Проектная работа «Курская вселенная А.С. Пушкина» была впервые представлена обучающимися 7 класса на заседании лингвистической секции научного общества «Лицеист».
Введение
Любовь к родному Отечеству начинается с воспитания любви к «малой родине». Формирование уважительного отношения к родному краю, развитие интереса к его истории и должно стать одним из приоритетных направлений работы современного классного руководителя.
Данная работа была призвана, в первую очередь, осуществить знакомство шестиклассников с региональным культурным наследием своего города, страны, культуры через знакомство с улицами, памятниками и другими объектами города, имеющих отношение к имени великого русского поэта А.С. Пушкина.
В связи с этим проблема краеведческого, патриотического и литературного воспитания современных школьников становится одной из актуальнейших.
Актуальность проекта
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, окружающим людям, к своей «малой родине».
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт человек, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Поэтому, на наш взгляд, выбранная тема очень актуальна на данном этапе формирования нравственно - патриотических чувств.
Время реализации проекта: сентябрь 2013 года – май 2013 года.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, коллективный.
Ожидаемые результаты:
- ребята узнают историю возникновения отдельных улиц, памятников и других объектов Курска, которые носят имя русского поэта А.С. Пушкина, о том, как связано имя гения с лицеем;
- смогут рассказать о том, что узнали в различных формах;
- проявят интерес к родному краю, который найдет отражение в электронной презентации, эскизах, фотографиях;
- у школьников разовьется ответственное отношение к общественно-значимым заданиям, инициатива, активность, самостоятельность, умение сотрудничать, рационально использовать свое рабочее время.
Данный проект может быть реализован в образовательных учреждениях различных типов, предусматривает творческий подход к реализации с учетом местного регионального компонента.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Научить обучающихся оценивать свои возможности, понимать свои интересы и делать осознанный выбор.
- Научить обучающихся применять свои знания, умения и навыки для решения конкретных задач.
- Обучающиеся должны уметь организовывать рабочее пространство и рационально использовать рабочее время.
- Обучающиеся в процессе создания проекта должны учиться партнерскому общению и сотрудничеству.
- Расширять представления обучающихся об истории улиц родного города.
- Познакомить обучающихся с различными источниками получения информации.
- Развивать у обучающихся самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми.
- Расширить кругозор обучающихся на основе материала, добытого самостоятельно.
- Обогатить отношения обучающихся опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах и памятниках родного города.
- Воспитывать у школьников любовь к родному городу, родному языку, русской классической литературе, пушкинскому слову.
- Воспитывать уважительное отношение к лицейскому братству, уметь воспринимать себя и свой классный коллектив как часть его.
Используемая методика: методика проектно-исследовательской деятельности
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу методики проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Области интересов внутри темы проекта
- История улиц, памятников и других объектов, названных в честь поэта.
- Курский драматический театр им. А.С Пушкина. Памятник А.С. Пушкину: автор, история создания, замысел и воплощение.
- Пушкинские улицы города. Создание карты для экскурсии по «курским пушкинским местам».
- Памятник А.С. Пушкину: какими его видим мы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этап 1. Исследование на тему «История улиц, памятников и других объектов, названных в честь поэта».
Этап 2. Разработка экскурсионной карты «Курские пушкинские места» и создание эскизов памятника А.С. Пушкину.
Этап 3. Анализ собранного материала.
Этап 4. Подготовка к презентации проекта ««Курская Вселенная А.С.Пушкина».
Этап 5. Презентация проекта «Курская Вселенная А.С.Пушкина»
Этапы |
Продукт |
Действия в школе |
Действия вне школы, совместно с родителями |
Роли |
Материалы |
Исследование на тему «История улиц, памятников и других объектов, названных в честь поэта». |
Газета, коллаж, выставка фотографий |
Рисунки, фотографии, заготовки |
Рисование, фотографирование |
Редактор, художники, фотограф |
Ватман, ПК, канцелярские принадлежности |
Эскизы на тему «Памятник А.С. Пушкину: каким его видим мы». Разработка экскурсионной карты «Курские пушкинские места» |
Карта, эскизы, маршрут экскурсии |
Эскизы, черновики слайдов, черновики карты |
Разработка электронной презентации |
Сценарист, художники, архитектор, топограф, программист |
Справочная литература, доступ к Интернету, чертежные листы, канцелярские принадлежности |
Анализ собранного материала. |
Журнал, справочник |
Предъявление сценария, карта |
Подбор, анализ материалов |
Исполнители, программист, лексикограф, журналист |
Музыкальное сопровождение, справочники |
Подготовка к презентации проекта «Курская Вселенная А.С. Пушкина». |
Генеральная репетиция, мультимедийный продукт |
Репетиция презентации, объединение материала |
Изучение полученных материалов, разработка презентации |
Сценарист, чтецы |
ПК, сценарий презентации, музыкальное сопровождение |
Презентация проекта «Курская Вселенная А.С. Пушкина». |
Постановка и представление презентации. Экскурсия. Виртуальная экскурсия. Дидактическая игра. Макет города. |
Презентация, виртуальная экскурсия |
Экскурсия |
Экскурсовод |
ПК, CD, DWD |
ПОШАГОВОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Шаг первый: информирование обучающихся и их родителей о начале работы по данной теме (это могут быть памятки, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование)
Шаг второй: планирование проекта.
Постановка проблемы
Учитель привлекает внимание школьников к карте (рассматривают, обсуждают, ищут улицы с именем А.С. Пушкина, вспоминают памятники, названные в его честь и т.д.)
Рассказ учителя (информационный) о творчестве А.С. Пушкина, его влиянии на российскую культуру, на творчество отдельных курских писателей и поэтов.
Беседа в вопросно-ответной форме:
В каком городе мы живем? Есть ли в нашем городе объекты, связанные с именем А.С. Пушкина? В каком городе живут ваши родственники? А в их городе есть такие места? Почему в России в любом городе можно встретить улицы, памятники, другие объекты, связанные с именем поэта? На какой улице ты живешь? Знаете ли вы, где находится самый главный памятник А.С. Пушкину? Почему там? Какая школа г. Курска носит имя А.С. Пушкина? Как вы думаете, почему? Какую информацию могут нести названия улиц? Менялись ли названия улиц? Отражают ли названия улиц особенности жизни нашего города? А может ли объект, учреждение, не носить имя Пушкина, но быть тесно связано с ним?
Шаг третий: реализация проекта.
Эта работа может начинаться с сентября или октября и проводиться в течение учебного года (или может быть краткосрочной).
Реализация проекта включает определение вместе с обучающимися основных путей по достижению намеченной цели.
Далее, вместе с обучающимися составляется план работы по проекту в виде лесенки, каждая ступенька которой предусматривает активное участие родителей. Прохождение ступенек отмечается флажками.
Реализация намеченного плана проходит через все виды деятельности.
Обучающиеся собирают информацию с помощью родителей и классного руководителя.
Формы работы над проектом:
- экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);
- просмотр видеофильмов, разработка электронной презентации;
- чтение специальной литературы, разучивание стихотворений;
- организация фотосъемки, оформление фотовыставки;
- составление карты (с родителями и классным руководителем);
- изготовление дидактических игр (с классным руководителем);
- организация экскурсии;
- изготовление макета города.
Шаг четвертый:
- презентация проекта;
- презентация выставки эскизов и карты;
- электронная презентация с включением виртуальной экскурсии
- оформление фотовыставки "Курская вселенная А.С. Пушкина";
- презентация макета родного города;
- экскурсия по разработанному маршруту.
Мероприятия проекта
Этап подготовительный /октябрь, ноябрь/
Направления:
«Познавательно-речевое», «Здоровье и безопасность», «Социально-личностное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Нравственно-патриотическое».
Образовательная деятельность: "Имени А.С. Пушкина…", "Город мой родной".
Просмотр видеопрезентаций, фотографий.
Рассматривание плана, карты города. Целевые прогулки по улицам города к памятникам и объектам, связанных с именем поэта.
Сбор материала (фото, иллюстрации, книги, календари, открытки, история памятника А.С. Пушкина).
Рассматривание иллюстраций.
Выставка книг, посвященных родному городу.
Подбор стихов и цитат курских поэтов, писателей, общественных деятелей о творчестве А.С. Пушкина, его личности и т.п., исторические данные об интересующих объектах улицах города, о жизни А.С. Пушкина в лицее.
Методическая работа
Опрос и беседы, выявляющие знания и представления школьников и родителей о том, почему в честь А.С. Пушкина назван Курский драматический театр и т.д.
Взаимодействие с родителями
Познакомить родителей с проектом «Курская Вселенная А.С. Пушкина», поддержать интерес родителей к участию в проекте.
Консультация для родителей: «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города и родного лицея», «Основы патриотического воспитания школьников».
Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2 этап - внедрение /декабрь, январь, февраль/
Беседы о «пушкинских местах» в Курске.
Как выглядит памятник А.С. Пушкину, какие улицы, названные в его честь мы знаем, какие достопримечательности связаны с его именем?
Занятие – виртуальное путешествие "Виртуальная экскурсия по разработанному маршруту".
Беседы по материалам виртуальных экскурсий, совместных с родителями прогулок.
Разгадывание кроссвордов на тему "Пушкин и лицей".
Дидактические игры: "Экскурсия по городу" (на материале фотовыставки); "Вот моя улица, вот мой дом' (на материале фотографий, рисунков и карты города). Разучивание стихов по теме. Чтение стихов местных поэтов. Рисование на тему: «Памятник А.С. Пушкину: каким его видим мы».
Изготовление макета "Пушкинские места в моем городе".
Фотовыставка. Составление маршрутов экскурсий по улицам города, местам памятников и объектов, связанных с именем А.С. Пушкина.
3 этап – презентация /март, апрель, май/
Презентация проекта "Курская вселенная А.С. Пушкина".
Презентация выставки эскизов "Памятник А.С. Пушкину: каким мы его видим".
Презентация виртуальной экскурсии.
Презентация фотовыставки и макета города.
Экскурсия.
Работа с родителями: приглашение на презентацию продуктов проекта, экскурсию по составленному маршруту.
Выводы:
- В результате работы над проектом и его реализацией обучающиеся научились партнерскому общению и сотрудничеству.
- Обучающиеся много нового узнали об истории улиц и памятников родного города Курска.
- Обучающиеся добывали информацию из различных источников (книги, сайты).
- Классный коллектив обучающихся обращался к пушкинскому слову.
- Обучающиеся ощутили себя частью лицейского братства МБОУ «Лицей № 21», восприняли себя и свой классный коллектив как часть его.
Заключение
Знания, полученные во время проекта, помогут повысить значимость патриотического, культурного воспитания школьников, формированию сплоченности, ощущения принадлежности к лицейскому братству. Родители могут убедиться в том, насколько актуальна тема изучения родного города на основе интересующих детей материалов. Проект может заинтересовать и детей, и взрослых, сплотить родителей и детей, воспитать достойных будущих граждан своего города, любознательных и ответственных обучающихся курского лицея.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать архивный отдел в нашем классе по истории топонимики нашего города, истории нашего лицея.
Использованная литература:
Воротникова Р. В., Филиппов С. М. Курск. Очерки истории города. — Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1975. — 278 с.