В XVI веке в Голландии и Фландрии плоды, цветы, рыбу, дичь, нарисованные на холсте, называли «мёртвой натурой», или «натюрмортом». Ни один из жанров в живописи не менялся так кардинально, как натюрморт. «Мёртвую натуру» соединяли и с обстановкой в комнате (с интерьером), и с портретом, и с «пленэром». Вносили в натюрморт приметы времени, настроение художника.
Мастер натюрморта К. Петров-Водкин так определил особенности этого жанра: «Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой... Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет... В этом основное требование натюрморта, и в этом большая познавательная радость...»
В Россию слово «натюрморт» пришло в XVIII веке. Художник Иван Трофимович Хруцкий (1810—1885) считается «основоположником русского классического натюрморта».
Иван Хруцкий приехал в петербургскую Академию художеств из провинции — из Витебской губернии. К этому времени он был уже сложившимся художником. Излюбленные академические сюжеты из истории или библейской мифологии, по-видимому, не волновали его: таких его работ не сохранилось.
Хруцкий обратился к натюрморту, хотя тот считался в Академии жанром «низшим». Разрешалось изображать только цветы и плоды и небольшой набор предметов — вазу, стакан, корзинку... Или что-нибудь «великосветское». К примеру, лорнет. Художник много рисует по заданной схеме. А в 1836 году получает за натюрморт «Плоды и цветы» серебряную медаль, через два года — медаль золотую.
О жизни художника после его отъезда из Петербурга сведений осталось очень мало. Известно, что он поселился в своём имении Захарничи, близ Полоцка. Жил бедно: заработки шли только от заказных портретов, но он не любил эту работу. Интерес представляют два портрета: его жены и сына. И на них — прекрасно написанная корзина с фруктами в руках у жены, а у сына — кисть винограда.
Считалось, что Хруцкий не писал свои натюрморты с натуры, а придумывал их: на одной картине можно было встретить плоды, созревающие в разное время, то же касалось и роскошных букетов цветов.
Художник восхищается красотой и щедростью матери-природы, любуется каждым предметом, который переносит на холст. Вот почему у него яблоки — всегда краснощёкие, персики — жёлтые и бархатистые, а янтарный виноград — прозрачен. Вазы с садовыми цветами, корзины с виноградом, груши и лимоны очень тщательно выписаны. Каждый предмет нарисован даже более красивым, чем он был на самом деле! Натюрморт у Хруцкого — красочный, яркий, торжественный.
Литература
1. Знаменитые русские художники: Биографический справочник. — СПб.: Азбука, 2000.
2. Фотография картины И. Хруцкого «Цветы и плоды» (1836 г.) с сайта http://www.palitra.co/post/93