Top.Mail.Ru
Сценарий открытого заседания МО в форме делового тренинга
Методкопилка

Сценарий открытого заседания МО в форме делового тренинга

Мы предлагаем вам сегодня побыть участниками открытого  расширенного заседания МО учителей русского языка и литературы. Вы сегодня не созерцатели действа, а его участники с аналитическим опытным взглядом на те проблемы, которые мы с вами попытаемся осветить.

Все присутствующие рассаживаются по группам: в кабинете для 5 групп поставлены столы и разложены рабочие материалы. К каждой группе прикреплен учитель лицея. Ведет работу с группами модераторы (их задача - дать проблемные вопросы для обсуждения группам, рассказав о том, как в лицее уже идет работа по развитию читательской компетентности учащихся).

Мы работаем с вами в тяжелое и интересное время: тяжелое от того, что школа сегодня претерпевает массу перемен и работает в условиях материального неблагополучия, когда требования, предъявляемые к её оснащенности, расходятся  с действительными условиями нашей работы, когда слово учителя перестает быть авторитетным, интересное от того, что мы имеем возможность видеть разные поколения молодых мальчишек и девчонок, иметь непосредственное отношение к развитию их души, пусть и частичному, интересное от того, что мы имеем перед собой широчайшие информационные возможности в отличие от возможностей 20-летней давности…

Можно еще много говорить о ХОРОШЕМ и ПЛОХОМ в нашей профессии, но очевидным остается одно: «...если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…»

Эти слова Вероники Тушновой как нельзя лучше отражают важность нашей с вами профессии, и именно учителями славится Россия, потому что НАШИ  ученики приносят славу  ей…Время не стоит на месте и вот уже обсуждается стандарт педагога и мы в шаге от его принятия. Стандарт закрепил за учителем необходимость быть КОМПЕТЕНТНЫМ, потому что только компетентный учитель способен воспитать компетентного ученика, принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». И мы сегодня вместе с вами пройдем по дороге педагогического развития.

Наш деловой тренинг начинается. В программе стажировочной площадки было заявлено его направление: Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога, Именно вашу позицию на проблему сегодняшнего обсуждения мы и попытаемся выработать. (Напоминание о современном термине «фасилитация» есть в тех рабочих листах, которые заготовлены для групп).

Фасилитация (от англ. «facilitate») – облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы.

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижения группой поставленных целей.

Предлагаю обратиться к значению слова «Сопровождать»

  1. «Сопровождать, - читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова, - значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»
  2. В словаре В.И.Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».
  3. В самом общем значении сопровождение- это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Как эти 3 определения будут связаны с работой нашего МО, почему именно это слово я вынесла, как основополагающее для нашего заседания? (Конечно, это слово подходит к заявленному направлению работы: мы будем сопровождать друг друга при принятии общего решения по вопросу, в образовательном процессе мы так или иначе «сопровождаем» своих коллег, обучающихся, родителей, мы для достижения целей стараемся найти компромиссные решения в прохождении образовательного пути).

А теперь я предлагаю всем обратится к перечню основных направлений в работе любого школьного МО, ознакомьтесь с ними (на слайде) и скажите, какому направлению из них мы посвятим сегодняшнее методическое объединение, исходя из анализа, проведенного со словом и учитывая требования времени к современному учителю?

  1. Обзор и обсуждение новинок методической и педагогической литературы.
  2. Изучение нормативных документов, новых программ и учебников.
  3. Создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества с целью взаимного дополнения, усиления возможностей и позитивных ролей друг друга.
  4. Разработка планов работы предметных недель, рекомендаций, памяток, наглядных пособий.
  5. Подготовка к конференциям, городским совещаниям, семинарам и т.п.
  6. Отчеты учителей по теме самообразования.

Конечно же, наш деловой тренинг будет направлен на создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества.

Почему эта функция МО самая важная сегодня?

Имидж системы школьного образования и статус учителя – вот проблемы, которые необходимо решать на разных уровнях. Это вызвано и разновозрастным составом кадров и разной степенью активности учителей, а профессиональный стандарт педагога предъявляет достаточно высокие требования к статусу учителя, его профессионально-методическому уровню подготовленности. Поэтому сотрудничество администрации и педагогов сегодня, реализуемое и через систему предметных МО направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию мобильных форм взаимодействия, где в ходе обсуждения принимаются решения. Поэтому наше МО пройдет в форме делового тренинга.

Итак целью делового тренинга сегодня будет анализ одного из направлений обновления системы образования в области русского языка и литературы и обеспечение готовности учителей русского языка и литературы к эффективной педагогической деятельности.

Как вы думаете, с чем связаны обновления, коснувшиеся школьного литературного образования? (Вышла в свет Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, активная реализация которой предполагается с 2018 г.).

Напомню, что реализация данной программы предусматривается в 3 этапа: I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций; разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 - 2020 годах начальной стадии программы.

II этап (2019 - 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций; организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения; анализ полученных результатов.

III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.

Но на наш взгляд, концепция актуальна сегодня как никогда, по словам президента РАО Л.А Вербицкой «Мы перестали быть читающей страной».

Задачи сегодняшнего заседания обозначены на слайде:

  • Осознание сути Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ
  • Выявление  требований к филологической подготовке учащихся
  • Внедрение в практику работы учителей школ современных форм работы в условиях реализации ФГОС и Концепции программы поддержки детского и юношеского  чтения

Перед вами на столах лежат тезисы, которые я выбрала, как тезисы-руководства, они должны нам помочь определить наиболее оптимальные и рациональные пути воплощения концепции в жизнь с учетом имеющихся проблем, связанных с низким качеством развития читательской компетентности у обучающихся школ в целом. Делать мы это (т.е вырабатывать пути внедрения концепции поддержки детского и юношеского чтения) будем с учетом накопленного  опыта и традиций лицейского гуманитарного образования.

Коллеги, обратимся к рабочим листам и прочтем 2 тезис «Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения», т.е что должно поменяться в вариантах работы со школьниками, чтобы сформировать грамотного читателя:

Итак, задачи сегодняшнего заседания МО перед вами на слайде, тезисы концепции в рабочих листах, а я приглашаю к активному разговору о реализации концепции чтения своего коллегу Мальцеву Ю.В, руководителя НОУ «Лицеист».

Рабочие тезисы Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

     Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

     Приоритетными задачами программы является разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения…

     Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.

Построение программы основывается на следующих принципах:

- принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- принцип активного участия детей и юношества в реализации программы; принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;

- принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, а также средств массовой информации;

- принцип системного подхода.

 Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью  необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников

      ….целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми

    Основными направлениями реализации программы являются: научно-исследовательская и методическая деятельность:

… разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти;

…популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;

….создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения; развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы.

В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:

- формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере,

- … вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество.

Уважаемые коллеги, какие предложения кажутся вам реально осуществимыми и окажутся действенными в реализации  рассматриваемой Концепции?

На наш взгляд, перечисленные вами формы работы помогут решить практические задачи….(чего), достичь результатов в….(в чем?)

В самом начале нашего разговора я упомянула, что нам с вами сегодня выпала возможность работать в условиях широкого информационного интернет-пространства, и, зная  о том, что наши обучающиеся являются активными пользователями его, мы просто не имеем права не знать его законов и не быть его пользователями.

Так как же можно соединить,  казалось бы, совсем разные понятия «интернет-пользователь» и «грамотный читатель», сблизить их и таким образом попытаться решить проблему  формирования читательской компетентности? я приглашаю к нашему обсуждению учителя русского языка и литературы, руководителя МО учителей русского языка и литературы, создателя собственного сайта для учителей русского языка и литературы http://ruslita.ru/ Колесникову Е.В.

 

Примерные тезисы (Колесникова Е.В.)

Интернет-пользователь — это тот, кто обращается за информацией в веб-пространство.

Грамотный читатель — это тот же интернет-пользователь, но умеющий осуществлять поиск ресурсов и работать с разными типами информации, владеющий навигационными навыками в потоке информации, имеющий критически осмысливать найденную информацию и отбирать доверительные источники.

Надо уточнить значение ещё двух понятий: компьютерная грамотность и информационная грамотность.

Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач.

Информационная грамотность предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

В Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если есть доступ к Сети, можно «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Пионер» за 1940 год. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, становится понятно, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАВИГАЦИЮ В ПОИСКЕ НУЖНОГО?

Формируется информационная грамотность не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного сообщения или проекта, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-РЕСУРСЕ?

О важности умения критически оценивать информацию должен знать каждый, кто пытается найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависят важные решения. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:

  • Кто её автор и является ли он экспертом?
  • Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
  • Откуда пришла эта информация?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ПРОДУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕБ-РЕСУРС ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ К ЧТЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ИНТЕРЕСА?

- Чтобы поддержать падающий интерес к познавательной литературе, мы подбираем информативные тексты для диктантов из научно-популярной литературы.

- Поскольку просмотровое чтение постепенно вытесняет аналитическое чтение, мы используем тексты с вопросами после прочтения какой-то его части.

- В разделе "Даты и события" ведём календарь литературных дат с ссылками на материалы о жизни и творчестве писателей.

- В разделе "Любимые писатели" собрано несколько сотен материалов о русских и зарубежных писателях.

- В разделе "Времена года" произведения отсортированы по четырем сезонам.

- Лучшие работы учащихся (сочинения, исследования, проекты, рецензии, очерки) по литературе опубликованы в разделах "Что почитать?" ("Читальный зал", "Выбор читателя", "Книги о школе", "Книги моего детства").

- Привлекаем краеведческий материал: для расширения представлений о жизни и творчестве Е. Носова и К. Воробьева опубликованы статьи сотрудника литмузея Спасской Е.Д.

- О понятиях "книжник", "книгочей" размышляет в своих очерках Борис Тебиев, профессор РГГУ из Москвы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ РАЗДЕЛЫ МОЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ НА САЙТЕ?

КАКОЙ СЛОГАН ВКЛЮЧИТЬ В ПРОМОРОЛИК АКЦИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ"

Выводы:

  • Нужно максимально эффективно использовать интернет для поддержки культуры чтения.
  • Нужно знакомить детей с лучшими новыми произведениями детской литературы, освещать результаты литературных конкурсов для детских писателей.
  • Нужно руководить чтением подростков, предлагать им самим становиться рецензентами книг, обсуждать их в группах по литературным предпочтениям, чтобы сделать этот процесс полезным досуговым времяпрепровождением.
  • Сделать тематические указатели, рекомендации к спискам для чтения по возрастным группам.

 

В тезисах концепции в ваших рабочих листах есть указание на принципы, на которых должна строится программа поддержки детского чтения, обратитесь к ним. (Зачитываем).

Иными словами: скоординированное взаимодействие всех сфер образовательной жизни школы для достижение необходимого результата. В лицее вот уже 2 год мы поле внеурочной деятельности наших обучающихся разнообразили клубом «Книгочей», ведет который школьный педагог-библиотекарь. Она в нескольких словах обозначит нам сегодня программу своей работы с детьми, а после того как она выступит я попрошу вас, уважаемые коллеги сказать, может каким-то образом усовершенствовать это направление работы, сделать его более продуктивным, помогающим решить задачи обсуждаемой концепции

Библиотекарь (Е.В. Чубарова) рассказывает о клубе «Книгочей», который функционирует в 5-7 кл за счет часов внеурочной деятельности. Ставит перед слушателями вопрос: как привлечь к работе клуба старшеклассников?

Мы сейчас с вами в ходе совместного тренинга обсудили некоторые универсальные варианты междисциплинарного подхода к реализации концепции, а этапе завершения нашей работы я попрошу вас, уважаемые коллеги обратиться к вашему опыту и предложить своим коллегам те формы работы, которые эффективны в  формировании читательской компетентности на уроке. Обсудите их в группах в течение 3-4 минут и презентуйте их нам. А группа Мальцевой Ю.В  подведет итоги делового тренинга и предложит проект решения нашего заседания, выдвинув для реализации в образовательной деятельности лицея те из них, которые коллеги обозначали как наиболее рациональные и эффективные по выполнению положений обсуждаемой Концепции.

(Обсуждение в группах, презентация активных форм урочной деятельности, зачитывание проекта решения).

Я благодарю вас всех за проведенную работу, за ваши идеи. Концепция программы поддержки чтения, кажется, ставит перед общественностью невыполнимую задачу: вернуть России статус читающей страны ( по данным фонда «Общественное мнение» 44% россиян не взяли за год ни одной книги в руки). На мой взгляд, если подойти к этой проблеме системно, цель может быть осуществима. Как? на этот вопрос я отвечу фразой Конфуция: « Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал. Не меняйте невыполнимых целей, меняйте практические шаги…

Мне кажется первые шаги этой подготовки мы сделали, а как кажется Вам?


Материал подготовлен совместно с Шумаковой Т.В., ст. преподавателем кафедры управления развитием образовательных систем ОГБУ ДПО КИРО.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен