
У Пушкина каждый находит что-то своё. Созвучное времени. Настроению. Помыслам.
Пушкин может звучать не только в слове, но и в музыке. У Чайковского поют герои «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина». У Георгия Свиридова звучит «Метель». И хотя в оркестровой сюите девять частей, но она не подчиняется сюжету повести, скорее, иллюстрирует пейзажи, картины быта, переживания героев. Мы слышим звучание вальса, романса, военного марша и переносимся в пушкинскую эпоху, когда царила салонная музыка, играл старинный духовой оркестр. Композитор передаёт и звон бубенцов мчащейся тройки, и гул копыт коней, и грусть белоснежных полей.
У Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998) написаны и другие музыкальные сочинения к произведениям Пушкина: вокальный цикл из шести романсов на стихи разных лет, концерт для хора «Пушкинский венок», приуроченный к 180-летию поэта. Композитор считал, что русская музыка всегда тесно связана с поэтическим словом: как музыка нуждается в поэзии, так и поэзия — в музыке.
Свиридов связан со своей малой родиной — Курским краем. Родился он в уездном городке со странным названием Фатеж. Отец служил на почте, мать работала учительницей. Отец погиб в Гражданскую войну, и Елизавета Ивановна растила сына и дочь одна. Мальчик любил книги, хорошо знал русскую поэзию, но серьёзно увлёкся музыкой. Рассказывают, что однажды Елизавете Ивановне вместо денег на работе предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И мать выбрала музыкальный инструмент. Она заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Юра (в семье его называли именно так) сам учился игре на балалайке, подбирал на слух песни, стал покупать ноты и разбирать их, затем поступил в клубный самодеятельный оркестр. На вступительном экзамене в музыкальной школе он сыграл марш собственного сочинения, педагоги в этой импровизации разглядели талант юноши и приняли его на учёбу. Потом Юрий продолжил образование в ленинградском музтехникуме и консерватории.
Впервые Свиридов познакомился с произведениями Пушкина ещё в раннем детстве: дед и мать были учителями, поэтому любимой книгой стала хрестоматия по русской классике. В хрестоматии было много стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
С поэзией Пушкина осмысленно встретился Свиридов, когда ему исполнилось девятнадцать лет и он был студентом музыкального училища. Сначала он сочинил романс на стихотворение «Зимняя дорога». Позже добавил романсы на другие стихотворения поэта: «Подъезжая под Ижоры», «К няне», «Зимний вечер».
Главная тема юношеского музыкального цикла Свиридова на стихи Пушкина — тема движения, дороги, пути. Ведь юность — пора поиска пути, по которому предстоит идти всю жизнь. Последним в этом цикле был написан романс «Роняет лес багряный свой убор». Он повествует уже о первых жизненных сомнениях и первых потерях, которые встречаются в жизни каждого. Этот цикл вошёл в репертуар многих исполнителей и прозвучал по радио в столетнюю годовщину со дня гибели поэта. Композитору было тогда неполных двадцать два года, он учился в Ленинградской консерватории. Свиридов становится самым молодым членом Союза советских композиторов.
В 1975 году состоялась премьера концерта для хора «Пушкинский венок». В нём, словно в изумительном венке, сплелись в одно целое десять стихотворений Пушкина. Здесь композитор открыл новую сторону пушкинской поэзии. Теперь главное для Свиридова в Пушкине — это глубина его чувств, высота душевных помыслов, порывов. Он не старался «осовременить» Пушкина, «стянуть его с классической высоты». По мнению композитора, каждый художник, и зритель, и слушатель «берёт у Пушкина то, что ему ближе». Перед каждым открывается свой Пушкин. И, добавим, свой Свиридов.
Мы сразу узнаём стихотворение Пушкина «Зимнее утро». И таким же весельем, «янтарным блеском озарена» и музыка Свиридова к этим поэтическим строкам.
«Колечушко, сердечушко…» Какие ласковые слова! Будто взялись из сказок старой нянюшки Пушкина Арины Родионовны. И чуть-чуть игривые — из стихотворения «Стрекотунья белобока». И музыка Свиридова — ласковая и нежная!
Стрекотунья белобока,
Под калиткою моей
Скачет пёстрая сорока
И пророчит мне гостей.
Колокольчик небывалый
У меня звенит в ушах,
На заре алой,
Серебрится снежный прах.
Но вот уже «зóрю бьют».
...На устах начатый стих
Недочитанный затих.
Белая ночь. Пустынные петербургские улицы. И поэт читает Данте. Светает. И вдруг — прозрачный, звонкий голос трубы. Полковой горнист играет «зóрю». Призрачно, торжественно и поэтично звучит эта мелодия и переносит нас в дремотно-тревожную столицу. Музыка пробуждает размышления о высоком назначении художника, о вечности. Все части «Пушкинского венка» слиты воедино. Они действительно, как цветы в венке, дополняют друг друга и оттеняют красоту каждого. Этот венок как драгоценный дар великому Пушкину и его мастерству.
Композитору часто приходилось слышать мнение, что бурные эпохи рождают «растрёпанное, раздрызганное» искусство. Он с этим не соглашался и считал, что пушкинское время тоже было эпохой великих социальных потрясений, войн, революций, но именно такое время и рождало великие, гармоничные натуры, которые своим существованием и творчеством противостояли хаосу жизни. В этом, по мнению Свиридова, проявлялось величие Человека и таким он представлял себе Пушкина.
При жизни Георгия Васильевича уже называли классиком, летописцем нашей эпохи, самым поэтичным русским композитором ХХ века. В Курске с 1968 года по инициативе самого композитора проводится Музыкальный фестиваль. В честь Свиридова проводятся всероссийские, международные конкурсы исполнительского искусства, его именем названы городское музыкальное училище и Центр искусств. На центральной улице с 2005 года стоит памятник композитору, на постаменте высечены слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Всю свою жизнь Георгий Свиридов, несмотря на суровые годы и испытания, старался увидеть самое лучшее в человеке и искусстве, что не могло быть подвластно никаким запретам.
Литература
- Близкое прошлое. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. — М.: Молодая гвардия, 2006.
- Сохор А. Георгий Свиридов. — М.: Сов. композитор, 1972.