Top.Mail.Ru
«Планетарный» художник
Художники

К.С. Петров-Водкин

Педагог и художник, творчески ищущий человек, Кузьма Петров-Водкин (1878―1939) много размышлял о назначении и развитии изобразительного искусства.

Всему миру известны его картины «Купание красного коня», «В Петрограде», «Смерть комиссара», многочисленные портреты и натюрморты. В своей деятельности он опирался на детальное и основательное изучение композиции и картинной плоскости, цвета и света, движения и покоя, узнаваемости и символики. Он обращался к миру человека, предметов, природы, животных и оставил замечательные живописные полотна, литературные произведения, свою педагогическую систему.

Петров-Водкин родился в маленьком волжском городке Хвалынске в семье мещанина: отец сапожник, мать горничная в купеческой семье. Семья жила бедно и трудно. С детства мальчик любил читать церковные книги и рассматривать причудливые завитки старинных орнаментов, сочинял пьесы, рассказы и не мог сразу определить, к чему склонна его душа ― к живописи или литературе.

Страсть к живописи оказалась непреодолимой и стала смыслом его существования. О себе художник расскажет потом в автобиографических повестях, названных им так, словно они «верстовые столбы», по которым отмерялись отрезки его жизненного пути: «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия».

Что повлияло на выбор молодого человека? Вероятно, тяга к знаниям, цепкая память, неуёмная энергия, характер правдолюбца. Он вспоминал, что сильнейшее воздействие на него оказало общение с любителем рисования Кондратычем, мастером-вывесочником Толкачёвым, знакомство с местным иконописцем-старовером Парфёнычем.

Закончив четыре класса, Кузьма учится в самарской школе живописи, а затем два года в училище барона Штиглица в Петербурге. В 1897 году он переезжает в Москву и поступает в училище живописи, ваяния и зодчества.

Начинающий художник интересуется творчеством К. Коровина, В. Серова, В. Поленова, М. Врубеля, И. Левитана, В. Васнецова и М. Нестерова. Художественное мировоззрение Петрова-Водкина формируется под влиянием идей критического реализма, течений модернизма, деятельности объединения «Мир искусства».

В 1904 году, окончив учёбу, юноша отправляется в заграничную командировку. Но выясняется, что денег на поездку по железной дороге не хватит, и тогда он решает ехать на велосипеде. Предполагалось, что эта поездка будет рекламой велосипедной фирмы, которая выделила ему транспорт и деньги. Велосипед сломался на русско-германской границе, и двадцатилетний Кузьма остался в Мюнхене. Он изучал творчество художников Германии, несколько месяцев провёл в Италии, знакомясь с произведениями великих мастеров, жил в Париже, побывал даже в Африке, где создал около двухсот рисунков, этюдов и акварелей.

На родину Кузьма Сергеевич возвратился профессиональным художником, уверенным, что живопись должна быть символичной и многоплановой. Он неутомимо искал свой индивидуальный стиль в искусстве. Первые расчищенные в Москве иконы XIV―XV веков, представленные в частных собраниях, помогли ему найти путь к самовыражению.

В 1910 году он стал преподавать живопись и рисунок в Петербургской художественной школе Е. Званцевой: Л. Бакст, уезжая в Париж, передал эту школу ему в руководство. Именно здесь Кузьма Сергеевич создал свою знаменитую систему трёхцветия: писать надо только чистыми красками, без полутонов, работая красным, синим и жёлтым, ведь от них образуется всё многообразие цвета и колорита. В этом методе была определённая закономерность и простота. Художник предлагал постепенное «вживание» в каждый основной цвет, чтобы ощутить все оттенки и градации синего, затем жёлтого и, наконец, красного.

Красный цвет заполнил всю центральную часть «Купания красного коня». Картина появилась на выставке в 1912 году. Месторасположение её было у входа над дверью, но полотно посетители заметили. Не могли не заметить гордого коня с величавой поступью, который не вместился в холст целиком и замер, косясь на зрителя тёмным глазом. Мощный конь идёт, его еле сдерживает худой мальчик, изогнувшийся от напряжения. А рядом его товарищ на рыжем коне несётся по воде в глубь картины, и другой, возвращаясь, с трудом рассекает грудью воду и ведёт белого коня за повод. Кажется, обычная летняя сценка на реке!

Но красный цвет коня завораживал и звал к новой жизни, к действию. Этот конь-символ будто пришёл из былинного и сказочного эпоса, из древнерусских икон. В нём смутно угадывалась и «птица-тройка», увозящая Чичикова из города N, и скачущий исполин «Медного всадника», и «степная кобылица», несущаяся по полям и холмам великой Руси. Образ коня аллегоричен, он предвестник какой-то неясной катастрофы, слома и крушения привычного мира.

Такое же сильное впечатление, как образ коня, произвела на Петрова-Водкина и древнерусская иконопись Новгородской и Московской школ. И это влияние было определяющим при создании картины «Купание красного коня», в которой соединились традиции русской иконы и ранней итальянской фрески, неоклассические традиции и поиски монументального искусства.

Насыщенный красный цвет коня контрастен зелёному цвету воды. Никаких цветовых переходов нет. Цвета не дополняют друг друга, не вступают в соотношения, они изолированы друг от друга.

Совсем по-другому передана красота солнечного летнего дня и ощущение радости жизни в картине Валентина Серова «Купанье лошади». Художник был знатоком и мастером в изображении лошадей, рисовал их с детства, знал их особенности и отличал деревенских лошадей от тяжеловозов и норовистых арабских жеребцов. На мелководье Финского залива мальчик купает лошадь. Вероятно, это занятие доставляет обоим большое удовольствие. Вода серебрится, движется, солнце отражается в её струях. Полотно наполнено светом и воздухом, радостью и счастьем. В нём передана сиюминутная жизнь, её отрадные мгновения.

Совсем иное в картине Петрова-Водкина. Его всадник отрешён от окружающего суетного мира и этим напоминает Георгия Победоносца ― символа победы добра над злом. Но всё внимание устремлено не на юношу, а на коня, воплощающего мечту о красоте, силе и благородстве.

После Октябрьской революции была ликвидирована Академия художеств и открылось Высшее художественное училище, в котором Петров-Водкин стал исполнять обязанности профессора живописи. Он продолжал заниматься вопросами композиции, движения, пространственного расположения предметов, обосновывая принципы сферической перспективы в своих полотнах «На линии огня», «Смерть комиссара». Тема войны и революции на какое-то время выходит на первый план, занимая центральное место на многих картинах художника.

Словно к какой-то вершине поднимаются солдаты «На линии огня» и не могут преодолеть высоту, падая и погибая. Их движения медленны и плавны, а глаза распахнуты от ужаса и паники. Герои расположены так, что видны со всех сторон, даже сверху. Так же необычно расположил художник фигуры и на картине «Смерть комиссара». Взглядом можно охватить всю сцену целиком и увидеть уходящих красноармейцев и умирающего комиссара. Местом сражения на обоих полотнах стал земной шар. Огромный мир с полями, холмами, лесами и реками предстаёт и на картине «Полдень», вся крестьянская Русь распахнута перед нами, словно мы парим в небе, как птицы. На этой необъятной земле народ трудится и живёт, растит детей, отдыхает, любит, провожает в последний путь. По этим деталям можно проследить всю человеческую жизнь.

Одна последних картин художника — «1919 год. Тревога». Первый эскиз появился в 1925 году, а закончено полотно в 1934 году. Вечер, семья поужинала, маленький ребёнок спит в кроватке. Идиллия нарушается в один миг, и вот нарушено спокойствие и мирное течение жизни. Что-то случилось на улице, и муж прильнул к оконному стеклу, отодвинув белую занавеску. Время 1919 года ещё тревожное, революцию защищают на разных фронтах. Не было покоя и в домах. В одночасье хрупкий уют семьи может рухнуть от вторжения большого и бурного мира.

Ощущение настороженности передано и в положении предметов, и в характерах людей. Слева внизу свисает с табуретки в спешке брошенная хозяином раскрытая газета. И можно даже прочитать её крупно напечатанное название. На столе оставлены хлеб и тарелка с ужином, синее полотенце торопливо скомкано и оставлено на краю.

Настороженно смотрит девочка, прижавшаяся к матери. Она держит свою тряпичную куклу и не двигается с места, находясь под материнской защитой. А мать, тревожно оглянувшись на мужа, оробела и замерла, не знает, что предпринять дальше. Ожидая решения хозяина дома, она бережно обняла дочку. Что сделает муж, неясно. Но наклон его фигуры говорит о том, что ему непонятно, что произошло на дворе, нужно ли бежать и помогать тому, кто нуждается в защите. Он полностью поглощён происходящим и забыл о семье.

Только ли события Гражданской войны могли вызвать тревогу и страх за своё будущее? В начале 1930 годов, когда создавалась картина, к власти пришёл немецкий фашизм, а в нашей стране усилились поиски шпионов и врагов народа. Вероятно, речь идёт и о тревожности самого автора, размышляющего о творчестве и переменах в искусстве.

Петров-Водкин активно участвовал в жизни страны, вместе с другими художниками оформлял город к праздникам, готовил работы на выставки, руководил союзом художников, став его председателем, увлечённо занимался педагогикой, живописью. Он нашёл свой стиль, особый художественный язык, открыл миру много нового и передового...

Литература

  1. Адаскина Н. Петров-Водкин. ― М.: Изобразительное искусство, 1970.
  2. Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. ― М.: Советский художник, 1986.
  3. Порудоминский В. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1969.
  4. Русаков Ю. Петров-Водкин. ― Л.: Искусство, 1975.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен