Заканчивается II четверть в 8-х классах. Мы уже изучили виды односоставных предложений и теперь пишем диктант с заданием.
Текст составлен по фрагменту рассказа курского писателя Михаила Еськова (родился в 1935 году) «Старая яблоня с осколком».
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ИТОГАМ II ЧЕТВЕРТИ
8 класс
В одиночестве
Осенние сумерки дымчатой пеленой долго висят над полями и медленно начинают густеть4. Только заметишь, как растворились дальние бугры, а темень уже рядом. Ненасытный мрак. Ни неба, ни земли.
Хорошо, когда на исходе дня занят каким-нибудь делом. А если сидишь один, то волей-неволей переживаешь переход погибающего вечера в неотвратимую ночь. Иссякает последний свет, замирают звуки, и всё вокруг перестаёт двигаться.
На улице уже совсем темно. Сижу на зыбкой скамейке и, затаив дыхание, жду маму4. От темноты и страха кажется, что меня подвесили в пустоте. Руками впиваюсь в скамейку, а она вдруг оживает и начинает ни с того ни с сего пошатываться, норовя уйти из-под меня. Ногу опустить на землю тоже боязно. Представляю себе, как падаю в пустоту.
― Пресвятая богородица! Спаси и помилуй, ― шепчу я, прислушиваясь к пугающей тьме.
129 слов.
(По М. Еськову).
- Постройте схему предложения, подчеркните члены предложения, обозначьте части речи, дайте характеристику:
Осенние сумерки дымчатой пеленой долго висят над полями и медленно начинают густеть4.
Сижу на зыбкой скамейке и, затаив дыхание, жду маму4.
- Выпишите из своего предложения все словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.
- Обозначьте в тесте односоставные предложения и их вид:
1-2 абзац - 1 вариант;
3-4 абзац - 2 вариант.