Top.Mail.Ru
Кукольный мир сказки
Художники

Во что играют дети? Девочки — в куклы, мальчики — в войну и солдатиков.

Так было в старину, так играли и царствующие особы, и дети бедняков. Были мастера, делавшие бумажных, тряпичных, глиняных, фарфоровых куколок. Солдатиков строгали из дерева, выливали из олова, раскрашивали в яркие цвета. «Игрушечной столицей» стал город Нюрнберг. Выпускались целые армии солдатиков, одетых в формы воинов разных стран и веков. Началось повальное увлечение игрой «в солдатики. Игрушка оказалась практичной, не ломалась, была «стойкой» и полезной, приучая играть в коллективе.

Как и почему придумалась Андерсену история про оловянного солдатика и танцовщицу?

Известно, что дед писателя мастерил разные игрушки из древесины и отдавал их всем, кому хотелось. Его внук тоже умел делать бумажные фигурки, дешёвые и всем доступные, но ещё лучше ему удавались сказки, героями которых становились простые игрушки. Например, картонная балерина и отлитый из остатков олова солдатик одинаково привлекательны и ребёнку, и сказочнику.

Андерсен рассказал, что удивительный механический соловей не может утешить человека и заменить настоящее, живое искусство. А история любви, жизни и смерти оловянного солдатика способна тронуть до слёз.

Писатель придумал игрушке биографию: у солдатика было 24 брата, а родился он от старой оловянной ложки. Чтобы внешность его не была безликой, наделил характером: ружьё на плече, смотрит прямо перед собой, великолепный мундир сияет красно-синим цветом, «но и на одной ноге он стоял так же твёрдо, как остальные на двух».

Рис. М. Ивашинцовой

На рисунках художницы 20-х годов XX века М. Ивашинцовой фигурки солдатика и балерины схожи — оба на одной ноге, зато противопоставлены послушный мальчик из благородного семейства, получивший в подарок на день рождения коробку солдатиков, и голодранцы, отправившие одноногого солдатика в плаванье на бумажном кораблике. И конец вполне себе романтический: герои не сожжены, а объединены на странице книжки.

Рис. В Конашевича

В 30-е годы сказку иллюстрировал известный художник В. Конашевич. Сначала были только карандашные бытовые зарисовки: на большом столе разложены все игрушки, в том числе и замок с танцовщицей, и кухарка находит в рыбе солдатика. Потом появились красочные рисунки, но на них нет как таковой истории солдатика и балерины. Ярок и праздничен мир вокруг них, а они стандартны и безлики. Ярмарочный замок похож на балаганчик, в котором живут герои сказки и никогда не меняют своих поз.

Рис. В Конашевича

В 50-60-х годах делал иллюстрации к сказке и художник В. Алфеевский. Индивидуальных черт солдатика и балерины не видно. Зато необычен европейский игрушечный замок розового цвета, изящны закрученные грани крыши, стремителен взлёт шпилей и флюгера. Жёлтая пушка выглядит огромной, как и замок, по сравнению с мелкими солдатиками.

Рис. В. Алфеевского

У Ники Гольц солдатик, вытянувшийся в струнку, одет в красный мундир с синим воротником и обшлагами на рукавах и синее трико с лампасом. На голове его чёрный головной убор с козырьком, похожий на меховую шапку британских королевских гвардейцев. Балерина с алым румянцем на щёках и тёмными волосами, украшенными ярким цветом, похожа на испанку из рода Кармен.

Рис. Н. Гольц

А вот в книжке 70-х годов на рисунке А. Кокорина солдатик — прямой двойник русского деревянного гусара. Какой приятный кавалер! Красный мундир с золотыми погонами и стоячим воротником, чёрный кивер с белым султаном и жёлтой кокардой соответствует принятой в русской армии униформе. Разве может он быть безропотным? Разве может не бороться с судьбой, бросая ей вызов? Нам чудятся иные испытания героя!

Рис. А. Кокорина

Рис. А. Кокорина

В иллюстрациях «Г. А. В. Трауготов» мальчик похож на солдатика, а солдатик — на мальчика. Глаза у обоих — в пол-лица. На другом рисунке солдатик в лодочке по масштабу равен идущим по мостику и набережной прохожим. Но мы видим солдатика в сапогах, с саблей на боку и ранцем на плече. Плясунья в белом многоярусном парике невесома и изящна. А замок кажется то французским замком в долине Луары, то сооружением реальной архитектуры. Кукольный домик Андерсена — игрушка, появившаяся в Европе в конце XVI века, ставшая символом замкнутого  в себе домашнего быта, — фон для зарождения истории балерины и солдатика.

Рис. Г. А. В. Трауготов

Рис. Г. А. В. Трауготов

На рисунке В. Пивоварова замок вовсе не дворец с зеркальным озерцом, а простой, без излишеств, картонный кукольный домик с узкими окошками и одним балкончиком, крыша этого «замка» откидывается, как крыша обычной коробки. Сразу видно, что здесь разыгрывается спектакль: тролль кривляется, Пьеро играет на мандолине, фигурки кукол выглядывают из окошек и дверей. Солдатик в зелёном мундире с красной перевязью и синих галифе держит руки по швам, и лица его не разглядеть. Танцовщица в пышной розовой юбочке с синим бантом на голове и такой же лентой на талии и груди замерла в пируэте и наблюдает за действием.

Рис. В. Пивоварова

В 80-е годы художница А. Архипова расположила персонажей сказки как на холсте голландского натюрморта, только канарейка в клетке уравновешивает мир, разделяющий живое от неживых игрушек.

Рис. А. Архиповой

На рисунках, выполненных в 90-е годы художницей С. Ким, герои уже не замершие статуи, они живые! С грациозными линиями рук и надутыми алыми губками плясунья в белом платье с синим развевающимся шарфом и большим белым бантом на голове, как Мальвина, приняла такую позу, будто кого-то поучает. От удивления округлились голубые глаза скованного мундиром с высоченным воротником солдатика. В других изданиях сказки художница наделяет героев чертами обычных людей: танцовщица имеет милые кудряшки, а у солдатика нос уточкой и грудь «коромыслом».

Рис. С. Ким

Надо признать, что первой сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с датского на русский язык перевела М. Полиевктова. Книга вышла в Москве и Ленинграде в Детгизе в 1936 году. В том же издательстве, но уже в 1962 году Анна Ганзен выполнила классический перевод, что называется, без купюр. Для детей эту сказку пересказывали Т. Габбе и А. Любарская.

Рис. С. Ким

Сказка Андерсена, созданная в 1838 году, претерпела множество переизданий и стала любимой не только у себя на родине, но и в нашей стране. В русский язык вошло выражение «стойкий оловянный солдатик», став символом упорства и мужества.

Рис. С. Ким

Известно, что кукольный мир со временем меняется меньше, чем человеческий, ведь многое зависит от культуры и мировосприятия, моды и предпочтений общества, от результатов художественного творчества. Волшебство андерсеновской сказки не перестаёт удивлять и читателей, и толкователей. Переводчики, иллюстраторы по-разному трактуют её образы. Какими они были и какими будут, зависит от времени, стиля, таланта и способности понять смысл историй, рассказанных великим датским сказочником.

Геннадий Цыферов

Оловянный солдатик

Из книги «Мой Андерсен»

Когда я впервые в детстве прочёл эту сказку, я плакал. Стойкий оловянный солдатик погиб в огне. «Ах, — думал я, — неужели нельзя было сделать так, чтобы оловянный солдатик спокойно дожил до старости, чтобы у него выросла борода колечками? Поутру, когда бы он выходил на улицу, бороду трогал бы ветер, и она бы звенела. И танцевали бы вокруг бабочки, а сам солдатик служил бы музыку и утешался».

Рис. Н. Антокольской

Но он так и умер безутешным.

Может, Андерсен не любил своего солдатика?

Нет, дело совсем в другом.

Пыля и сверкая, шли тогда по улицам звёздные полки императорских гренадеров, и каждый кричал им «ура».

Взрослые ведь тоже любят играть. А гирлянды пуговиц, а малиновые воротники, а маленькие, точно солнышко, эполеты! Ну что может быть веселее такой забавы?!

И лишь один человек в городе молчал — старый сапожник Андерсен. Он не любил шутовства. Дробь военных барабанов он всегда заглушал стуком своего молотка. И чем громче бил барабан, тем сильнее стучал сапожник.

Но сколько он ни трудился, семья никак не могла свести концу с концами — вечно не хватало денег. И тогда, махнув рукой, он пошёл в солдаты. Сапожник сделал это вместо какого-то богача, и тот щедро заплатил ему.

Грустно, но что поделаешь? Даже если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько.

Так и стал сапожник гренадером. Только тому гренадеру совсем не кричали «ура».

Высокая меховая шапка — гордость блистательного гвардейца вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. И в полку частенько хохотали над ним: «Ну и солдат!» Но грянул бой, и смех кончился.

В сражении тот маленький солдатик держался стойко и прямо, точно древко полкового знамени. И, наверное, за такую храбрость он бы получил награду. Но император проиграл войну, а императорский солдатик проиграл свою жизнь.

Из последнего похода Андерсен вернулся совсем больным, а вскоре умер, так и не успев починить последний солдатский сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили. Похоронили на высоком юру, и, говорят, вместо знамени жена накрыла его чёрным платком...

Так вот почему Андерсен написал эту сказку. Она — вечная память об отце, последний венок на его могилу.

Но сегодня тому солдатику завидуют даже маршалы. Так прекрасна и добра повесть о нём.

 

Литература

  1. Звонарева Л., Кудрявцева Л. Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы. — М.: Московские учебники, 2012.
  2. Клемент И. Солдатик, замок, танцовщица, или Замысел игрушки: [об иллюстрациях к сказке Х.-К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»] // Детская литература. — 1979. — № 7. — С.70-74.
  3. Цыферов Г.М.  Мой Андерсен. — М.: Малыш, 1969.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен