Top.Mail.Ru
Пластов о лете
Летние тропинки

Аркадий Пластов о лете

По ушедшему лету скучаешь и в хмурые осенние сумерки, и в длинные зимние ночи. Кажется, а было ли лето? С кузнечиками в зелёной траве, с ветерком, прилетевшим с реки, с жарким солнцем, которое не желало уходить с небосклона... Сколько нужно пережить долгих дней, чтобы вновь ходить босиком, жить без шапок и шуб, наслаждаться ласковым теплом и вольницей?! А вот с картинами Аркадия Пластова скучать по лету не придётся!

Можно почувствовать и духоту летнего зноя, и дуновение прохладного ветерка, и запах сорванных с грядки огурцов, и аромат цветущей липы. Можно рассмотреть плывущие по небу причудливые облака, вглядеться в кружево пижмы и аниса, прикоснуться к «зонтикам» сныти обыкновенной.

Художник Аркадий Пластов (1893-1972) родился в Симбирской губернии. Его отец с дедом были крестьянами, которые хорошо владели кистью и сумели приобщить Аркадия к живописи. Одним из самых ярких детских впечатлений мальчика в детстве был приход к ним в деревню Прислониху «богомазов», их попросили подновить старую церковь. Вот тогда-то мальчик и решил стать живописцем.  

Учился он сельской школе, после в духовном училище в Симбирске и семинарии, а в Москву отправился, когда получил стипендию от городской земской управы. Сначала Строгановское училище, потом Училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями художник называл А.    Васнецова, А. Архипова, Л. Пастернака, И. Машкова.

В 1917 году Пластов вернулся на родину, где уже бурлила новая жизнь, окунулся с головой в быт крестьянской жизни. Как самого грамотного его избрали членом сельского совета и наделили землёй. Художнику пришлось, отложив кисть, сделаться пахарем, жнецом, косцом, но он не переставал рисовать. Поначалу сельчане глядели на его занятия живописью как на чудачество: «От нечего делать побаловаться вздумал». Но однажды, увидев картины, стали просить: «Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут». В драгоценные для крестьянина часы и минуты сенокосной страды — не перестояли бы травы! — уже кто-нибудь обязательно спрашивал: «Ну, Лександрыч, писать-то нынче будешь?» И, получив утвердительный ответ, заставлял художника отложить косу: «Вали, пиши иди, пока руки не устали, рядок-другой и одни пройдём».

Очень жаль, что многое написанное Пластовым в те годы было уничтожено пожаром. Через несколько лет картины Аркадия Александровича были показаны в Москве и имели немалый успех. Среди них выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937): в ясный, светлый день, какие бывают в начале осени — в пору урожая, собралось перед зданием сельсовета широкое застолье. Под открытым небом на столах стоят фигурные самовары, красуются только что собранные фрукты и овощи, медовые соты.

Пластов стремился создать собирательный образ народа: вот степенно беседуют бородатые мужики, ребята задорно играют на гармонях и балалайке, смеются и лихо танцуют молодые женщины в цветастых платьях. Неслучайно искусствоведы назвали «Колхозный праздник» картиной-«массовкой».  

В годы войны Пластов написал картину «Фашист пролетел»: в тихом перелеске лежит упавший ничком на землю пастушонок с простреленной головой, а на небе еле виден улетающий фашистский самолёт. Аркадий Александрович бывал на фронте, видел, окружение и разгром немцев под Сталинградом. Картины его отличал в ту пору суровый, почти стальной колорит.

Зато в победном 1945 году картина «Сенокос» радовала глаза ярким цветом высокой сочной травы, ощущением раскалённого воздуха жаркого дня: ровным рядом шли один за другим косари, и скошенная трава мягко стелилась за ними.

Радостью жизни дышат и другие картины художника о мирной «крестьянской» работе, деревенском быте. Однажды у родника увидел Аркадий Александрович дочку своих соседей Клаву. С девичьей мечтательностью стояла она у родника будто завороженная, следя за льющимися через край ведра хрустальными струями. Столько света, ликования жизни, летней благодати увиделось в этом художнику, что захотелось непременно поймать трепет листвы, блики солнца в воде и на просвечивающих прядях ивы, россыпи брызг. Попросил постоять вот эдак. И появилась картина «Родник» (1952): набирает воду девочка и с трудом удерживает на коромысле два уже почти полных ведра. Она стоит босиком на бревенчатом настиле, ноги от брызг мокрые, как и ситцевое платье, но ей привычна такая работа.

Летняя пора на картинах Пластова радует глаз, напоминая привычные сюжеты из детства. На залитой солнцем полянке с ромашками и колокольчиками, под тенью раскидистых берёз, отдыхают бабушка с внучкой, ходившие в лес за грибами и ягодами. Лёгкое дуновение ветерка приносит долгожданную свежесть, развеивая аромат ягод в кувшине и грибной запах в корзинах. А рядом дремлет пёс, увязавшийся за хозяевами («Летом», 1954).

Не решается отвлечь своего хозяина и верный пёс на картине «Юность». Он только что бежал с ним по дороге, а теперь сидит и смотрит на двух жуков, барахтающихся в медовом соцветии полевого цветка. Мальчик стащил с себя синюю, как василёк, рубаху и блаженно бросился на землю лицом вверх. Прикрыл глаза от слепящего солнца рукою и лежит, а у его головы, как торжественные золочёные канделябры, качаются тяжёлые соцветия коровяка.

Юноша лежит на зелёном ковре из полевых цветов среди набирающих силу хлебов. Нигде никого. Только ветер гудит, и качается рожь, и медленно плывут по небу тончайшие, как вуаль, облака. Все свежо, зелено, молодо. И кажется, будто длится вечно этот день и не наступит никогда его конец... Из века в век будет качаться такая же рожь, будут цвести русские нежные цветы и всё так же будет отдаваться мечтам полная сил и счастливого предчувствия будущих подвигов юность.

О чём думает мальчик? Он, наверное, и сам не может сказать. Может быть, ему чудятся корабли на море синем-синем, как это небо, и так же ветер гудит, и он, юнга, взобрался на вершину мачты, и его слепит не это, привычное русское, а яростное тропическое солнце... Да мало ли что чудится мальчику? Главное, он переживает сейчас острое ощущение радости жизни. Мальчик в начале пути. И не на распутье — дорога перед ним пряма и светла. И нет на ней тени — только солнце золотит её и зовёт отправиться вдаль...

Интересно рассматривать и картину «Лето». Здесь героям дана полная свобода. Каждый занят своим делом: работает, отдыхает, купается. Пенится густой шапкой молоко, и вытягивает морду навстречу протянутому ей куску хлеба лежащая корова, присела на край миски бабочка, пьёт, войдя в воду, собака, спит в тени дерева мальчишка...

На картине «Полдень», написанной Пластовым в 1961 году, мы видим яркие тёплые краски душного летнего дня: льются струи холодной колодезной воды, освежая от пекла и зноя, мужчина и женщина прикатили на мотоцикле и оставили его в сторонке. По этой примете ясно, что миновали грозные военные годы и мирная жизнь прочно установилась на земле.

В живописи Пластова с огромной силой переплетены земля и небо, жатвы и сенокосы, судьбы и биографии жителей села. На холстах художника заговорила, зашумела многоголосая жизнь людей всех возрастов и характеров — мужиков, женщин, детей.

«Уборка, какая это счастливая пора, какая кипит кругом весёлая, деловая кутерьма... Я ничего не знаю обольстительнее труда хлебороба»,— говорил Аркадий Александрович и написал об этом картину-праздник «Колхозный ток». Полыхает холст летним жаром, сияет золотом спелого зерна, опаляет упоением труда. И в зимние холода, и даже в осеннюю непогоду ощутишь прикосновение накалённого солнцем воздуха, тронет щёку колючее щекотание золотой пыли из-под молотилки, почувствуешь, как сладко утоляет жажду родниковая студёная вода...

Как-то раз набрёл художник на ту сценку, что вошла потом в картину «Жатва», сначала названную «Обед в поле»: у скирды устроились за трапезой старик, которому уже пора отдыхать от хлеборобских трудов, и трое ребятишек, кому ещё рано заниматься полем. Как увидел их художник — так и встала перед его глазами упрямая, несгибаемая Русь.

Пластов говорил, что любит сенокосную работу до самозабвения — с семнадцати лет он умелый косец. Старожилы помнили: «Ввек никто не скосит, как он!» Для него не диво, когда под размеренный посвист кос ложатся ряды буйно-цветистых, ароматных трав. Дойка коров и ссыпка зерна в амбары, вывоз сена и отдых коней в ночном, обмолот хлеба и выгон стада предстают в полотнах Пластова то в сдержанных, то в ярких красках, в осязаемых формах, в свободе линий.

Казалось бы, какая может быть поэзия в уборке картофеля? Но зрелище распаханной земли с перламутровыми плодами, собирающих картофель в вёдра женщин, поникших подсолнечников по краям огорода торжественно и трогательно. Сколько, оказывается, способен увидеть глаз художника!

Литература

1. Жукова А.С. Пластов из Прислонихи: документально-художественная повесть. - Москва: Детская литература, 1982.

2. Леняшин В. Великое ликование жизни / Юный художник. - 1985. - №10.

3. Попова Эл. Солнечная радость жизни / Юный художник. - 1980. - №10.

Запахи весны

Страничка с материалами о весне-красне.
Подробнее

Краски осени

Расписные терема осени.
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен