Top.Mail.Ru
В гости к поэту
События

Знаете ли вы, кого Н.А. Некрасов называл вторым поэтом после А.С. Пушкина?

О ком Ф.М. Достоевский воскликнул: «Как проста гениальная лирика… по глубине и непосредственности дарования... первого лирика новой Европы!»?

В преддверии 205-летнего юбилея выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета напомним малоизвестные факты биографии поэта и обратим внимание на необычную трактовку привычных художественных образов. Всю неделю в лицее была представлена выставка, посвящённая жизни и творчеству А.А. Фета.

Если вы ещё не были в музее-усадьбе А.А. Фета, поспешите и туда — она покорит вас интересными экскурсиями и мероприятиями. Не случайно И.С. Тургенев называл это место «маленькой Швейцарией», а П.И.Чайковский охарактеризовал как «приют усталого поэта».

 Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. История рождения поэта необычна. Афанасий Неофитович Шеншин принадлежал к старому дворянскому роду. Находясь на лечении в Германии, он познакомился с Шарлоттой Фёт и увез её в Россию от мужа и дочери.

Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием. Нальчика записали Шеншиным — и до четырнадцати лет будущий поэт считал себя потомственным дворянином. Но в 1834 году эта тайна раскрылась: орловское губернское правление учинило следствие и лишило мальчика фамилии. Из Шеншина Афанасий превратился в Фета. Это был жестокий и неожиданный удар: утрата дворянского звания, положения в обществе, имущественных прав, даже национальности, русского гражданства. Перемена статуса потрясла сознание юноши. Им овладела всепоглощающая идея: вернуть утраченное дворянское достоинство, стать русским помещиком Шеншиным, и он потратил всю жизнь на то, чтобы получить права дворянина и имя своего отца. И только в 1873 году получил «по высочайшему повелению» право носить фамилию Шеншин. В литературе поэт сохранил имя Фет.

Прелестное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» знаменито тем, что здесь только назывные предложения. Особенность его и в «параллелизме» образов: поэт, чередуя, показывает то пейзажную картинку, то — эмоционально, тонко — встречу двух любящих людей.

Фет призывал читателей учиться у природы, а точнее у дуба и берёзы, стойкости и выносливости. Ведь преодолевать и переживать трудности, суровые условия жизни способны не все. Поэт убеждает нас, что научиться терпению можно. Для этого используйте молчание, сохраняйте внутреннюю силу и верьте в лучшее.

Фет посвятил три стихотворения насекомым. В одном из них он воспроизвёл монолог мотылька, обращенного к беспечному мальчику. Быстротечность жизни мотылька заставляет его ценить каждый миг бытия. Природа отвела ему всего несколько часов жизни, и он спешит насытиться её прелестью и красотой. Но и его жизнь не менее ценна, чем жизнь человека.

Мотылёк мальчику

Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит куст душистой веткой;

Зачем же ты один преследуешь меня

Своею шёлковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый нежно сын

Неувядающего мая,

Позволь мне жизнию упиться день один,

На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдёт, и блеск его лучей

Замрёт на западе далёком,

И в час таинственный я упаду в ручей,

И унесёт меня потоком.

Словно вторит мотыльку в другом стихотворении бабочка, которая ведёт воображаемый диалог, обращаясь к кому-то невидимому. Она тоже радуется жизни, хотя и не задумывается о её ценности и своём назначении в мире.

Бабочка

Ты прав

Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу.

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Бабочка знает о своей красоте («я так мила», имею бархат крыльев, завораживаю их живым миганьем). Но она не думает о бренности жизни, наслаждаясь моментом бытия (на цветок лёгкий опустилась, дышит, спешит, летит).

Совсем другое дело пчёлы! Им неведомы тоска, лень и одиночество. Им нестрашно улететь в чистое поле или в дремучий лес.

Пчёлы

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу...

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет всё боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же!

С тоскою моею

Здесь расстанусь.

Черёмуха спит.

Ах, опять эти пчёлы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

Мимолётность мотыльков, красота бабочек, неугомонный звон кузнечиков, сладость труда пчёл… Поэт восхищается не только звуками и красками, но и удивительной, скрытой от невнимательных глаз человека жизнью маленьких насекомых. А ведь именно они первые придумали маскировку, чтобы спастись от врагов. И это заметил человек — создатель маскировочной плащ-палатки для солдата.

А у красивой бабочки-медведицы человек позаимствовал способность скрываться от преследователей, внезапно падая в траву и прикрывая передними крыльями задние. У неё задние крылья ярко-красные с чёрным рисунком, а передние кремовые. Попробуйте найти место, где она сидит! Не сможете!

Или вот золотисто-жёлтое поле подсолнухов. Их цветущие головки смотрят на ясное солнышко и неустанно поворачиваются вслед за его диском. Вот это система с памятью!

Действительно, прав поэт! Нам есть чему поучиться у живой природы.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен