Для 9-х классов составила два разных текста диктантов (на выбор). Они весенне-летние по тематике.
Уже изучены все виды придаточных частей, типы их подчинения, виды связи в сложных предложениях.
9 класс
Холодный март
Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воздух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель, хотя по-прежнему иногда дул студёный ветер4. Все обрадовались, увидев, что наперегонки побежали шустрые ручьи, стремясь к сверкающей в отдаленье речонке, ставшей вдруг шумной и полноводной4.
Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей лёгкий пар, на песчаных буграх, которые сами собой уже давно обезлесели, мало-помалу подсохли проталинки, и только на давно неезженой дороге синеют лужицы последней снеговой воды. И степь, и сама деревенька, разбросанная на пригорках, и дощатый заборишко, и сложенные у него дрова, обмытые дождями и обветренные, — всё казалось таким новым, праздничным, что каждый, кто ни смотрел, не раз удивлялся диковинной перемене.
Прилетели первые скворцы и тут же, несмотря на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу. Без устали носили пёрышки и соломинки, собирали зёрнышки, брошенные в траве.
Весна пошла на попятную, и уже вечером ударил мороз, в течение ночи валом валил снег, завьюжило по-январски. Люди укрылись в домах, скворцы спрятались в соломенных крышах конюшен. А неопытные или просто недогадливые насмерть замерзали либо на лету, либо в холодных скворечнях.
(169 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложений:
Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воздух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель, хотя по-прежнему иногда дул студёный ветер4. (1 вариант);
Все обрадовались, увидев, что наперегонки побежали шустрые ручьи, стремясь к сверкающей в отдаленье речонке, ставшей вдруг шумной и полноводной4. (2 вариант).
- Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными:
Всюду, куда ни взглянешь... (1 вариант); И степь, и сама деревенька... (2 вариант).
9 класс
Зелёное богатство
Нет, наверное, среди жителей лесной зоны ни одного человека, который не любил бы собирать грибы.
Ранним осенним утром, когда в лесу ещё сумеречно и влажно от прошедшего ночью дождя, когда от земли поднимается лёгкая дымка тумана, а на каждой иголке сосны, на каждом листочке берёзы, на каждой травинке дрожат маленькие и нежные капельки воды, мы входим осторожно в лес, боясь нарушить эту волшебную тишину.
Но вот уже и солнце, пробивая первыми лучами дымку тумана, затеяло игру в «зайчики» с маленькими водяными капельками. И все ветви деревьев сразу заиграли разноцветными искорками, как бы осыпанные бриллиантами. Раздались первые робкие птичьи голоса, негромкие и немного грустные.
Осень... А мы идём, наслаждаясь тишиной, красотой природы и зорко смотрим под ноги и по сторонам, чтобы не пройти мимо гриба4. То и дело нагибаясь, срываем то сыроежку с цветной шапочной, то красноголового подосиновика, который никогда не бывает червивым, а то и сам царь грибов — белый, или боровик, попадёт в наше лукошко4.
Лес — это поэзия, это гармония красок, ароматов и звуков! Так почему же так мало людей бережёт у нас наше всенародное зелёное богатство?
(177 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложений:
А мы идём, наслаждаясь тишиной, красотой природы и зорко смотрим под ноги и по сторонам, чтобы не пройти мимо гриба4. (1 вариант);
То и дело нагибаясь, срываем то сыроежку с цветной шапочной, то красноголового подосиновика, который никогда не бывает червивым, а то и сам царь грибов — белый, или боровик, попадёт в наше лукошко4. (2 вариант).
- Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными из 2 абзаца.