Top.Mail.Ru
Музыкант и живописец
Художники

Можно ли соединить музыку и живопись? Или сделать так, чтобы полотно зазвучало?

Необычный художник Миколаюс Чюрленис одним из первых на земле услышал звучание звёздных миров и передавал эти ноты в солнечных красках земли. Он рисовал картины, похожие на фантастические сновидения, навеянные музыкой космоса.

И вот представьте себе: в Арктике, где ещё не ступала нога человека, один из этих снов оказался явью...

Рассказывают, что Георгий Седов, отправившийся с экспедицией к Северному полюсу в 1913 году и достигнувший архипелага Франца-Иосифа, узнал в огромной чёрной глыбе картину Чюрлениса, на которой спящее чудовище притаилось среди бескрайнего снежного безмолвия. Горы Чюрлениса - так путешественник назвал эти скалы.

Отец, талантливый органист-самоучка, учил своего сына Миколаюса Константинаса Чюрлениса (1875—1911) музыке. Мальчик к семи годам в совершенстве знал нотную грамоту, играл на органе и свободно читал с листа. Народное училище пришлось оставить из-за стеснённых средств многодетной семьи и заниматься самостоятельно дома.

Музыкально одарённого мальчика порекомендовали маэстро Огиньскому. В оркестровой школе его обучали игре на флейте. Финансовое обеспечение мецената помогло Миколаюсу поступить в фортепианный класс Варшавского музыкального института.

Судьба благоволила юному дарованию: он получил диплом с отличием и предложение стать директором музыкальной школы в Люблине. Но молодой провинциал отказывается и уезжает в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

Мечты Миколаюса далеки от карьерного роста, дающего благополучие и привязанность к месту. Он занят другим: частными уроками, сочинением музыки, рисованием этюдов. Поиск подходящего языка для выражения своих идей приводит его в Школу изящных искусств в Варшаве. Картины начинающего художника показывают на выставке в Петербурге, и они производят на русскую публику незабываемое впечатление.

Чюрленис знакомится с деятелями «Мира искусств» и остаётся в России. Он пишет картины и музыку, работает самозабвенно, и это, безусловно, сказывается на здоровье. Уходит свет с его полотен, темнеют краски… Больного увозят на родину, ему запрещают музицировать и рисовать. Но и это его не спасает от безумия…

Всю свою короткую жизнь Чюрленис чувствовал недостаток знаний и самостоятельно изучал археологию, математику, астрономию, историю, философию, литературу. И всё, к чему он проявлял хоть какой-нибудь интерес, находило потом отражение в его живописи.

Видения художника воплощены в художественных циклах «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Звёздная соната» и в других музыкальных полотнах: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната пирамид», «Соната змей». Почему художник давал своим работам музыкальные наименования «прелюдии», «фуги», «сонаты»? Вероятно, главным было изображение не конкретных предметов, а определенного настроения, чувства, эмоции. Чюрленис находил основанные на ритмах методы организации пространства. В «Сонате моря» ритм передавался движением волн, плавных линий кораблей, береговых холмов и плеска воды. Кажется, что морская стихия по своему темпу и настроению звучит разнообразно.

Чюрленис не пытался перенести музыку в живопись, просто он видел живопись сквозь призму музыки. Незримая музыка, по-видимому, сопровождала его картины неслучайно. Она помогала раскрывать их художественный замысел. Обращаясь к миру звуков, художник не иллюстрировал отдельные музыкальные сочинения. Он наделял живопись музыкальным характером и создавал полотна, как будто записывал нотные партитуры симфоний.

Уникальный живописный цикл «Сонаты» был создан в 1907-1908 годах. Картины строились по принципу музыкальных композиций. Введением служило полотно «Фуга», которое можно сравнить с музыкальной увертюрой. Это пейзаж-фантазия: ночная тишина и свет луны над озером, в воде отразились причудливые очертания то ли тумана, то ли скал. Неровные верхушки елей, отражённых в воде, не совпадают с елями на берегу. Несмотря на кажущуюся простоту, картина подчиняется чётким законам построения классического музыкального произведения.

Вглядимся в картины музыканта-художника, верящего в чудо и призывающего широко раскрыть глаза на всё, что прекрасно. На картинах можно увидеть загадочные города древнего Египта, красочные видения подводного царства, фантастические чертежи небесных сфер. Сюжеты картин Чюрлениса опирались и на народные предания. Например, причудливые облака походили на богатырей, о которых рассказывали литовские песни-дайны.

Чюрленис любил изображать природу родного края. Мы видим тёмно-зелёные кроны и бурые в трещинах стволы вековых деревьев, желтизну опавшей листвы и серые громады покрытых мхом валунов, пепельные склоны приморских дюн и тревожный сумрак лесной глуши, прозрачную гладь реки и причудливые силуэты древних замков.

Освоение мира человеком началось с создания мифов. Так и постижение творчества Чюрлениса подобно проникновению в миф. Он предложил нам освоить его «музыкальную живопись» через звуки, и краски, и ритмы сердца, и полёт фантазии.

Как объяснить смысл картины «Сказка. Путешествие королевны»? Можно начать с определения жанра. Это сказка. Один из посетителей выставки — литовский крестьянин — объяснил её именно так: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна, и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. Взошли, а королевны-то и нет, сидит только бедный голый ребятёнок — сорвёт сейчас пух одуванчика и заплачет».

Можно объяснить по-другому. Это путешествие во времени. Королевна ребёнок, королевна женщина. Как хрупка жизнь! Угрожает или что-то предвещает птица? Сам Чюрленис, когда его просили объяснить, что он изобразил, уходил от комментариев.

А вот полотно «Короли. Сказка». Начнём с королей. Их два. Вероятно, королева и король (или королевич). У одного в руках сверкающий шар и меч. Оба в разных одеждах: слева — в синих, справа — в красных. Источник света — шар, а позади — тёмный лес с деревьями-исполинами. На каждом стволе что-то изображено: замки, крепости, арки, люди, птицы. Но это же сказка! А значит, жила-была под сенью леса одна семья… Каждый зритель может понимать смысл картины по-разному.

Как только Чюрлениса не называли, пытаясь определить причины его самобытности! И одиноким романтиком, и несчастливым гением, и пришельцем с планеты Мечта, и Колумбом в живописи. Художником-мучеником назвал его Александр Бенуа.

Тридцать пять лет жизни было отведено Чюрленису судьбой. Знал ли он о смертельной опасности, подстерегающей всякого, кто решается заглянуть за грань видимого, кто позволяет воображению увлечь ум в таинственные бездны и лабиринты мироздания? Нет ответа!

Сегодня трудно поверить, что искусство Чюрлениса объявлялось пессимистическим, абстрактным. Напротив, в основе его творчества лежит оптимизм, утверждающий бесконечное движение жизни. Оптимизм, предчувствующий радости, трагедии и новые открытия.

В. Лавров

Мир Чюрлениса

Литовского художника Чюрлениса назвали первооткрывателем, Колумбом в живописи.

Чюрленис не часто изображал людей, больше — пейзажи, но пейзажи особые, к ним надо внимательно присмотреться.

Вот один из них, «Покой». Прозрачная гладь не то полноводной реки, не то озера. Вечереет. На дальнем холмистом берегу зажглись два огонька. Но разве это берег? Разве не огромное таинственное существо, которое приготовилось к прыжку? Колюче светятся злые маленькие глаза…

Полярный исследователь Георгий Седов на архипелаге Земля Франца-Иосифа нашёл горы, которые напомнили ему картину «Покой», и назвал их горами Чюрлениса.

У некоторых картин названия явно музыкальные: «Фуга», «Весенняя соната», «Летняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната».

Тут нужно хотя бы кратко рассказать о жизни Чюрлениса.

Он родился в 1875 году в семье органиста. Отец пристрастил сына с ранних лет к музыке. Совсем ещё мальчишкой Чюрленис играл на флейте в оркестре, сам пытался сочинять музыку. Способности Чюрлениса были замечены, и его послали учиться. Он кончает два высших музыкальных заведения — Варшавскую и Лейпцигскую консерватории. Создаёт симфонические поэмы, фортепьянные пьесы. Многие его произведения и сегодня исполняют на концертах, а автора называют классиком музыки.

И как раз в ту пору, когда, казалось, Чюрленис окончательно выбрал свой путь, его полностью захватывает новая страсть — рисование: «...я должен стать хорошим, очень хорошим художником». Своей невесте он пишет: «Я рисую! С четверга рисую по 8-10 часов ежедневно... Если бы ты знала, какая радость работать упорно, бешено, без передышки, почти до потери сознания, забыв всё...»

Он пытается соединить эти две страсти — музыку и живопись. Так появляются знаменитые картины — сонаты Чюрлениса.

У каждой картины своя мелодия — бурная, драматическая, или радостная, торжественная, или беззаботно весёлая, как например, у картины из серии «Весенняя». Дружно взмахнули крыльями ветряные мельницы и словно отразились в небесах — фантазией художника розовые облака тоже превращаются в гигантские мельницы.

Чюрленису, пока он учился музыке, приходилось жить вдали от родины — в Польше, в Германии, но он все время вспоминал тихий шёпот сосен, блеск дальнего озера, гнёзда аистов на вершинах старых деревьев, литовские песни и сказания.

Чюрленис побывал на Кавказе и сохранил на всю жизнь восторженные воспоминания о гордых снежных вершинах, о Дарьяльском ущелье. Всю жизнь мечтал он попасть в Африку, и воображение живо рисовало бескрайние желтые пески пустыни, загадочных сфинксов, величественно устремлённые в небеса пирамиды. Эта неосуществленная мечта жива в его картинах «Соната пирамид», «Жертвенник».

Среди первых, кто заметил Чюрлениса, были русские художники М. Добужинский, А. Бенуа, Н. Рерих, К. Петров-Водкин. Они сразу поняли, как талантлив, как нов Чюрленис. У него каждая картина — сказка. И он верил в эту сказку.

 

Литература

  1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. — 2-е изд.. — Л. : Художник РСФСР, 1983.
  2. Коркин В. Пришелец с планеты Мечта / Детская литература. — 1971. — № 12.
  3. Лавров В. Мир Чюрлениса. К 100-летию со дня рождения художника / Костёр. — 1975. — № 9.
  4. Межелайтис Э, Савицкас А. Чюрлёнис. - М.: Издательство «Искусство», 1971.
  5. Панфилов А. Художественная галерея: Чюрленис. — М.: Издательский дом Бурда, 2007. — № 169.
  6. Розинер Ф. Искусство Чюрлёниса. — М.: Терра, 1992.
  7. Сказки литовского леса / Костёр. — 1968. — № 2.
  8. Чюрлёните Я. Воспоминания о М.К. Чюрлёнисе. — Вильнюс: Вага, 1975.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен