С самого детства приобщаем детей к фольклору через поговорки и пословицы, сказки и былины.
Образы русалок, леших, домовых встречаем у классиков: Пушкина («русалка на ветвях сидит»), Тургенева (рассказ «Бежин луг»), А. Толстого (сборник «Русалочьи сказки»), А. Грина («Словоохотливый домовой»).
Представления о лешем связаны с лесом. И прозвание у него какое-то лесное (лес — лесовик — леший). В народе говорят: «Был бы лес, будет и леший». Издавна люди боялись в лесу именно лешего: заведёт, запутает, можно заблудиться в трёх соснах. Поэтому, собираясь в лес, брали с собой воду и хлеб, мешок, корзины, тепло одевались, ведь могли и заночевать. Даже верили в приметы: «Чтоб леший не обошёл (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку». Иногда сравнивали человека с лешим да посмеивались: «С лешего вырос, а ума-то не вынес!» или «Храбёр, силён, а всё с лешим не справишься».
Истории про лешего всегда привлекательны: и страшно, и интересно.
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» (1851) крестьянские детишки упоминают его, когда слышат какой-то звук и не могут объяснить его происхождение. Ильюша, хорошо знающий истории о нечистой силе, рассказывает про мужика, которого «обошёл» леший: «водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны...»
Внешность лешего, описанная тургеневским мальчиком, пугающая. У него огромные глазища, сам он большой и тёмный, прячется за деревьями, что и не разберёшь его облика. И ещё одна подробность: леший не кричит, он немой, только в ладоши хлопает да трещит.
— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит...
— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.
— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился.
— Ну, и видел он его?
— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает...
Вспоминается познавательная сказка для детей В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» (1940), в которой автор учит читателей бережно брать землянику, трудиться и не лениться. Папа подсказывает дочке Жене использовать такое присловье: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». Но нагибаться Женя не желает, а собранные ягодки быстренько съедает. Что же ей делать? Кто поможет?
А помощь ей приходит неожиданно: зашевелился мох, раздвинулась мурава, а из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок. Рассмотрим, как описывает его автор: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка. Женя так растерялась, что назвала его с испуга «дяденькой», а не дедушкой. Стал он представлять себя сам: «Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами». Так вот кто это! Самый настоящий леший!
Когда девочка жалуется на ягоды, которые прячутся под листики и на глаза не показываются, он даёт ей волшебную дудочку в обмен на кувшинчик. Однако Женя понимает, что собрать ей ягоды некуда, поэтому договор с лесовиком расторгается.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.
С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Заметьте, леший догадался о хитрости и лени девочки, а когда рассердился, то борода у него вместо сизой стала чёрной-пречёрной. Неизвестно, что вышло бы дальше, если бы старичок не исчез под пеньком, а Женя не вспомнила, что её ждёт семья.
В стихотворной сказке Тимофея Белозёрова «Лесной Плакунчик» (1970) рассказывается о девочке Лене, которая случайно в лесу попадает в гости к лесовику. Очень уютно у него в скрипучей избушке со сверчком за печкой. Да и сам он выглядит довольно приветливо: седой как лунь, редкой бородёнкой, в цветном армячке, в лапоточках, в шапке с колокольчиком. Добрый волшебный старичок-лесовичок утешает всех зверюшек и птичек, попавших в беду, и помогает «выплакать» своё горе людям.
Ю. Краснощёков
Лешие
С копытами они козлиными — или конскими, с рожками на голове. Борода нечёсаная, длинная, глаза навыкате, облачены в лохматые звериные шкуры. Смехом противным запугивают. Заманивают, сбивают с пути. Лешие!
Жутковатый народ, нехороший. И название-то как раз по их нраву: лешие, левые — значит, неправые, нечистые. Злые.
Но не только такими являлись они древним людям, нашим предкам. В старинных книгах мы находим и другие свидетельства о леших. Так давайте познакомимся с ними поближе.
Живут лешие в лесных трущобах, диких нехоженых местах. С первыми морозами — в начале октября — проваливаются сквозь землю, исчезая на долгую зиму. Но весною опять выскакивают из-под земли — целы и невредимы.
Характеры у леших разные — и живут они по-разному. Одни любят одиночество, уединение и живут бирюками. Другие, наоборот, поселяются большими деревнями, строят просторные дома, где хозяйничают жены, растут дети.
Жен леших называют лисунками, или лешачихами.
Репин Илья Ефимович. Акварель «Леший», 1908-1916
Очень любят лесные духи — лешие стволы деревьев, проникают в них весьма охотно. С виду дерево как дерево, не дуплистое, не порченое, а в нем — леший сидит. И чтобы вызвать его оттуда, применяли простой способ: рубили молодые берёзки, складывали их вокруг дерева, верхушками в середину; затем снимали с себя крест, вставали в круг и кричали громко: «Дедушка!» — и леший тотчас являлся.
Надо заметить, на знакомство с лешими отваживались одни колдуны, поскольку простому смертному вызвать могучих духов леса было нелегко. Здесь нужны люди сверхъестественных, чародейных сил.
На добро лешие отвечали добром. На Украине существовало предание: нашла женщина в лесу малютку-лешего. Лежал он голый на холодной земле и горько плакал. Женщина пожалела маленького лешачонка и прикрыла его своею свиткою. И тут явилась, как из-под земли выросла, лисунка — мать малютки. Молча протянула она доброй женщине горсть раскаленных углей. Та, понятно, поначалу испугалась, но лисунка улыбнулась ласково, и женщина взяла у неё угли, с удивлением отметив, что они не такие уж огненные — держать можно. А когда принесла их домой, вместо углей в се руках сияли светлые червонцы.
Лешие считались целителями хворей. Заболевший человек брал ломоть хлеба и щепоть соли, завертывал их в чистую тряпицу и шёл в лес. Забирался в самую глухомань, клал на старый пень приношение и сотворял молитву. После этого спокойно возвращался домой, уверенный, что болезнь его осталась в лесу.
М.А. Врубель. Пан, 1899
Есть у русского лешего родственники. В белорусских пущах жил лешук, или, по-другому, пущевик. В украинских дубравах встречали нередко лисовика. А за рубежом, в лесах Эллады, хозяйничал Пан, в Древнем Риме обитали сильваны.
Особенно много сведений сохранилось о Пане. Это он служил в свите веселого бога Диониса. Это он под звуки флейт и тимпанов лихо отплясывал в кругу сатиров и менад. Это он, Пан, великолепно играл на свирели и даже состязался в музыкальном искусстве с самим Аполлоном! Широкая натура, щедрая, разносторонняя. Может, поэтому дали ему имя такое — Пан, что означает — понравившийся всем.
Забываются сказки, мифы, предания, легенды былых времен, и все меньше поэтичнейших образов, созданных народной фантазией. Сгинули анчутки, упыри, злыдни, кикиморы, мары, чуры, мавки. Не слышно о водяных, полевиках, домовых, банниках, овинниках. А кто и где последний раз видел русалку? Тихо и навсегда ушли из лесов лешие. И как-то грустно без них, пусто — честное слово! Раньше в природе всё было одушевлено. И камень, и дерево, и болото имели своих духов. А теперь идёшь по лесу — никого... И вдруг в скрипучем крике невидимой птицы, в глухом шуме деревьев почудится: окликает тебя кто-то, зовёт — уж не леший ли?