Top.Mail.Ru
"Незримо пушкинские строки вплелись в осенний листопад..."
События

Сегодня празднуется Всероссийский День лицеиста. Символична тематика предметной недели – "Жив талант, бессмертен гений!"

В лицее звучали стихи не только А.С.Пушкина, но и поэтов-современников, сходных по духу с великим мастером; поэтов Серебряного века, считавших поэзию Золотого века эталоном; читали лирику XX и XXI веков.

Литературные площадки подготовили учителя русского языка и литературы, а сам лицей на несколько дней погрузился в атмосферу пушкинской эпохи и Золотого века. Актовый зал, библиотека, пушкинский холл – в каждой локации учащиеся получили возможность прикоснуться к миру "солнца русской поэзии". Ребята из 10-х классов подготовили для своих младших товарищей небольшой экскурс в историю Царскосельского лицея, ведь именно с этим учебным заведением связана традиция празднования Дня лицеиста.

"Есть у каждого свой Пушкин..." Безусловно, каждый найдёт в творчестве мастера пера и в его яркой личности что-то близкое для себя, то,что переводит чувства в лирику...Но есть одно, что сближает нас всех с великим поэтом – это любовь к своему лицею, уважение к учителям и драгоценная дружба. И год за годом, день за днем мы произносим вместе с Пушкиным: " Друзья, прекрасен наш союз!"

Царское Село, 1817 год. Здесь ковался гений Александра Сергеевича Пушкина. Здание, величественное и прекрасное, более напоминало блистательный дворец, нежели скромную обитель науки. То был искусно перестроенный флигель Большого, Екатерининского, дворца, задуманный как колыбель для будущей элиты России – отпрысков знатнейших фамилий и, возможно, даже наследников престола.

Каждый лицеист был облачен в строгий, но элегантный мундир: синий двубортный сюртук с алым, гордо стоящим воротником, красным кантом, очерчивающим манжеты, и сверкающими гладкими пуговицами. Дополняли наряд синий суконный жилет, длинные прямые панталоны из синего сукна и начищенные до блеска полусапожки.

После напряженных выпускных экзаменов директор Лицея разрешил разбить лицейский колокол, тот самый, чьи звуки на протяжении шести лет созывали юные умы на занятия. Из осколков колокола были отлиты памятные чугунные кольца, запечатлевшие символ братства – переплетенные в крепком дружеском рукопожатии руки. Пушкин бережно хранил эту бесценную реликвию, этот священный талисман, как частицу любви, тепла и заботы, окружавших его в стенах Лицея. Ведь для многих воспитанников эти 2060 «лицейских дней» стали временем обретения второго дома, места, где они оставались даже в пору каникул.

Прочтём же Свидетельство об окончании Лицея, что было выдано Александру Сергеевичу Пушкину:

«Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и Священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком. Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати. Царское Село июня 9 дня 1817 года.»

На начальном курсе, в течение первых трех лет, оценки не ставились вовсе. Вместо цифр и баллов профессора тщательно составляли характеристики, в которых анализировали природные дарования каждого ученика, его нрав, прилежание и успехи в каждом предмете. Особое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей, ибо исторические примеры – верный путь к самовоспитанию и беззаветному служению Отчизне. А в последующие три года, на втором курсе, лицеисты углублялись в предметы трех факультетов, словно в университете: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Они получали высшее образование, приравненное к университетскому, не покидая стен Лицея! На втором курсе юношам выставлялись сразу три оценки по каждому предмету: за успехи, за прилежание и за способности, за талант к данной науке. Каждые полгода лицеисты проходили строгие экзамены. Испытания по различным предметам обучения чаще всего носили состязательный характер, а их результаты оценивались по 12-балльной шкале.

Но профессора, адъюнкты и учителя неустанно заботились о своих подопечных, стремясь научить каждого, не переходили к новому материалу, пока все лицеисты не усвоят предыдущий. С отстающими занимались дополнительно, не жалея сил и времени. На экзамены приглашали самых выдающихся деятелей эпохи. Однажды на экзамене по российской словесности присутствовал сам Гавриил Романович Державин. Экзамен этот утомил великого поэта: читали его стихи, разбирали его стихи, беспрестанно восхваляли его стихи. Но вот юный Пушкин, стоя в двух шагах от Державина, прочел свое собственное стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Когда же мальчик дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос его отрочески зазвенел, а сердце забилось в упоительном восторге. Переполненный чувствами, Александр убежал. Державин был в восхищении, он хотел обнять юного гения, признав в нем будущего властителя дум.

Когда же вы посетите лицейские края Пушкина, неспешно прогуляйтесь по тенистым аллеям парка. Загляните в крохотную комнатку-спальню с желтой дверью, окрашенной «под дуб», вверху которой, «для сообщения воздуха и света», находилось небольшое окошечко с железной сеткой. Там же висела черная дощечка с номером комнаты и фамилией воспитанника…

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен