Картины необычайно одарённого грузинского художника Нико Пиросманашвили, или коротко Пиросмани, пронизаны духом отчего края и согреты его солнечным теплом.
Недаром Нико называли «гениальным самородком», он ведь никогда не учился живописи и не мечтал о ней как о профессии. Но именно краски помогли ему выразить восторг перед тайной жизни, красотой мира и человека.
В мае 2017 года исполнилось 155 лет со дня рождения Пиросмани (1862-1918). За 56 лет своей земной жизни художник создал много разных работ, но большинство из них утеряно безвозвратно. Трудно найти в Грузии другого художника, в творчестве которого так же искренне нашли воплощение природа родного края, отношения между людьми, привычки и нравы дореволюционных крестьян и горожан.
Когда рассматриваешь его простодушные, безыскусственные картины, выполненные на простых чёрных клеёнках, на сердце теплеет. Так взволнованно отражают они печаль и доброту простого человека, будничную работу, праздничную суету и веселье, вековые обычаи грузинских селений. А бесхитростно написанные натюрморты манят своим аппетитным изобилием. Живописные фантазии мастера увлекают нас в удивительный мир, в котором, кажется, посреди неба и земли, как бы соединяя их и даже заслоняя собой, обитают таинственные и доверчивые создания — дикие звери и домашние животные.
Нико родился в 1862 году в Кахетии. Рано осиротев, приехал в Тбилиси искать работу. И начались его скитания! Нужда заставляла думать о хлебе насущном, а душа жаждала заниматься любимым делом. О нелёгкой, горькой судьбе талантливого художника грузинский поэт Галактион Табидзе скажет:
Жил в Грузии мастер. Он был одинок —
Такое художнику место на пире.
Поднимем же, братья, во здравие рог.
Пусть эта рука не забудется в мире.
В другом переводе эта строфа звучит иначе:
Жил в Грузии мастер. Он счастья не знал!
Таким уж сумел он на свет уродиться.
Поднимем же, братья, во здравье бокал,
Да будет прославлена эта десница!
Деснице мастера суждено было прославиться живописью! А вот его житейские дела начинались трудно и кончались грустно. В деревне Нико овладел грамотой, любил читать стихи Шота Руставели и Важа Пшавела. После переезда в город ему уже не хватало времени и сил продолжать самообразование.
Нико служит на железной дороге, пробует держать молочную лавку. Всё не ладится. Особенно не даётся будущему художнику коммерция. То ли он не был рождён торговцем, то ли его доброта и доверие мешали ему мошенничать и обманывать людей.
Пиросмани стал присматриваться к работе маляров, вместе с компаньоном организовал мастерскую. Но и здесь деловые способности Нико оказались скромными. Началась бродячая жизнь, полная лишений, огорчений и редких радостей, когда удавалось выручить немного денег и главное — еды. Он бродил с кистями и красками по духанам и лавкам, писал вывески, украшал живописью стены. Картины рождались непредвиденно быстро, без суеты, то на клеёнке, то на железном листе, то на картоне.
Каждое творение мастера было словно продиктовано видением ребёнка, так оно было непринуждённо и радостно. Вот стоит безмятежный рыбак в красной рубахе, важно надулся дворник, вот бедная крестьянка идёт с детьми за водой, пастух погоняет стадо баранов, вот забавный лекарь с зонтиком едет на симпатичном осле, а у актрисы Маргариты сидит птичка на плече. Художника не заботили традиции и правила изображения. Он их не знал и доверялся только своей фантазии, представлениям о правде и проницательной зоркости глаз. Всего того, что он видел, ощущал и помнил, было достаточно, чтобы превратить наблюдения и воспоминания в живопись.
Пиросмани обладал своим, глубоко личным пониманием гармонии и соразмерности вещей. Он следовал традициям фольклора и древней культуре родной земли. Художник жил и работал в народной среде, не понаслышке знал все тяготы жизни трудового люда. И это видно в его картинах: за наивными образами угадываются симпатии и взгляды художника.
Кто герои картин Пиросмани? Конечно, это земледельцы и скотоводы, бедняки и ремесленники, трактирщики и шарманщики, носильщики и бродячие торговцы. Словом, те, кто трудился и обслуживал богачей. Случалось мастеру писать и дворян, и купцов. Но если крестьян и рабочих он изображал обычно в будничных заботах, в скромной обстановке, то князей за беззаботным отдыхом и весельем, в изобилии напитков и яств, в окружении слуг. И названия картин Пиросмани свидетельствуют о том же: «Крестьянин с сыном», «Нищий», «Миллионер бездетный и бедная с детьми», «Семейный пир богача», «Князь с рогом вина», «Кутёж трёх князей»...
Художник, сам человек из народа, привык неустанно трудиться, видеть красоту природы, находить приметы старинного уклада, замечать удивительные изобретения времени. Его радует и белый храм в ущелье, и необыкновенное новшество — подъёмник к вершине горы, и ночной город, и молотьба хлеба в деревне, и диковинный паровоз, и пышная свадьба в кахетинском селе.
На картинах Пиросмани животные: косуля, лев, орел, медведь, жираф, олень, серна – замечательны сочетанием фантастического и реального. Эти существа словно пришли из грузинского фольклора. Не заботясь о внешнем сходстве, художник много внимания уделял цвету, форме, красоте. Наверное, поэтому мы не замечаем, что всадники на его клеёнках больше лошадей, пастухи выше стад и гор, а виноградные грозди почти величиной с виноградарей. В своих картинах он запечатлел национальные характеры, воссоздал именно грузинские типы: его герои в народных костюмах, со знакомыми предметами быта, в бесконечной круговерти жизни.
Пиросмани жил и творил в ту пору, когда в Грузии главным в академическом искусстве был метод внешнего правдоподобия. Феномен самоучки профессиональные художники не поняли. Позже его стиль будут сравнивать с фресками Джотто. А открытие Пиросмани принадлежит художнику Ле-Дантю, привезшего во Францию из путешествия по Грузии несколько картин Нико. Илья и Кирилл Зданевичи спасли многие работы грузинского примитивиста. Оригинальный талант Пиросмани опередил своё время и нашёл признание только через несколько лет лет после смерти мастера.
Свои высокие чувства и мысли художник запечатлел не на холстах, а на простых клеёнках, не заботясь о почётном месте в истории живописи. И теперь мы по заслугам воздаём почести человеку из народа за его прижизненную безвестность, горькие испытания, одиночество, унизительную смерть в больнице и захоронение на участке кладбища для бездомных. Теперь ему посвящают стихи, о нём слагают песни и снимают фильмы. Называют его именем то вино, то сладости, то сад, то улицу, то дом...
Литература
1. Амашукели Э. Жил в Грузии мастер... / Юны художник. - 1987. - № 7.
2. Ветка С. Жил-был художник один... / http://iledebeaute.ru/culture/2017/2/28/87367/
3. Зданевич К. М. Нико Пиросманашвили. — М.: Искусство, 1964.
4. Макеев С. Великий маляр: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/1406/
5. Сайт о жизни Нико Пиросмани: http://niko-pirosmani.ru/