Дважды в году память наша обращается к Пушкину. Весной — в счастливую пору его рождения, и зимой, в печальную годовщину гибели поэта.
По традиции в начале июня на псковской земле, в родовом имении поэта Михайловском, проводится праздник поэзии. Михайловское много значило в жизни поэта. Здесь он бывал на каникулах, когда учился в Лицее, провёл два года ссылки, написав десятки стихотворений, главы «Евгения Онегина», «Бориса Годунова». В Святогорском монастыре покоится его прах. Человеку, побывавшему в этих местах, Пушкин становится понятнее, роднее и ближе.
После войны в Михайловском был создан один из лучших в стране музеев-заповедников. Не только усадьба, но и сама природа хранит воспоминания о светлом образе поэта. Раньше каждый культурный человек стремился совершить паломничество в Пушкиногорье. Сейчас путешествия стали дорогим удовольствием. Выходит, зарастает постепенно народная тропа?
Писатель Владимир Николаевич Крупин считает, что духовная тропа к Пушкину всегда открыта:
«Что для нас Пушкин? Белинский говорил, что, читая Пушкина, можно воспитать в себе человека. Очень точно сказано. Одоевский оплакивал его гибель: «Солнце русской поэзии закатилось». Я бы сказал, что Пушкин — солнце нашей жизни и литературы незакатное. Но слова Гоголя о том, что Пушкин — это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет, к сожалению, мы видим, не сбываются. Наряду с приращением в мире добра увеличивается и зло. Это две вздымающиеся силы, которые захлестывают современный мир. В нем нет гармонии. А Пушкин был гармоничный человек, потому что душа его жила в согласии с небесами.
Но вместе с тем он был земной человек со всеми вытекающими отсюда последствиями: и святой, и грешный. До 30 лет он был очень влюбчив, причем каждый раз совершенно искренне, и этим женщинам мы обязаны появлением прекрасных лирических стихов, которые многих учили культуре чувств. После 30 лет — это семейный человек, преданный красавице жене и детям: Гришке, Машке, Сашке и Наташке,— и одновременно очень государственный человек. Таким он предстаёт в своих последних творениях, и с этой стороны он ещё недостаточно оценен.
Мир пушкинской гармонии особенно хорошо постигается в Михайловском. Это удивительные, святые места, не случайно и название монастыря — Святогорский. Я бывал там много раз, в разнос время года, когда жив был ещё удивительный хранитель этих мест Семен Степанович Гейченко и его жена, много сил положившие на воссоздание и сохранение музея и природы.
Но самой радостной и благодатной была первая встреча с усадьбой поэта зимой 1970 года. Я жил в монастырской гостинице один-одинёшенек, приходили старушки, топили печку.
Один ходил по дорогам в Михайловское, Тригорское, Петровское. Везде было ощущение какой-то первозданности. С детства я представлял себе эти места по-другому: «Одна в глуши лесов сосновых...» Думал, оно сосновое. А оказалось — еловое, ольховое.
Я был молод, романтически настроен, и однажды в домике поэта, когда смотрел на лежащие на его столе листы рукописей, мне померещилась его тень — будто он появился и исчез. Возможно, это игра воображения, но там всё дышит им: «Минувшее меня объемлет живо...»
В судьбе Пушкина, её изгибах явственно видна рука Всевышнего. Всё в ней было не случайно. Без ссылки или, вернее, командировки на юг не было бы «Цыган», «Бахчисарайского фонтана».
Кто знает, как сложился бы сто путь, не будь этих двух лет поселения в Михайловском? Это была благодать! Представьте: молодой, но уже известный и любимый в салонах поэт, пылкий, с африканским темпераментом, начинавший с простеньких светских стишков, лицейских штучек, фривольностей, несомненно, было влияние французской литературной традиции, и вдруг — деревня, глушь, уединение. Как сконцентрировались чувства и мысли, как он созрел в этом приюте спокойствия, трудов и вдохновения! Возможно, без Михайловского он так бы и остался салонным поэтом.
Он много ходил пешком, ездил к соседям в Тригорское, работал в библиотеке Святогорского монастыря, обязан был посещать церковные службы — утренние и вечерние. Общался с простым народом, бывал на ярмарках, влюблялся и был любим здесь и много писал...
Я против того, чтобы ехать к Пушкину большой толпой. Туда лучше отправляться одному. И тогда, возможно, и перед вами мелькнёт его быстрая тень».
Литература
2. Довлатов С. Заповедник. - М.: «Азбука», 2016.
3. К поэту - В Михайловское. Интервью В. Крупина / Юный художник. -1996, - №5.