Мифы
ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!
Можно хорошо отдохнуть, провести время с пользой...

Пегас

О волшебном коне, который «поистине достоин иметь язык», говорил поэт Николай Заболоцкий. Золотые, небесные кони, рано пробуждающиеся, мчащиеся быстрее всех... Каких только коней не видывали мифы!

В вышитых узорах на ткани, в резьбе по дереву можно встретить не только колесницы, но и крылатых коней. За крылатым конём в геральдике закрепилось название гиппогрифа («гиппо» — по-гречески лошадь).

В сказаниях и легендах кони приносили с собою день и ночь, белые олицетворяли лето, вороные — зиму. Коня с чёрно-белыми пятнами называли пегим, «пегашкой», по народной пословице: «На пегой кобыле ездят Весна да Осень». Пегий — это двуцветный, пятнистый, по тёмному разбросаны большие белые пятна. А уж если пятнышки поменьше, то и масть иная, и коня называют чубарым, крапчатым.

В гривах и крыльях небесных коней прячется ветер, скакуны мечут с высоты громовые раскаты, выбивают молнии копытами. В византийском эпосе три волшебных коня назывались Ветреник, Гром и Молния. Бурая масть в русском языке имеет сходство со словами «буря», «буран». Шерсть бурого коня напоминает цвет грозной тучи, тёмной и страшной.

В библейских сюжетах в пламенном вихре возносится на небо пророк Илья в «колеснице огненной». Правя крылатой четвёркой огненных коней, Илья-пророк распоряжается силами грома и молнии. О колесницах поверженных языческих богов Юпитера и Перуна в старину была сложена поговорка: «Конь бежит — земля дрожит».

На иконах живописцы изображали скачущего на огненном коне воина Сил Небесных, блистающего как молния. Это архистратиг Михаил, покровитель святого воинства, который восседал на летящем коне.

Способность к полёту — отличительная черта богатырских лошадей. В русском фольклоре бурый конь Дюка Степановича, «бурушка косматый», в один скок покрывал огромные расстояния. Другой богатырь имел коня о двенадцати крыльях с серебряной шерстью и золотой гривой. Древние предания населены конями-тучами, лошадьми, взбирающимися на гладкую стену, передвигающимися со скоростью мысли, имеющими пророческую силу, как, например, Сивка-Бурка, вещий каурка.

Источником появления разных, но по сути близких коней была античность. В мифах Персей прибывает в далёкую Гиперборею, борется с чудовищем, у которого женское лицо и змеи вместо волос. Страшный, грозивший гибелью взгляд горгоны мог обратить человека в камень. Герой отсекает ей голову, и из поверженной Медузы выходят на свет два создания — её дети от бога Посейдона: воин Хрисаор и крылатый жеребец Пегас.

Спасая Андромеду, прекрасную девушку, которую оракул обрёк стать жертвой морского чудовища, Персей возникает, как гром, в ясном небе на летящем коне.

Пегас обладал даром высекать копытом водные ключи. Его имя означает «источник». Такого чудесного коня можно было отыскать среди муз на горе Геликон, где он выбил родник поэтического вдохновения — Гиппокрену. Пегасу подвластна дивная музыка звуков, но нрав у него воинствующий.

Беллерофонт для уничтожения Химеры — изрыгающей огонь женщины с львиной головой, козьим туловищем и змеиным хвостом, тоже обращался к помощи Пегаса. Чтобы укротить скакуна, боги вручили ему волшебную узду. Герой взлетел над Химерой на крылатом скакуне и осыпал её стрелами. Но чудовище он смог победить, когда  протолкнул копьём свинец между её челюстей. Пламенное дыхание Химеры растопило металл, который сжёг изнутри этого монстра.

Верхом на Пегасе Беллерофонт одолел амазонок, жестоких пиратов. Слава вскружила ему голову, и он дерзнул воспарить на гору Олимп, где восседали бессмертные боги. Зевс опередил наглеца ― наслал на Пегаса овода, от укуса которого конь вздыбился и сбросил своего седока. Беллерофон разбился. Свободный Пегас легко достиг Олимпа, но более уже никто из людей на нём не ездил. Громовержец впряг его в свою колесницу.

Пегас считался у древних греков священным конём, его подковы напоминали месяц, его заклинали, чтобы вызвать дождь. Вот почему крылатые лошади и дождевые облака так связаны. Крылья указывают на небесное происхождение коня. Небесные скакуны включались в упряжь Гелиоса и Посейдона.

Наиболее строптивыми считались кони, составлявшие колесницу Аполлона-Феба, на которой бог Солнца совершал путь между землёй и звёздами. Сын Феба, рождённый от смертной женщины, Фаэтон не смог справиться с огненными животными и был сброшен ими с повозки. В память об этом неумелом вознице на небосводе остался Млечный Путь.

Если Кентавр — человек с телом лошади — олицетворял животные инстинкты, то Пегас, крылатый конь, обозначал возвышающую силу творчества. Конь преодолевал притяжение земли, совершал невозможное — изменение к лучшему. Пегас — аллегория вдохновения.

 

Литература

1. Багдасаров Р. Пегас / Юный художник. - 1997. - №9. - С. 29-31.

2. Конвей Д.Дж. Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства. — СПб.: "Весь", 2011.