белое пёрышко упало, а ветер подхватил его и унёс далеко-далеко.

От того, что у диковинного воробья не стало в хвосте белого пёрышка, он вдруг перестал быть необычным. Стал таким же серым, как и все остальные воробушки, что родились и выросли на соломенных крышах. И головка стала такая же, и шейка, и клювик, зачирикал чужой воробей — и все даже клювики открыли от удивления.

— Да это же наш, обычный воробей!— послышалось разноголосое чириканье.— А мы, дураки, поверили белому пёрышку.

Вопросы для беседы:

— Почему воробьиную стайку привлёк чужой воробьишка?

— Как они стали к нему относиться?

— Что помогло воробьям понять свою ошибку?

 

Человек принёс жизнь

В зелёной степи есть серый, мрачный островок — Мёртвое поле. С незапамятных времён на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскалённой глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка — ничего живого не было на Мёртвом поле. Никогда не пел над Мёртвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.

Но вот пришёл на Мёртвое поле Человек. Принёс корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принёс вторую, третью, десятую. Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи всё носил и носил на Мёртвое поле чернозём. Он засыпал Мёртвое поле и посеял на нём пшеницу.

И произошло чудо. Мёртвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.

Вопросы для беседы:

— Что было перед появлением Человека?

— Какие изменения произошли в степи?

— О чём пел жаворонок свою песню?

 

Для чего человек живёт на свете?

Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе — клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке возле забора, смотрит на закат солнца. Я спрашиваю:

— Бабушка, скажите, для чего человек живёт на свете?

Бабушка усмехается и говорит:

— Чтобы жить вечно.

Я не могу понять: как это — жить вечно?

Бабушка говорит:

— Пошли в сад.

Мы идём в сад. Там отцветают чернобривцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов и завязала в узелок.

— Подожди до весны,— сказала она и положила узелок с семенами чернобривцев в сухой уголок.

Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Взошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы чернобривцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.

— Вот и человек живёт для того, чтобы вечно жила его красота,— сказала бабушка.— Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы вечно жил человеческий род.

— А для чего живет человеческий род?— снова спрашиваю я.

— Для счастья.

Вопросы для беседы:

— Как отвечала бабушка на вопрос внука?

— Для чего живёт на свете человек?

 

Что лучше?

Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.

— Что лучше — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?

Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше — мячик или кукла, роза или гладиолус?

Но вот однажды девочка спросила:

— Мама, что лучше — сказка или песня?

— А ты подумай, что лучше — солнце или небо? Если ответишь на этот вопрос, тогда я тебе скажу, что лучше — сказка или песня,— ответила мама.

Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. Они были прекрасны и неразделимы.

После этого девочка перестала спрашивать: что лучше? Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.

Вопросы для беседы:

— Какие вопросы беспокоили девочку?

— Почему она стала задавать вопросы по-иному?

 

Причина, явление, следствие

Учитель задал домой сочинение на тему «Причина, явление и следствие». На уроке он рассказывал, как писать, но я не слушал.

Дома открыл тетрадь, а что писать — не знаю. Пойду, думаю, к Володе, он слушал внимательно и знает, как начинать сочинение.

Оделся, вышел на улицу. Пруд уже замёрз, хотя лёд ещё тонкий. Надену-ка коньки и быстро побегу к Володе ледком.

Как приятно ехать — ветер в ушах свистит, коньки несут, будто ракета. Но почему это лёд трещит? Наверное, тоненький очень. Вот уже и берег недалеко.

Вдруг лёд проломился, и я бултыхнулся в воду. Стою по колено в воде. Еле выбрался на берег и быстрее побежал к своему товарищу.

Володя помог мне снять ботинки. Сидим, сушим обувь. Я и спрашиваю:

— Как писать сочинение о причине, явлении и следствии?

Засмеялся Володя:

— Твое приключение — это и есть сочинение. Лёд тонкий — причина. Лёд проломился — не выдержал твоего веса — явление. Неприятное явление. Ты очутился в воде — это следствие. Следствие тоже не очень хорошее.

Вопросы для беседы:

— Почему мальчик не понял, как писать сочинение?

— На что он надеялся, когда пошёл к Володе?

— Какой пример привёл товарищ?

 

Фонарщик

Среди зелёных лугов и дремучих лесов текла река. Полноводная, глубокая, но тихая и ласковая. Много веков несла она свои чистые воды. По реке плавали челны и даже маленькие кораблики.

Жил на берегу реки старый фонарщик. Вечером садился он в челнок, плыл на середину реки, зажигал фонарь. До рассвета мерцал среди реки огонек, указывал дорогу путешественникам. Ласково плескались о берег волны — радовалась река: любят её люди и она людям нужна.

Но вот людям понадобилось много досок для столов и стульев.

Вырубили они леса по берегам реки. Показалось также людям, что зелёные луга — это ненужная роскошь. Распахали луга, посеяли кукурузу.

Иссякли холодные ключи, задохнулась от жажды река и умерла. Несколько лет на том месте, где плавали челны и кораблики, весной журчал ручей, а потом и он засох. Превратилось русло реки в огород. О реке напоминал только столб, к которому фонарщик по привычке каждую весну прикреплял фонарь. Но над ним всё реже собирались тучи. Знойные ветры прилетели из пустыни и застучали в дома к людям.

Как только на землю опускались сумерки, старый фонарщик шёл на капустное поле и зажигал на столбе фонарь.

Маленький мальчик Сережа спросил однажды:

— Дедушка, зачем вы зажигаете фонарь? Ведь реки давно нет.

— Чтобы люди лучше видели свою глупость.

Вопросы для беседы:

— Чему радовалась полноводная река?

— Что случилось с лесами вокруг реки?

— Почему старый фонарщик не бросил своё занятие?

 

Это же солнце!

Это было ясным летним днём. Учитель вёл маленьких детей в лес.

Лес был большой и молчаливый. Деревья стояли стройные и высокие, будто огромные свечки. Густые листья закрывали солнце. В лесу был полумрак.

Дети шли и шли. Казалось, конца-края не будет лесу. Над головами что-то тихо шумело.

— Что это шумит?— спросили дети.

— Это разговаривают верхушки деревьев,— ответил учитель.— Они радуются, что видят солнце.

Вдруг дети остановились. На толстом стволе столетнего дуба они увидели что-то светлое, блестящее.

— Что это такое?— удивились дети.

— Это же солнце!— ответил учитель.— Посмотрите отсюда, видите, какое оно яркое?

Дети один за другим становились возле ствола столетнего дуба и любовались солнцем.

Вопросы для беседы:

— Какой был лес, когда пришли дети?

— Как учитель отвечал на вопросы детей?

— Что изменилось, когда они пришли к столетнему дубу?

 

Литература

Сухомлинский В.А. Книга о совести. В 4-х частях. — Симферополь, 2003.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен