Какой художник не воспевал в своих картинах величие и красоту родной природы! Но каждый по-своему. Покажите кому-нибудь картины «Рожь» или «На севере диком», «Утро в лесу» или «Корабельная роща». Сразу вспомнят Ивана Шишкина и будут правы: невозможно не узнать. Репродукции с его картин можно увидеть в детских книжках, букварях, учебниках.
Самобытный мастер возвёл в идеал строгое и точное следование правде жизни, пытливое изучение природы. Иной раз кажется, что перед тобой не картина, а фотография, настолько живо изображение, настолько естественны краски.
Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге, в небогатой семье купца (1832—1898). Учился будущий пейзажист в Казанской гимназии, в Московском училище живописи и ваяния, в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как лучший ученик Академии, он был награждён серебряной медалью и Большой золотой медалью выпускника, дающей право выехать за границу на три года для совершенствования творческого мастерства.
Художник путешествовал по окрестностям Цюриха и Мюнхена, Женевы и Дюссельдорфа, изучал искусство ландшафта. За одну из написанных за границей картин Иван Шишкин получил звание академика. Возвратился в Россию он уже признанным и узнаваемым живописцем, сблизился с Артелью художников, стал одним из первых членов Товарищества передвижников, участвуя в его выставках с 1871 года. Шишкин тогда представил свою картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».
Для художников разных поколений вдохновляющим примером служит подвижническая жизнь и профессионализм живописца. Когда Александр Дейнека с группой молодых художников ходил по залам Третьяковской галереи, он остановился возле полотен Ивана Шишкина и сказал:
— Посмотрите, какое решение! С какой силой создаёт он величавую картину Родины! Кажется, ну что особенного? Солнце жаркое. Просторы полей. Небо голубое. Рожь золотая. На первом плане травка и цветочки. А ведь это Россия! И что самое замечательное, а это свойство только крупных мастеров — какими предельно незамысловатыми средствами лепится запоминающийся на всю жизнь образ...
Картина «Рожь» появилась впервые в 1878 году на Передвижной выставке. Среди полотен Ярошенко и Репина она была признана «наипервейшей». «Рожь» Шишкина не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной красоты России. Мы видим на картине жаркий летний день. В воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой. До самого горизонта простирается под голубым небом огромное море ржи.
Людей на картине нет. Только приглядевшись, мы можем заметить мелькнувший во ржи красный женский платок. Но везде ощущается присутствие человека. Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Это его повозки выбили на дороге колеи. Это он вырубил красовавшийся когда-то на этой земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту — до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жницы... Почему же беден крестьянин на этой щедрой земле?
Трудно назвать другого рисовальщика такого масштаба, как Шишкин. Наследие его велико и разнообразно: гравюры, офорты, литографии, эскизы пером, карандашом, углём, акварелью. Среди натурных зарисовок много набросков, но есть и законченные рисунки. Некоторые из них послужили этюдным материалом для живописных произведений.
Когда рассматриваешь рисунки Шишкина, с удивлением обнаруживаешь, что художник хорошо знал строение разных пород деревьев, кустарников, трав. Чувствуется большая любовь к тому, что он наблюдал в природе, артистично исполняя свой художественный замысел.
В названии рисунка «В лесу. Упавшее дерево» уже заключено его сюжетное содержание: в чаще леса, на поляне, заросшей густой травой, лежит давно упавшая, уже высохшая ель с торчащими в разные стороны сучьями, с остатками коры. Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко. В переплетении стволов и сучьев, цветов и трав автор сумел выделить главное, обобщить второстепенное. Упавшее дерево уводит наш взгляд в глубину, в частый ельник ― и мы охватываем всё пространство целиком, осязаем его формы: изгибы сухих сломанных сучьев, длинные зонтики трав, листья осинки и лапы елей.
Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём. «Громче всех раздавался голос богатыря И.И. Шишкина, — вспоминал Репин, — как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней».
«Утро в сосновом лесу» совсем не такая, какой запомнилась нам с детства. В ней мало радости. Неприветлив сосновый бор. В нём нет ярких цветов, влажным мхом поросли корни сосен-великанов, да и сама земля. Только зверю хорошо в этом глухом лесу, а человеку холодно и страшно. Сыростью, туманом раннего утра веет от этого холста. Эта чащоба не видела следов человека. Не от его руки, а от мощного урагана обрушилась вековая сосна. Бор стоит синий, загадочный, и только по самым вершинам сосен крадутся солнечные лучи.
Не зря современники называли Шишкина «царём леса», восхищаясь его картинами. Облюбовав место, художник устраивал себе сиденье из сучьев и леса и располагался как дома. Лесная мастерская была удобней, здесь никто не мешал шлифовать своё мастерство, создавать убедительные «портреты» корней и хрупких травинок.
На другой картине Шишкина изображены дубы. Вечер. Тихо. Предзакатное солнце бросает последние свои лучи на землю. Деревья застыли в причудливых позах, изогнувшись ветвями и стволами, словно подчёркивая переход от дня к ночи, от ясного дня к вечерней сказке. Обычно в сумерках предметы теряют свои цвета. Солнечный же вечер делает цвета более яркими, насыщенными, тени становятся длиннее и отчётливее. Это происходит потому, что заходящее солнце светит сбоку, а не сверху. Преображённая вечерним светом природа предстаёт перед нами во всём своём неотразимом великолепии. Свет скользит по дубовым веткам и стволам, молниеносно преображая и окутывая их своим золотистым чистым сиянием. По всему полотну, кажется, пробегает невидимый лёгкий тёплый ветерок. Картина словно оживает на глазах: вечерний луч в последний раз ярко вспыхивает и готовится угаснуть.
Живописец настолько достоверно написал ствол дерева, покрытый лишайником, что кажется, будто он дышит на солнышке. Вряд ли фотографам удалось бы достичь подобного эффекта. Но краски и кисти так послушны руке мастера, что запечатлённая много лет назад картина летнего вечера до сих пор кажется нам живой. Такого необычайного эффекта Шишкин смог добиться благодаря знанию законов дневного и вечернего освещения.
Шишкин много путешествовал: весной по Поволжью, Карелии, Белоруссии, летом в окрестностях столицы. Вместе с семьёй и несколькими художниками в 1879 году Иван Иванович лето провёл в Крыму. «Забирались работать в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Демьяна, из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф...»
Много горестей выпало художнику в жизни: первая жена рано умерла от тяжёлой болезни, вторая жена, талантливая художница, умерла через год после свадьбы, после рождения дочери. Переживания уводили его работать в лес.
Шишкин умер за работой — с углём в руках, начиная на белом холсте большую новую картину.
Литература
1. Жукова А. Лесной богатырь-художник. К 150-летию со дня рождения И.И. Шишкина / Юный художник. - 1982. - №1.
2. Толстая Н., Герасимова Е. Художник Шишкин. Творческая лаборатория / Наука и жизнь. - 2008. - №1. - С.99-105.
3. Шишкин И.И. Репродукции картин художника на сайте https://gallerix.ru/album/Shishkin