Олимпийские игры – крупнейшие всемирные спортивные состязания. Летом проводятся Олимпийские игры по летним видам спорта.
Они откроются торжественным шествием атлетов из пяти частей света. Заключать шествие будут спортсмены страны-«хозяйки». Но независимо от того, в какой стране встречаются олимпийцы, первыми в шествии всегда идут посланцы Греции. Ведь в Элладе далёкие предки современных греков — эллины — провели первую олимпиаду.
Эллины ценили красоту. Красивыми у них считались люди крепкие, ловкие, здоровые. С самых ранних лет они приучали своих детей к физическим упражнениям, состязаниям в силе и быстроте, к подвижным играм на свежем воздухе. Безусловно, спорт немыслим без борьбы за первенство, и в маленьких государствах, на которые была разделена Эллада, устраивались спортивные праздники. Потом возник обычай проводить состязания с участием атлетов всей Эллады. Проводились соревнования у подножия горы Олимп и назывались Олимпийскими играми.
Эллины очень любили приписывать своим богам и героям участие в жизни людей. О происхождении Олимпийских игр в Элладе тоже существовала легенда. Оракул предсказал царю Эномаю, что он погибнет от руки мужа своей дочери Гипподамии. Тогда Эномай объявил, что отдаст дочь лишь тому, кто победит его в состязании на колесницах. Но горе жениху, если он будет побеждён! Его ждёт смерть.
Так прекрасна была Гипподамия, что даже страх смерти не останавливал юношей. Все они погибали от руки жестокого Эномая. Не было ему равного в искусстве управлять колесницей, да и кони у него были быстрее ветра. И вот однажды пришёл к царю внук Зевса Пелопс. Его не пугала участь погибших героев, и он вступил в единоборство с Эномаем. В этом поединке жестокий царь погиб, разбившись со своей колесницей. Пелопс женился на Гипподамии и стал царём вместо Эномая.
По другой легенде, внук Пелопса Геракл ввёл Олимпийские игры в память о победе своего деда. Один из его двенадцати подвигов — очистка грязных скотных дворов элидского царя Авгия — послужил своеобразным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть своих стад — триста прекрасных белых быков. Геракл за один день очистил «Авгиевы конюшни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Когда же он потребовал награды, царь отказался выполнить своё обещание.
Через несколько лет герой отомстил коварному царю: пришёл с войском и в битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принёс щедрые дары Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состязания. Подобно высокой горе на севере Греции, где обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, назывался Олимп Элидский (по городу Элида, расположенному в 56 километрах от места победы Геракла).
Однако историческое предание по-иному объясняет происхождение Олимпийских игр. Около трёх тысяч лет назад, обеспокоенный войнами, которые вели между собой эллины, царь Элиды Ифит предложил правителю Спарты Ликургу заключить договор, чтобы «силой и ловкостью величие людей утверждалось». В договоре содержалось обоюдное решение проводить большие спортивные празднества раз в четыре года. Во время их проведения во всей Элладе объявлялось священное перемирие. Ликург согласился на предложение Ифита, и в честь этого были устроены состязания. Договор об Олимпийских играх был высечен на диске, который пролетел дальше всех. Диск положили в храм Геры, где он и хранился больше тысячи лет.
В Олимпии, в живописной долине реки Алфея, у подножия холма Кроноса, возвышался знаменитый храм с огромной статуей повелителя богов Зевса. Неподалёку от храма находились спортивные сооружения: гимназий, палестра и стадион. Здесь эллинские юноши обучались различным упражнениям. Три года царила в священной роще стояла тишина. Но каждый четвёртый год, после летнего солнцестояния, в первый месяц, начало которого совпадало с новолунием, открывался великий праздник эллинов.
Перед началом Олимпийских игр во все концы Эллады направлялись глашатаи. Они сообщали народу весть о сроках олимпиады и объявляли священное перемирие на три месяца. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нарушении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на состязаниях.
Руководили Олимпийскими играми жители города Элида. Вначале игры управлялись одним судьёй, со временем число судей достигло десяти. Их выбирали по жребию. Судьям, которые назывались элланодиками, принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и многочисленными зрителями, прибывшими в Олимпию.
К участию в играх допускали только свободных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллинским богам или за деньги объявлял себя гражданином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли.
Олимпийские игры подчинялись строжайшим правилам и начинались торжественной клятвой участников свято соблюдать их. Основное правило гласило: победа добывается в честной борьбе. Недаром на статуе Зевса была надпись: «Не деньгами, но быстротою ног и силою приобретается олимпийская победа».
Сначала атлеты состязались только в коротком беге — на одну стадию, то есть на 192 метра 27 сантиметров. От названия этой первой дистанции пошло слово «стадион». Греческий стадион не походил на наши современные. Это была прямая дорожка длиной в одну стадию. На концах дорожки стояло по столбу. Когда позднее был введён бег на две стадии, эллинские атлеты добегали до столба и, обогнув его, возвращались к месту старта. Самой длинной дистанцией был бег на двадцать четыре стадии, что составляло около четырёх с половиной километров.
Постепенно программа расширялась. Были введены состязания в езде на колесницах, в борьбе, в беге с оружием и, наконец, состязания по пентатлону. В пентатлон входили прыжки в длину, бег, борьба, метание копья и диска. Это был прообраз современного пятиборья.
Крупнейшие деятели древней Эллады не раз были участниками олимпиад. В беге на колесницах состязался царь Македонии Филипп, отец Александра Великого, а знаменитый математик Пифагор был победителем олимпиады в кулачном бою.
Олимпийские игры интересовали всех эллинов. Толпы людей, по-праздничному украшенных цветами, стекались со всех концов страны в Олимпию. Заняв ещё с вечера удобное место, они всю ночь терпеливо ожидали открытия состязаний.
Древнегреческий писатель Лукиан, который пять раз бывал на Олимпийских играх, рассказывал, что ни зной, ни жажда, ни пыль и теснота не могли сломить терпение зрителей. Болельщики волновались и кричали, подбадривая своих любимцев.
В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появляться замужним женщинам. За исключением жрицы храма Геры, женщинам запрещалось смотреть на игры. Предание говорит об одной отважной женщине, которая переоделась в мужскую одежду и проникла на стадион. Это была Ференика. Она руководила тренировкой своего сына и хотела быть свидетельницей его победы. Однако ей не удалось обмануть строгих элланодиков. Ференику схватили. Её должны были сбросить со скалы в пропасть. Судьи пощадили Ференику лишь ради того, что и отец её, и брат, и муж, и сын в разное время были победителями Олимпийских игр.
Однажды крестьянин по имени Демил увидел, как его сын Главк ударом кулака вогнал соху в землю. Поражённый такой силой, он привёл юношу на Олимпийские игры. Но во время боя Главк стал слабеть. Демил заметил это. Он закричал, перекрывая шум толпы: «Сын мой, не поддавайся! Вспомни соху!» Услышав слова отца, Главк собрал все свои силы, нанёс противнику сокрушительный удар и одержал победу.
Мудрец-философ Сократ тоже был болельщиком. Он приходил в Олимпию из Афин пешком, проделав добрых двести километров пути. Когда один афинянин ужаснулся, узнав об этом, Сократ ответил ему: «Любезный друг, что тебя ужасает? Подумай-ка, разве ты не ходишь в течение целого дня по своему дому? Если ты сложишь все свои прогулки по дому за пять — шесть дней, то получишь расстояние, не меньшее, чем от Афин до Олимпа».
Прекрасны слова Пиндара: «Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх». На торжественной церемонии награждения олимпионика — чемпиона древних Олимпийских игр — судья завязывал на голове атлета пурпурную повязку и вручал ему ветвь пальмы — «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетённый из срезанных золотым ножом ветвей священного оливкового дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Глашатаи и громко выкрикивали имя каждого юноши, название города, откуда он родом, и имя отца. Лучшие ваятели — Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп — высекали из мрамора статуи победивших атлетов. Эти статуи стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. По возвращении на родину героя ожидали новые почести. Поэты посвящали ему хвалебные оды, его освобождали от налогов, для него отводили лучшие места в театре.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады — Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп — создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний были посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
В Древних Афинах человека с нетренированным телом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошедший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл с гордостью говорил: «Всё наше государство — это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
В сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился ещё на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришёл к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнажёнными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
К числу самых интересных и наиболее зрелищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий. Участники этого вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стремились любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приёмы кулачного боя, коренастые использовали ловкие захваты и мгновенные броски. Победу в панкратии, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с помощью болевого приёма.
В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а на площадке, посыпанной толстым слоем песка, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. В древнем кулачном бою не было деления по весовым категориям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю.
Древние атлеты оплетали кожаными ремням руки от локтя до кисти и перевивали пальцы вместо современной боксерской перчатки. Бойцы не старались защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вообще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не признал своего поражения.
Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжёлых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. В конных состязаниях наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от неё, добежать до финиша.
Гонка колесниц была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Её участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. Двенадцать столетий выполнялись условия договора Ифита с Ликургом. Но вот римляне завоевали Элладу, и прекрасный национальный обычай понемногу стал забываться. С распространением христианства римский император Феодосий совсем запретил Олимпийские игры. В последний раз игры состоялись в 393 году н. э. Через много веков, уже в наше время они были возобновлены.
В конце девятнадцатого века французский педагог Пьер де Кубертен предложил проводить олимпийские игры, чтобы пробудить в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и спортивного мастерства». Было решено первый такой праздник устроить в Греции, на родине олимпиад, и праздник состоялся в 1896 году в Афинах. На этой первой олимпиаде нашего времени самым интересным событием был новый вид состязания — марафонский бег. Его происхождение, как и происхождение самих олимпийских игр, связано с историей Эллады.
Около двух с половиной тысяч лет назад персидский царь Дарий хотел поработить Элладу. Огромная армия персов высадилась в сорока километрах от Афин, у села Марафон. Решив, что наступление — лучший вид обороны, афиняне выслали в Марафонскую долину своё небольшое войско во главе с военачальником Мильтиадом. Войско преградило дорогу на Афины, заняв позицию в узком, труднопроходимом ущелье. Персы двинулись в бой. Дав им подойти на расстояние полёта стрелы, греческие воины по приказу Мильтиада бегом бросились навстречу.
С детства привыкшие к физическим упражнениям, они пробегали расстояние, отделявшее их от врага, быстрее, чем успевали прицеливаться персидские лучники, и, почти не понеся потерь, стремительно вступали в бой. Персы, не выдержав натиска, обратились в бегство. Одержав победу, Мильтиад немедленно послал гонца в Афины, где народ с тревогой ожидал вестей об исходе битвы. Молодой воин Диомидон был этим гонцом. Всю дорогу от Марафонской долины до Афин юноша мчался бегом. Вбежав на главную площадь города, он только успел крикнуть: «Радуйтесь! Мы победили!» — и упал мёртвым.
И вот на возрождённой олимпиаде ввели марафонский бег в память подвига Диомидона. Двадцать пять спортсменов из разных стран встали на старт возле селения Марафон, чтобы пробежать тот же путь, по которому за двадцать пять столетий до них мчался воин Мильтиада. Заканчивался бег на специально выстроенном в Афинах олимпийском стадионе. Болельщики напряжённо следили за состязанием. Наконец пушечный выстрел оповестил о приближении лидера бега к стадиону, и когда толпы народа увидели, что первым бежит грек, крестьянский юноша Спиридон Луис, восторгу не было границ. Юноша стал национальным героем.
Такой бег требует колоссального напряжения, выносливости, силы и особой тренированности. В истории первых марафонских состязаний известны случаи, когда не выдерживали даже отлично подготовленные спортсмены. Так было с итальянцем Дорандо Пиетри в 1908 году, на четвёртых олимпийских играх, которые проводились в Лондоне. Пиетри первым вбежал на стадион. Судьи приготовились остановить свои секундомеры, а болельщики уже приветствовали Пиетри как победителя. Но вдруг итальянец зашатался и упал на дорожку. Стадион замер в напряжённом молчании. Итальянец с трудом поднялся, сделал несколько нетвёрдых шагов и снова упал.
До финиша оставалось всего лишь пятьдесят метров, но Пиетри был почти без сознания. Он не слышал, как по трибунам прокатился тревожный ропот, не видел, как в марафонские ворота вбежал американец Хейс. Заслуженная победа ускользала от Пиетри. Сочувствуя ему, полисмен и один из судей взяли его под руки и провели через финишную черту. Пиетри закончил дистанцию первым, а победа не была присуждена ему из-за этой незаконной помощи. Но через некоторое время Пиетри всё-таки доказал, что он сильнейший марафонец в мире. На другом состязании он опередил Хейса и пришёл первым.
В 1920 году расстояние от селения Марафон до Афин было измерено заново, более точно. Получилось 42 километра 195 метров. Сейчас все соревнования в марафонском беге проводятся не на беговой дорожке стадиона, а за его пределами. Только старт и финиш происходят на стадионе.
И вот начинаются очередные Олимпийские игры. Как всегда, выстроятся на старте бегуны на дистанцию Диомидона. Щёлкнет выстрел, и начнётся бег. В нём, к сожалению, не примут участия наши легкоатлеты.
Пожелаем победы всем самым сильным спортсменам планеты в разных видах состязаний! И будем, конечно, болеть за НАШИХ!
Литература
1. Красильщиков А. Откуда пошли олимпийские игры. Второе рождение / Пионер. - 1956. - №3, №4.
2. Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969.
3. Ривкин В. Олимпийские игры в античном искусстве / Юный художник. - 1980. - №6.
4. Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979.