Top.Mail.Ru
Питер Клас
Художники

Натюрморты голландского живописца Питера Класа интересно рассматривать и размышлять о бренности всего земного.

Представим себе Голландию XVII века. Страна обрела независимость и стала могучей морской державой. Её флот был самым большим в мире — в пятнадцать тысяч судов — и превосходил английский и французский вместе взятые. Голландия могла осуществлять самые дерзкие планы: она открыла для себя полмира, её корабли доходили до далёких островов нынешней Индонезии, вытесняя оттуда испанцев и португальцев.

Наверное, голландцам хотелось увидеть на полотнах художников эти далёкие заморские страны. Ничего подобного!

Не зря гласит голландская пословица: «Бог создал моря, а голландцы — берега». Ещё дороже стала для них красота родной земли, отвоёванной у моря с помощью каналов и дамб, их тянуло к теплу и уюту домашнего очага, к встрече с привычными вещами, созданными руками земляков.

Именно им и предназначались картины, на которых изображались предметы домашнего обихода в самых причудливых сочетаниях с цветами и плодами. Создавались целые серии полотен: «Маленький завтрак», «Закуска», «Маленький банкет», «Накрытый стол», «Букет цветов», «Уголок кухни», «Рыбная лавка», «Охотничьи трофеи».

И в каждом городе у натюрморта был свой стиль: в дворянском Утрехте — цветочный натюрморт; в университетском Лейдене — натюрморт с книгами и черепом; в Амстердаме — натюрморт с рыбой; в портовом Роттердаме — натюрморт «кухонный»; в маленьком Харлеме — «завтраки».

В первый раз слово «натюрморт» со значением «мёртвая природа» было употреблено совершенно справедливо, так как на картине изображались охотничьи трофеи — битая мёртвая птица. Потом это слово вытеснило первоначальное понятие голландцев «тихая жизнь вещей».

Художники на картине изображали природу так, что каждый предмет казался живым: он сиял, мерцал, дышал. Посмотрите, как великолепен бокал с недопитым вином, как нежен окорок, как подрумянена булочка, а абрикосы на бледно-зелёной ветке чуть-чуть не дозрели.

Все эти предметы замечательно рассказывают о своём хозяине и его характере. Может быть, он — человек вспыльчивый и торопливый? Скатерть сдвинута, мятая салфетка небрежно брошена. Набор предметов ограниченный, даже скудный. Хозяин богат или беден? Ветчину, белый хлеб, персики, оливки и орехи мог позволить себе лишь состоятельный человек. Зато вкус у него безупречный! Как мастерски он выбрал и расположил предметы! Мы видим объём, оттенки, мельчайшие детали. Как угадал эффекты света и отражений! Мягкий рассеянный свет выявляет серо-коричневую гамму. Просто? Зато изысканно!

Пожалуй, любимый сюжет художника — утренняя трапеза. Скромный завтрак располагается на углу стола. На оловянной тарелке сельдь. Или ветчина. А что если добавить свечу? Утром это романтично!

Среди натюрмортов Питера Класа мы найдём на столе череп, виноградную лозу, цветы, раковину, часы и даже гусиное перо. А есть и такие картины, где лежат раскрытые книги, игральные карты, жаровни, длинные глиняные курительные трубки и музыкальные инструменты. К слову сказать, аллегорический натюрморт называют vanitas. Он заставляет подумать о скоротечности жизни, суетности бытия, расплате за наслаждения, неизбежности смерти.

К сожалению, сведений о жизни и творчестве голландского живописца Питера Класа крайне мало. Где-то затерялись записи о дате и месте его рождения: то ли это бельгийский Берхем, то ли германский Штайнфурт, то ли 1596, то ли 1597 год. Неизвестно, кто были его родители, у кого он постигал секреты мастерства в Антверпене. Первые натюрморты с изображением рыб не дошли до наших дней, а самые ранние написаны в традициях «накрытых столов». Правда, точно известно, что он многие годы прожил в Харлеме и написал бесчисленное количество «Завтраков». А умер он в первый день наступившего 1661 года.

Тихая жизнь вещей на его картинах прекрасна, как прекрасно всё, что живёт на земле.

 

Литература

  1. Каптерева Т. Питер Клас (Claesz, Pieter) // Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика: энциклопедия. — М., 2006. — Т. 2. — С. 69-70.
  2. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен