Натюрморты голландского живописца Питера Класа интересно рассматривать и размышлять о бренности всего земного.
Представим себе Голландию XVII века. Страна обрела независимость и стала могучей морской державой. Её флот был самым большим в мире — в пятнадцать тысяч судов — и превосходил английский и французский вместе взятые. Голландия могла осуществлять самые дерзкие планы: она открыла для себя полмира, её корабли доходили до далёких островов нынешней Индонезии, вытесняя оттуда испанцев и португальцев.
Наверное, голландцам хотелось увидеть на полотнах художников эти далёкие заморские страны. Ничего подобного!
Не зря гласит голландская пословица: «Бог создал моря, а голландцы — берега». Ещё дороже стала для них красота родной земли, отвоёванной у моря с помощью каналов и дамб, их тянуло к теплу и уюту домашнего очага, к встрече с привычными вещами, созданными руками земляков.
Именно им и предназначались картины, на которых изображались предметы домашнего обихода в самых причудливых сочетаниях с цветами и плодами. Создавались целые серии полотен: «Маленький завтрак», «Закуска», «Маленький банкет», «Накрытый стол», «Букет цветов», «Уголок кухни», «Рыбная лавка», «Охотничьи трофеи».
И в каждом городе у натюрморта был свой стиль: в дворянском Утрехте — цветочный натюрморт; в университетском Лейдене — натюрморт с книгами и черепом; в Амстердаме — натюрморт с рыбой; в портовом Роттердаме — натюрморт «кухонный»; в маленьком Харлеме — «завтраки».
В первый раз слово «натюрморт» со значением «мёртвая природа» было употреблено совершенно справедливо, так как на картине изображались охотничьи трофеи — битая мёртвая птица. Потом это слово вытеснило первоначальное понятие голландцев «тихая жизнь вещей».
Художники на картине изображали природу так, что каждый предмет казался живым: он сиял, мерцал, дышал. Посмотрите, как великолепен бокал с недопитым вином, как нежен окорок, как подрумянена булочка, а абрикосы на бледно-зелёной ветке чуть-чуть не дозрели.
Все эти предметы замечательно рассказывают о своём хозяине и его характере. Может быть, он — человек вспыльчивый и торопливый? Скатерть сдвинута, мятая салфетка небрежно брошена. Набор предметов ограниченный, даже скудный. Хозяин богат или беден? Ветчину, белый хлеб, персики, оливки и орехи мог позволить себе лишь состоятельный человек. Зато вкус у него безупречный! Как мастерски он выбрал и расположил предметы! Мы видим объём, оттенки, мельчайшие детали. Как угадал эффекты света и отражений! Мягкий рассеянный свет выявляет серо-коричневую гамму. Просто? Зато изысканно!
Пожалуй, любимый сюжет художника — утренняя трапеза. Скромный завтрак располагается на углу стола. На оловянной тарелке сельдь. Или ветчина. А что если добавить свечу? Утром это романтично!
Среди натюрмортов Питера Класа мы найдём на столе череп, виноградную лозу, цветы, раковину, часы и даже гусиное перо. А есть и такие картины, где лежат раскрытые книги, игральные карты, жаровни, длинные глиняные курительные трубки и музыкальные инструменты. К слову сказать, аллегорический натюрморт называют vanitas. Он заставляет подумать о скоротечности жизни, суетности бытия, расплате за наслаждения, неизбежности смерти.
К сожалению, сведений о жизни и творчестве голландского живописца Питера Класа крайне мало. Где-то затерялись записи о дате и месте его рождения: то ли это бельгийский Берхем, то ли германский Штайнфурт, то ли 1596, то ли 1597 год. Неизвестно, кто были его родители, у кого он постигал секреты мастерства в Антверпене. Первые натюрморты с изображением рыб не дошли до наших дней, а самые ранние написаны в традициях «накрытых столов». Правда, точно известно, что он многие годы прожил в Харлеме и написал бесчисленное количество «Завтраков». А умер он в первый день наступившего 1661 года.
Тихая жизнь вещей на его картинах прекрасна, как прекрасно всё, что живёт на земле.
Литература
- Каптерева Т. Питер Клас (Claesz, Pieter) // Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика: энциклопедия. — М., 2006. — Т. 2. — С. 69-70.
- Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.