Вместе с Франческо Гварди можно любоваться Венецией на расстоянии. Неповторимый образ города на воде!
Его пейзажи завораживают своей атмосферой. Мы видим и каналы с нарядными гондолами, и набережные с лагунами, и дворцы с площадями, и парадные залы, и тихие узкие улочки с двориками. Постепенно знакомимся с повседневным бытом простых горожан, занятых своими обычными делами, видим венецианских вельмож, присутствующих на торжественных церемониях или карнавалах. Художник изображает многолюдную толпу, которая как будто движется, танцует, «перетекает» по картине.
Французский художник-импрессионист Жорж-Пьер Сёра́ признавался, что невозможно «увидеть пейзажи Гварди и не помчаться со всех ног в Венецию!..»
Мы не помчимся в Венецию, а воспользуемся альбомами с репродукциями картин Франческо Гварди.
В XVIII веке Венеция была республикой: избирали Большой совет, Сенат, Совет десяти, Совет трёх». Она оставалась в стороне от бесконечных междуусобных войн, которые продолжались в Италии уже не одно десятилетие.
Только представьте: заканчивалась церемония избрания дожа — главы Венеции, и начинался большой праздник с карнавалом. Он мог длиться иногда до полугода. Все без исключения жители любили шествия, карнавалы, спектакли, музыку. Маскарадные костюмы надевали и когда избирали должностных лиц, и когда встречали именитых иностранцев. Даже в игорные дома входили только в масках!
В ту пору в маленькой Венеции было семь театров и четыре консерватории. Жили и творили Вивальди, Скарлатти, Гольдони, Гоцци...
А знаменитое венецианское стекло, венецианские зеркала, венецианские кружева и парча, литьё, чеканка... Чего здесь только не было!
И, конечно, ни один город не имел того, что было в Венеции! Море, лагуна, каналы, мосты, дворцы... Гондолы и гондольеры, одетые в красные бархатные костюмы, расшитые золотом.
У художников в этом городе были мастерские, свои секреты и традиции они передавали от отца к сыну. Горожане уважали, ценили знаменитых мастеров. А иностранцы с удовольствием приобретали картины с венецианскими видами как напоминание об итальянском путешествии.
Мастерская семейства Гварди объединяла трёх братьев Джанантонио, Франческо (родился в 1712 году) и Никколо. Художником был их рано умерший отец. И Джакомо, сын Франческо, тоже стал художником.
Мастерская Гварди получала дорогие заказы. Темы предлагались исторические или библейские. Франческо участвовал в этой работе, создавая фоновые пейзажи, но свои собственные картины частенько продавал на улице, прикрепляя их к стенам домов. Причина была одна: Франческо Гварди никогда не уезжал из Венеции, любил только Венецию и хотел рисовать только Венецию. Он встречал сопротивление старшего брата, ставшего руководителем семейного предприятия. Но после смерти брата Франческо получил возможность начать собственную карьеру художника, увлеченного городскими видами.
Венецию рисовали многие. Был очень популярен так называемый пейзаж-ведута: вид города. Мастера ведуты в рисунках точны, а чтобы соблюсти линейную перспективу, даже пользовались оптической камерой. Но их рисунки оказались только холодным историческим свидетельством.
А Франческо Гварди воспел свою Венецию. Он был первым, кто почувствовал прелесть городского пейзажа. Однако его пейзажи не были документально точными. Он создавал вымышленные пейзажи — каприччи: мог произвольно углубить или расширить пространство, изменить реальные пропорции зданий. Живописец часто повторял одни и те же полюбившиеся ему городские уголки или архитектурные ансамбли. Но никогда не повторялся!
В каких только вариантах не появлялся на картинах художника знаменитый Гранд-канал — основная артерия города! Вот мы смотрим на него со стороны рыбного рынка и видим торговую жизнь города, здесь масса лодок, которые доставляют грузы и развозят купленные товары. А мост Риальто можно рассмотреть и с юга, и с севера Большого канала.
Франческо Гварди первым увидел, как меняются очертания его города в зависимости от погоды, времени года или освещения. И он перенёс на полотно эти очертания-настроения.
Вот почему так полюбили его картины в XIX веке художники-импрессионисты. А современники, увы, так часто бывает в искусстве, не оценили его по достоинству: они не могли ему простить «неточности» в рисунках.
Франческо Гварди умер 1 января 1793 года, оставив свыше тысячи картин и сына Джакомо, своего преданного последователя, который тоже будет воспевать в своих работах красоту венецианских дворцов, площадей и каналов. А через четыре года войска Наполеона займут город. Венеция не окажет никакого сопротивления. Большой совет добровольно сложит с себя полномочия. И Венецианская республика перестанет существовать…
А мы и теперь любуемся пейзажами Франческо Гварди, который любил свой неповторимый город на воде — с каналами, мостами, лагуной...
Литература
- Власов В. Г. Гварди Франческо // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна, Т. 2. — Словарь имён, 1996.
- Никитюк О. Д. Франческо Гварди (оформление и художественная редакция Л. А. Ивановой) — М.: Искусство, 1968.
- Федотова Е. Д. Венеция: Живопись века Просвещения. М., 2002.