Top.Mail.Ru
Свиридов О Пушкине
Писатели

У Пушкина каждый находит что-то своё. Созвучное времени. Настроению. Помыслам.

Пушкин может звучать не только в слове, но и в музыке. У Чайковского поют герои «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина». У Георгия Свиридова звучит «Метель». И хотя в оркестровой сюите девять частей, но она не подчиняется сюжету повести, скорее, иллюстрирует пейзажи, картины быта, переживания героев. Мы слышим звучание вальса, романса, военного марша и переносимся в пушкинскую эпоху, когда царила салонная музыка, играл старинный духовой оркестр. Композитор передаёт и звон бубенцов мчащейся тройки, и гул копыт коней, и грусть белоснежных полей.

У Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998) написаны и другие музыкальные сочинения к произведениям Пушкина: вокальный цикл из шести романсов на стихи разных лет, концерт для хора «Пушкинский венок», приуроченный к 180-летию поэта. Композитор считал, что русская музыка всегда тесно связана с поэтическим словом: как музыка нуждается в поэзии, так и поэзия — в музыке.

Свиридов связан со своей малой родиной — Курским краем. Родился он в уездном городке со странным названием Фатеж. Отец служил на почте, мать работала учительницей. Отец погиб в Гражданскую войну, и Елизавета Ивановна растила сына и дочь одна. Мальчик любил книги, хорошо знал русскую поэзию, но серьёзно увлёкся музыкой. Рассказывают, что однажды Елизавете Ивановне вместо денег на работе предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И мать выбрала музыкальный инструмент. Она заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.

Юра (в семье его называли именно так) сам учился игре на балалайке, подбирал на слух песни, стал покупать ноты и разбирать их, затем поступил в клубный самодеятельный оркестр. На вступительном экзамене в музыкальной школе он сыграл марш собственного сочинения, педагоги в этой импровизации разглядели талант юноши и приняли его на учёбу. Потом Юрий продолжил образование в ленинградском музтехникуме и консерватории. 

Впервые Свиридов познакомился с произведениями Пушкина ещё в раннем детстве: дед и мать были учителями, поэтому любимой книгой стала хрестоматия по русской классике. В хрестоматии было много стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

С поэзией Пушкина осмысленно встретился Свиридов, когда ему исполнилось девятнадцать лет и он был студентом музыкального училища. Сначала он сочинил романс на стихотворение «Зимняя дорога». Позже добавил романсы на другие стихотворения поэта: «Подъезжая под Ижоры», «К няне», «Зимний вечер».

Главная тема юношеского музыкального цикла Свиридова на стихи Пушкина — тема движения, дороги, пути. Ведь юность — пора поиска пути, по которому предстоит идти всю жизнь. Последним в этом цикле был написан романс «Роняет лес багряный свой убор». Он повествует уже о первых жизненных сомнениях и первых потерях, которые встречаются в жизни каждого. Этот цикл вошёл в репертуар многих исполнителей и прозвучал по радио в столетнюю годовщину со дня гибели поэта. Композитору было тогда неполных двадцать два года, он учился в Ленинградской консерватории. Свиридов становится самым молодым членом Союза советских композиторов.

В 1975 году состоялась премьера концерта для хора «Пушкинский венок». В нём, словно в изумительном венке, сплелись в одно целое десять стихотворений Пушкина. Здесь композитор открыл новую сторону пушкинской поэзии. Теперь главное для Свиридова в Пушкине — это глубина его чувств, высота душевных помыслов, порывов. Он не старался «осовременить» Пушкина, «стянуть его с классической высоты». По мнению композитора, каждый художник, и зритель, и слушатель «берёт у Пушкина то, что ему ближе». Перед каждым открывается свой Пушкин. И, добавим, свой Свиридов.

Мы сразу узнаём стихотворение Пушкина «Зимнее утро». И таким же весельем, «янтарным блеском озарена» и музыка Свиридова к этим поэтическим строкам.

«Колечушко, сердечушко…» Какие ласковые слова! Будто взялись из сказок старой нянюшки Пушкина Арины Родионовны. И чуть-чуть игривые — из стихотворения «Стрекотунья белобока». И музыка Свиридова — ласковая и нежная!

Стрекотунья белобока,

Под калиткою моей

Скачет пёстрая сорока

И пророчит мне гостей.

 

Колокольчик небывалый

У меня звенит в ушах,

На заре алой,

Серебрится снежный прах.

Но вот уже «зóрю бьют».

...На устах начатый стих 

Недочитанный затих.

Белая ночь. Пустынные петербургские улицы. И поэт читает Данте. Светает. И вдруг — прозрачный, звонкий голос трубы. Полковой горнист играет «зóрю». Призрачно, торжественно и поэтично звучит эта мелодия и переносит нас в дремотно-тревожную столицу. Музыка пробуждает размышления о высоком назначении художника, о вечности. Все части «Пушкинского венка» слиты воедино. Они действительно, как цветы в венке, дополняют друг друга и оттеняют красоту каждого. Этот венок как драгоценный дар великому Пушкину и его мастерству.

Композитору часто приходилось слышать мнение, что бурные эпохи рождают «растрёпанное, раздрызганное» искусство. Он с этим не соглашался и считал, что пушкинское время тоже было эпохой великих социальных потрясений, войн, революций, но именно такое время и рождало великие, гармоничные натуры, которые своим существованием и творчеством противостояли хаосу жизни. В этом, по мнению Свиридова, проявлялось величие Человека и таким он представлял себе Пушкина.

При жизни Георгия Васильевича уже называли классиком, летописцем нашей эпохи, самым поэтичным русским композитором ХХ века. В Курске с 1968 года по инициативе самого композитора проводится Музыкальный фестиваль. В честь Свиридова проводятся всероссийские, международные конкурсы исполнительского искусства, его именем названы городское музыкальное училище и Центр искусств. На центральной улице с 2005 года стоит памятник композитору, на постаменте высечены слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Всю свою жизнь Георгий Свиридов, несмотря на суровые годы и испытания, старался увидеть самое лучшее в человеке и искусстве, что не могло быть подвластно никаким запретам.

 

Литература

  1. Близкое прошлое. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. — М.: Молодая гвардия, 2006.
  2. Сохор А. Георгий Свиридов. — М.: Сов. композитор, 1972.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен