Top.Mail.Ru
Опыт использования конвергентного подхода в обучении
Методкопилка

Участие в конкурсах профессионального мастерства – это выход на новую ступень, возможность проявить себя и рассказать о своей педагогической философии.

В этом году Татьяна Александровна Вараева участвовала в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2025», где представила опыт использования конвергентного подхода в обучении. Ее педагогическая философия – учить детей правде и следовать ей на всём жизненном пути.

Учителя пробуждают потенциал внутри каждого ученика, помогая ему реализовать свои способности. А каким должен быть учитель? Ответ на этот вопрос у каждого ученика не только в мыслях, но и в сердце.

Педагоги лицея № 21 – это не только организаторы урока. Они учат детей, учатся вместе с ними, всегда готовы к саморазвитию и стремятся достигать новых вершин.

Выступление-презентация

«Моя педагогическая философия»

Сегодня я на сцене с одним очень важным для меня человеком. Именно с ним связаны эти предметы, в каждом – свой смысл, своя история, своя правда…

- Чернильница, перо …Возможно, совсем недавно они запечатлели что-то очень важное, что нужно было сохранить…Или же, наоборот, исправить?

 - А вот блокнот…Так неловко заглядывать в него: а вдруг здесь таятся самые сокровенные мысли, или же описание событий, о которых скоро узнает весь мир?

- Фотоаппарат – зеркало нашей памяти.

О чём говорят эти предметы? Константин Симонов, поэт, публицист, военный корреспондент, даёт нам подсказку: это образ, созданный в мыслях человека, он сохранен для нас, чтобы мы чувствовали свою причастность к нему. Три сущности идеального: образ, мысль, понятие.

Воспоминания, события – это всё материал. Будет ли он правдив? Как осознать, где правда, а где её искажение, вымысел? Чтобы это понять, человек должен взять за неё ответственность.

Умение анализировать и оценивать информацию, формировать собственное мнение – компетенция, которая в современной педагогике называется критическим мышлением.

Как это интересно – идти путём журналистики и приходить к истине, которую несёт нам классическая литература. Шаг за шагом прокладывая этот путь, я пришла к выводу, что обучение журналистике через призму литературы и наоборот помогает школьникам развивать критическое мышление. И моя методическая тема – конвергентный подход в формировании критического мышления обучающихся.

Её актуальность обусловлена тем, что интеграция журналистских и литературных форм подразумевает использование современных медиаформатов и платформ для передачи информации; конвергентный подход объединяет различные дисциплины и методики, способствуя развитию ключевых навыков обучающихся.

В последнее десятилетие представители педагогической науки все чаще обращаются к феномену конвергенции. Некоторые исследователи понимают его как образование, создающее условия для формирования у обучающихся целостной картины мира, а не на изучение отдельных учебных предметов (Т.В.Черниговская). Другие авторы рассматривают конвергентное образование как целенаправленный процесс формирования компетенций, являющихся базовыми для жизнедеятельности и профессиональной сферы в эпоху конвергентных технологий. (Ефременко Д.В.)

Что же формирует конвергентный подход? Прежде всего, эмоциональный интеллект. Когда мы осознаём эмоции других людей, то можем управлять собственными, лучше понимать, что способствует продуктивному взаимодействию в коллективе и за его пределами.

При эффективном сотрудничестве, командной работе формируется умение находить компромиссы и достигать общих целей. Например, при создании газеты (будь то новостное издание, или литературное) дети учатся работать в коллективе, принимать идеи товарищей, развивать их. Они приходят к нестандартным решениям, что является основой креативного мышления. В зависимости от творческих способностей ребята могут проявить себя в деятельности, связанной с версткой газеты: быть художниками-оформителями, редакторами, корреспондентами, корректорами. Пример – газета «Ведомости города N», которую создал мои ученики на уроках литературы.

В чём преимущество конвергентного подхода для учащихся?

Он позволяет им быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям глобализации и информатизации. Ни для кого не секрет, что современные дети свободно ориентируются в информационных и компьютерных технологиях, что позволяет им создавать продукты новых форматов. Например, игру по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Муму», где за основу взят путь главного героя. Кажется, при чем здесь журналистика?  Умение работать с материалом, отбирать нужные цитаты, идти от общего к частному помогли ребятам создать эту игру.

Что обеспечивает конвергентный подход? Междисциплинарность получаемых знаний, широкий кругозор в различных областях, позволяет лучше понимать культурные контексты и специфику различных дисциплин.

Сближение с журналистикой показывает, что одну и ту же новость представители разных культур могут прочесть по-разному. И здесь мы снова обращаемся к конвергентному подходу, который обеспечивает кросс-культурные коммуникации – способность понимать и учитывать традиции, ценности и нормы разных культур.

Все эти компетенции помогают школьникам успешно интегрироваться в многообразный и взаимосвязанный мир, а также способствуют их личностному и профессиональному развитию.

В чём же суть конвергентного подхода?

Журналистика заимствует художественные приемы из литературы для создания ярких и запоминающихся репортажей, а литература берёт журналистские методы для документирования реальных событий.

Вы только представьте, как это интересно: вести репортаж с места события, где только что отважный смельчак Дубровский вошел в клетку с медведем; выпустить рекламу клиники профессора Пирогова (которая на самом деле рекламирует произведение); почувствовать себя смелым военкором и вместе с Жилиным отправиться в «горячую точку»; написать разоблачительную статью о самых известных литературных аферистах, или же создать персональную страницу писателя в социальных сетях.

Мы уже привыкли к тому, что результат нашей деятельности поступает в общий доступ сети Интернет, но ведь мы сами готовим материал для публикаций и должны понимать свою ответственность за то, каким он будет. Здесь мы имеем дело с фактчекингом – ещё одним журналистским направлением, которое связано с проверкой достоверности информации.

Журналистика, особенно с развитием цифровых технологий, позволяет создавать более увлекательный и глубокий литературный материал. Так, мои учащиеся интерпретируют тексты не только с помощью классических журналистских форматов (отзыв, рецензия, статья), но и через новые форматы: подкасты, лонгриды, листиклы (они же рекламирующие списки) и кликбейтные (увлекающие) заголовки. А главный мотиватор для них – ситуация успеха.

Мои ученики – победители и призеры не только конкурсов, связанных с русским языком и литературой, они добиваются успеха в мире журналистики и медиа: на их счету победы в городских, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. А самое главное – многие выбирают журналистику в качестве своей будущей профессиональной деятельности и продолжают заниматься ею уже за пределами лицея.

Дети равняются на нас, им важно видеть рядом с собой человека, который также вдохновлен тем делом, в которое погружает их. Увлечение журналистикой позволило мне стать финалистом межрегионального конкурса «Медиапедагог года», а после принесло победу на региональном конкурсе непрофессиональных журналистов. Мне важно учиться, развиваться и достигать успеха вместе с моими учениками.

Журналисты и писатели должны учитывать свое влияние на общество и быть ответственными за представляемую информацию.

Слияние журналистики и литературы в рамках конвергентного подхода позволяет транслировать материал, информацию в новых форматах, что способствует привлечению читательской аудитории. Конвергентный подход подчеркивает важность этических норм и непреходящих нравственных ценностей в обеих областях.

И моя педагогическая философия – жить с правдой, нести за неё ответственность и воспитывать это в детях. Я возвращаюсь к тому, с кем нахожусь сегодня на сцене. Константин Симонов свою жизнь посвятил правде «от первой до последней строки».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к выступлению (объём 7,5 МБ)

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен