Педагог и художник, творчески ищущий человек, Кузьма Петров-Водкин (1878―1939) много размышлял о назначении и развитии изобразительного искусства.
Всему миру известны его картины «Купание красного коня», «В Петрограде», «Смерть комиссара», многочисленные портреты и натюрморты. В своей деятельности он опирался на детальное и основательное изучение композиции и картинной плоскости, цвета и света, движения и покоя, узнаваемости и символики. Он обращался к миру человека, предметов, природы, животных и оставил замечательные живописные полотна, литературные произведения, свою педагогическую систему.
Петров-Водкин родился в маленьком волжском городке Хвалынске в семье мещанина: отец сапожник, мать горничная в купеческой семье. Семья жила бедно и трудно. С детства мальчик любил читать церковные книги и рассматривать причудливые завитки старинных орнаментов, сочинял пьесы, рассказы и не мог сразу определить, к чему склонна его душа ― к живописи или литературе.
Страсть к живописи оказалась непреодолимой и стала смыслом его существования. О себе художник расскажет потом в автобиографических повестях, названных им так, словно они «верстовые столбы», по которым отмерялись отрезки его жизненного пути: «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия».
Что повлияло на выбор молодого человека? Вероятно, тяга к знаниям, цепкая память, неуёмная энергия, характер правдолюбца. Он вспоминал, что сильнейшее воздействие на него оказало общение с любителем рисования Кондратычем, мастером-вывесочником Толкачёвым, знакомство с местным иконописцем-старовером Парфёнычем.
Закончив четыре класса, Кузьма учится в самарской школе живописи, а затем два года в училище барона Штиглица в Петербурге. В 1897 году он переезжает в Москву и поступает в училище живописи, ваяния и зодчества.
Начинающий художник интересуется творчеством К. Коровина, В. Серова, В. Поленова, М. Врубеля, И. Левитана, В. Васнецова и М. Нестерова. Художественное мировоззрение Петрова-Водкина формируется под влиянием идей критического реализма, течений модернизма, деятельности объединения «Мир искусства».
В 1904 году, окончив учёбу, юноша отправляется в заграничную командировку. Но выясняется, что денег на поездку по железной дороге не хватит, и тогда он решает ехать на велосипеде. Предполагалось, что эта поездка будет рекламой велосипедной фирмы, которая выделила ему транспорт и деньги. Велосипед сломался на русско-германской границе, и двадцатилетний Кузьма остался в Мюнхене. Он изучал творчество художников Германии, несколько месяцев провёл в Италии, знакомясь с произведениями великих мастеров, жил в Париже, побывал даже в Африке, где создал около двухсот рисунков, этюдов и акварелей.
На родину Кузьма Сергеевич возвратился профессиональным художником, уверенным, что живопись должна быть символичной и многоплановой. Он неутомимо искал свой индивидуальный стиль в искусстве. Первые расчищенные в Москве иконы XIV―XV веков, представленные в частных собраниях, помогли ему найти путь к самовыражению.
В 1910 году он стал преподавать живопись и рисунок в Петербургской художественной школе Е. Званцевой: Л. Бакст, уезжая в Париж, передал эту школу ему в руководство. Именно здесь Кузьма Сергеевич создал свою знаменитую систему трёхцветия: писать надо только чистыми красками, без полутонов, работая красным, синим и жёлтым, ведь от них образуется всё многообразие цвета и колорита. В этом методе была определённая закономерность и простота. Художник предлагал постепенное «вживание» в каждый основной цвет, чтобы ощутить все оттенки и градации синего, затем жёлтого и, наконец, красного.
Красный цвет заполнил всю центральную часть «Купания красного коня». Картина появилась на выставке в 1912 году. Месторасположение её было у входа над дверью, но полотно посетители заметили. Не могли не заметить гордого коня с величавой поступью, который не вместился в холст целиком и замер, косясь на зрителя тёмным глазом. Мощный конь идёт, его еле сдерживает худой мальчик, изогнувшийся от напряжения. А рядом его товарищ на рыжем коне несётся по воде в глубь картины, и другой, возвращаясь, с трудом рассекает грудью воду и ведёт белого коня за повод. Кажется, обычная летняя сценка на реке!
Но красный цвет коня завораживал и звал к новой жизни, к действию. Этот конь-символ будто пришёл из былинного и сказочного эпоса, из древнерусских икон. В нём смутно угадывалась и «птица-тройка», увозящая Чичикова из города N, и скачущий исполин «Медного всадника», и «степная кобылица», несущаяся по полям и холмам великой Руси. Образ коня аллегоричен, он предвестник какой-то неясной катастрофы, слома и крушения привычного мира.
Такое же сильное впечатление, как образ коня, произвела на Петрова-Водкина и древнерусская иконопись Новгородской и Московской школ. И это влияние было определяющим при создании картины «Купание красного коня», в которой соединились традиции русской иконы и ранней итальянской фрески, неоклассические традиции и поиски монументального искусства.
Насыщенный красный цвет коня контрастен зелёному цвету воды. Никаких цветовых переходов нет. Цвета не дополняют друг друга, не вступают в соотношения, они изолированы друг от друга.
Совсем по-другому передана красота солнечного летнего дня и ощущение радости жизни в картине Валентина Серова «Купанье лошади». Художник был знатоком и мастером в изображении лошадей, рисовал их с детства, знал их особенности и отличал деревенских лошадей от тяжеловозов и норовистых арабских жеребцов. На мелководье Финского залива мальчик купает лошадь. Вероятно, это занятие доставляет обоим большое удовольствие. Вода серебрится, движется, солнце отражается в её струях. Полотно наполнено светом и воздухом, радостью и счастьем. В нём передана сиюминутная жизнь, её отрадные мгновения.
Совсем иное в картине Петрова-Водкина. Его всадник отрешён от окружающего суетного мира и этим напоминает Георгия Победоносца ― символа победы добра над злом. Но всё внимание устремлено не на юношу, а на коня, воплощающего мечту о красоте, силе и благородстве.
После Октябрьской революции была ликвидирована Академия художеств и открылось Высшее художественное училище, в котором Петров-Водкин стал исполнять обязанности профессора живописи. Он продолжал заниматься вопросами композиции, движения, пространственного расположения предметов, обосновывая принципы сферической перспективы в своих полотнах «На линии огня», «Смерть комиссара». Тема войны и революции на какое-то время выходит на первый план, занимая центральное место на многих картинах художника.
Словно к какой-то вершине поднимаются солдаты «На линии огня» и не могут преодолеть высоту, падая и погибая. Их движения медленны и плавны, а глаза распахнуты от ужаса и паники. Герои расположены так, что видны со всех сторон, даже сверху. Так же необычно расположил художник фигуры и на картине «Смерть комиссара». Взглядом можно охватить всю сцену целиком и увидеть уходящих красноармейцев и умирающего комиссара. Местом сражения на обоих полотнах стал земной шар. Огромный мир с полями, холмами, лесами и реками предстаёт и на картине «Полдень», вся крестьянская Русь распахнута перед нами, словно мы парим в небе, как птицы. На этой необъятной земле народ трудится и живёт, растит детей, отдыхает, любит, провожает в последний путь. По этим деталям можно проследить всю человеческую жизнь.
Одна последних картин художника — «1919 год. Тревога». Первый эскиз появился в 1925 году, а закончено полотно в 1934 году. Вечер, семья поужинала, маленький ребёнок спит в кроватке. Идиллия нарушается в один миг, и вот нарушено спокойствие и мирное течение жизни. Что-то случилось на улице, и муж прильнул к оконному стеклу, отодвинув белую занавеску. Время 1919 года ещё тревожное, революцию защищают на разных фронтах. Не было покоя и в домах. В одночасье хрупкий уют семьи может рухнуть от вторжения большого и бурного мира.
Ощущение настороженности передано и в положении предметов, и в характерах людей. Слева внизу свисает с табуретки в спешке брошенная хозяином раскрытая газета. И можно даже прочитать её крупно напечатанное название. На столе оставлены хлеб и тарелка с ужином, синее полотенце торопливо скомкано и оставлено на краю.
Настороженно смотрит девочка, прижавшаяся к матери. Она держит свою тряпичную куклу и не двигается с места, находясь под материнской защитой. А мать, тревожно оглянувшись на мужа, оробела и замерла, не знает, что предпринять дальше. Ожидая решения хозяина дома, она бережно обняла дочку. Что сделает муж, неясно. Но наклон его фигуры говорит о том, что ему непонятно, что произошло на дворе, нужно ли бежать и помогать тому, кто нуждается в защите. Он полностью поглощён происходящим и забыл о семье.
Только ли события Гражданской войны могли вызвать тревогу и страх за своё будущее? В начале 1930 годов, когда создавалась картина, к власти пришёл немецкий фашизм, а в нашей стране усилились поиски шпионов и врагов народа. Вероятно, речь идёт и о тревожности самого автора, размышляющего о творчестве и переменах в искусстве.
Петров-Водкин активно участвовал в жизни страны, вместе с другими художниками оформлял город к праздникам, готовил работы на выставки, руководил союзом художников, став его председателем, увлечённо занимался педагогикой, живописью. Он нашёл свой стиль, особый художественный язык, открыл миру много нового и передового...
Литература
- Адаскина Н. Петров-Водкин. ― М.: Изобразительное искусство, 1970.
- Костин В.И. К.С. Петров-Водкин. ― М.: Советский художник, 1986.
- Порудоминский В. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1969.
- Русаков Ю. Петров-Водкин. ― Л.: Искусство, 1975.