Top.Mail.Ru
Иван Бруни
Художники

В семье Бруни редко кто не становился художником или архитектором.

Предки подарили потомкам звучную фамилию и основное занятие, связанное с творчеством. На Иване Львовиче Бруни (1920-1995) сказалось влияние отца, известного художника Льва Бруни, и деда по материнской линии, поэта-символиста Константина Бальмонта.

Будущий народный художник России родился в небольшом городке в Оренбургской губернии, детство провёл в деревне близ Козельска, бывал в Малоярославце, с родителями жил в Москве. Не думал, что станет художником, всегда больше интересовался поэзией, сочинял стихи, переводил. Молодого поэта заметили С. Маршак и П. Антокольский.

Когда призвали в армию, Иван Бруни служил на границе в Монголии и на западе. Как рядовой-пехотинец сражался на войне, был разведчиком, несмотря на тяжёлые ранения и контузию вернулся на фронт военным корреспондентом. Как-то неожиданно стал делать зарисовки того, что видел, а карандашные портреты понравились сослуживцам настолько, что они отсылали их в письмах домой.

После войны Иван Львович учился в Рижской академии художеств и Московском художественном институте имени Сурикова, но закончить не смог по семейным обстоятельствам: умер отец и нужно было помогать семье. Иван Львович начал работать иллюстратором в издательстве «Детский мир» («Малыш»).

Художник создал иллюстрации к повести Э. Казакевича «Звезда», к поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», к книгам М. Пришвина и сказкам А.С. Пушкина, произведениям В. Жуковского и К. Бальмонта.

Но излюбленной темой оставалась природа и человек. На Ивана Львовича произвела впечатление поездка в Туву, куда от отправился с писателем-натуралистом Геннадием Снегирёвым и другом Маем Митуричем, тоже художником-иллюстратором. Итогом путешествия стала написанная Иваном Бруни книга «В саянской тайге» и рисунки к книге Г. Снегирёва «Голубая Тува».

В. Перцов

Художник Иван Бруни

 

Я иду с Иваном Бруни по весеннему лесу. Острым ножом он отсекает куски веток длиной в карандаш и требует определить их название. Палочки мало отличаются друг от друга, но Иван уверенно называет их: это калина, это черёмуха, его жимолость. Мы жили ту весну вместе у леса, и Иван каждый день искал и находил новые приметы весенних изменений: лопнувшую берёзовую почку, первый цветок медуницы, первого скворца.

Мы бродим ню лесу, и Иван рассказывает обо всём, что здесь есть и чего здесь нет, а есть в лесах Тувы и Крыма, Севера и Кавказа, Белоруссии, Прибалтики — тех мест, где Иван Бруни побывал охотником, рыболовом и...  воином.

Рассказы бывалого человека, неторопливое перечисление дневных событий у Арсеньева захватывает дух не меньше, чем самый замысловатый детектив. И, видно, впечатление от этого общения с природой так сильно, что подчас не «хватает слов» рассказать языком своего искусства, и писатель Сеттон-Томпсон рисует, а художник Евгений Чарушин берётся за перо. Вот и Бруни написал повесть о своей поездке в Туву.

Обычно главный герой книжек о природе — зверь. И художников, иллюстрирующих эти книжки, называют анималистами. Но сколько живых наблюдений и поэтических воплощений природы в рисунках этих художников!

Иван Бруни умеет и любит рисовать животных. Он хорошо знает механизм их движений, конструкцию формы. Он стремится не столько к остроте силуэта, передаче фактурности, шерсти (может быть, во вред выразительности), а старается поместить зверя в его естественную среду: страница книги для его героя не клетка в зоопарке, здесь зверь на воле, в глуши леса.

Иван Бруни за много лет своей работы в детской книге обращался к разным темам. Но самые большие его творческие удачи безусловно связаны с темой природы. Из последних работ это «Голубая Тува» Г. Снегирева (первоначальное название мне больше по душе — «Танна Тува»).

Интересно ведёт художник рассказ о «Танне Туве». Сначала даётся панорама предполагающихся событий, так оказать, с птичьего полета. Читатель видит своеобычность этого края — сопки, тайга, стремительные порожистые реки, синие озера. Этот пейзаж населён — по рекам несутся лодки, над тайгой кружат орлы, в посёлок прилетел самолёт.

Во второй половине книги этот приём повторится в рассказе о тайге зимой. Потом следует второе что ли приближение — читатель посещает отдельные места в разворотах-панорамах: посёлок Хамсара, рыбацкое становище, избушка охотника-промысловика. И третье приближение — само действие: лодка, несущаяся через порог, олени в загоне, со знанием нарисованные предметы — охотничьи и рыболовные принадлежности, упряжь оленя. Этот приём, активно вводя читателя в жизнь далёкой Тувы, содержит в себе и занятный игровой момент — очень интересно отыскивать на рисунках-панорамах места описываемых в книжке событий. И весь рассказ художника о Туве соединяет в себе поэтичность, красочность цветового видения, остроту рисунка с подкупающей правдивостью изображения, со знанием всех частностей изображаемого мира. Из точного знания, верного рисования, добросовестности в деталях рождается художественный образ. Полистайте эту книжку — и вы увидите и как расцвечена осенняя тайга от лимонно-желтых лиственниц до краплака стелющихся берёз, и как устроена, скажем, ловушка на горностая — «чекан».

Конечно, такое художественное знание одними поездками на охоту и рыбалку не разовьёшь. Иван Бруни не только внимательно наблюдает, но и рисует на пленере. И если раньше радости непосредственного общения с природой подчас отнимали время от творчества, то сейчас свои свидания с ней Бруни посвящает внимательной и вдумчивой работе.

 

Литература

  1. Бруни И.Л. В Саянской тайге. Записки художника. — М.: Советский художник, 1969.
  2. Перцов В. Художник Иван Бруни // Детская литература. — 1968. — № 10.
  3. Яблонская М.Н. Иван Бруни. Альбом. Серия: Мастера советского искусства. — М.: Советский художник, 1986.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен