Во что играют дети? Девочки — в куклы, мальчики — в войну и солдатиков.
Так было в старину, так играли и царствующие особы, и дети бедняков. Были мастера, делавшие бумажных, тряпичных, глиняных, фарфоровых куколок. Солдатиков строгали из дерева, выливали из олова, раскрашивали в яркие цвета. «Игрушечной столицей» стал город Нюрнберг. Выпускались целые армии солдатиков, одетых в формы воинов разных стран и веков. Началось повальное увлечение игрой «в солдатики. Игрушка оказалась практичной, не ломалась, была «стойкой» и полезной, приучая играть в коллективе.
Как и почему придумалась Андерсену история про оловянного солдатика и танцовщицу?
Известно, что дед писателя мастерил разные игрушки из древесины и отдавал их всем, кому хотелось. Его внук тоже умел делать бумажные фигурки, дешёвые и всем доступные, но ещё лучше ему удавались сказки, героями которых становились простые игрушки. Например, картонная балерина и отлитый из остатков олова солдатик одинаково привлекательны и ребёнку, и сказочнику.
Андерсен рассказал, что удивительный механический соловей не может утешить человека и заменить настоящее, живое искусство. А история любви, жизни и смерти оловянного солдатика способна тронуть до слёз.
Писатель придумал игрушке биографию: у солдатика было 24 брата, а родился он от старой оловянной ложки. Чтобы внешность его не была безликой, наделил характером: ружьё на плече, смотрит прямо перед собой, великолепный мундир сияет красно-синим цветом, «но и на одной ноге он стоял так же твёрдо, как остальные на двух».
Рис. М. Ивашинцовой
На рисунках художницы 20-х годов XX века М. Ивашинцовой фигурки солдатика и балерины схожи — оба на одной ноге, зато противопоставлены послушный мальчик из благородного семейства, получивший в подарок на день рождения коробку солдатиков, и голодранцы, отправившие одноногого солдатика в плаванье на бумажном кораблике. И конец вполне себе романтический: герои не сожжены, а объединены на странице книжки.
Рис. В Конашевича
В 30-е годы сказку иллюстрировал известный художник В. Конашевич. Сначала были только карандашные бытовые зарисовки: на большом столе разложены все игрушки, в том числе и замок с танцовщицей, и кухарка находит в рыбе солдатика. Потом появились красочные рисунки, но на них нет как таковой истории солдатика и балерины. Ярок и праздничен мир вокруг них, а они стандартны и безлики. Ярмарочный замок похож на балаганчик, в котором живут герои сказки и никогда не меняют своих поз.
Рис. В Конашевича
В 50-60-х годах делал иллюстрации к сказке и художник В. Алфеевский. Индивидуальных черт солдатика и балерины не видно. Зато необычен европейский игрушечный замок розового цвета, изящны закрученные грани крыши, стремителен взлёт шпилей и флюгера. Жёлтая пушка выглядит огромной, как и замок, по сравнению с мелкими солдатиками.
Рис. В. Алфеевского
У Ники Гольц солдатик, вытянувшийся в струнку, одет в красный мундир с синим воротником и обшлагами на рукавах и синее трико с лампасом. На голове его чёрный головной убор с козырьком, похожий на меховую шапку британских королевских гвардейцев. Балерина с алым румянцем на щёках и тёмными волосами, украшенными ярким цветом, похожа на испанку из рода Кармен.
Рис. Н. Гольц
А вот в книжке 70-х годов на рисунке А. Кокорина солдатик — прямой двойник русского деревянного гусара. Какой приятный кавалер! Красный мундир с золотыми погонами и стоячим воротником, чёрный кивер с белым султаном и жёлтой кокардой соответствует принятой в русской армии униформе. Разве может он быть безропотным? Разве может не бороться с судьбой, бросая ей вызов? Нам чудятся иные испытания героя!
Рис. А. Кокорина
Рис. А. Кокорина
В иллюстрациях «Г. А. В. Трауготов» мальчик похож на солдатика, а солдатик — на мальчика. Глаза у обоих — в пол-лица. На другом рисунке солдатик в лодочке по масштабу равен идущим по мостику и набережной прохожим. Но мы видим солдатика в сапогах, с саблей на боку и ранцем на плече. Плясунья в белом многоярусном парике невесома и изящна. А замок кажется то французским замком в долине Луары, то сооружением реальной архитектуры. Кукольный домик Андерсена — игрушка, появившаяся в Европе в конце XVI века, ставшая символом замкнутого в себе домашнего быта, — фон для зарождения истории балерины и солдатика.
Рис. Г. А. В. Трауготов
Рис. Г. А. В. Трауготов
На рисунке В. Пивоварова замок вовсе не дворец с зеркальным озерцом, а простой, без излишеств, картонный кукольный домик с узкими окошками и одним балкончиком, крыша этого «замка» откидывается, как крыша обычной коробки. Сразу видно, что здесь разыгрывается спектакль: тролль кривляется, Пьеро играет на мандолине, фигурки кукол выглядывают из окошек и дверей. Солдатик в зелёном мундире с красной перевязью и синих галифе держит руки по швам, и лица его не разглядеть. Танцовщица в пышной розовой юбочке с синим бантом на голове и такой же лентой на талии и груди замерла в пируэте и наблюдает за действием.
Рис. В. Пивоварова
В 80-е годы художница А. Архипова расположила персонажей сказки как на холсте голландского натюрморта, только канарейка в клетке уравновешивает мир, разделяющий живое от неживых игрушек.
Рис. А. Архиповой
На рисунках, выполненных в 90-е годы художницей С. Ким, герои уже не замершие статуи, они живые! С грациозными линиями рук и надутыми алыми губками плясунья в белом платье с синим развевающимся шарфом и большим белым бантом на голове, как Мальвина, приняла такую позу, будто кого-то поучает. От удивления округлились голубые глаза скованного мундиром с высоченным воротником солдатика. В других изданиях сказки художница наделяет героев чертами обычных людей: танцовщица имеет милые кудряшки, а у солдатика нос уточкой и грудь «коромыслом».
Рис. С. Ким
Надо признать, что первой сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с датского на русский язык перевела М. Полиевктова. Книга вышла в Москве и Ленинграде в Детгизе в 1936 году. В том же издательстве, но уже в 1962 году Анна Ганзен выполнила классический перевод, что называется, без купюр. Для детей эту сказку пересказывали Т. Габбе и А. Любарская.
Рис. С. Ким
Сказка Андерсена, созданная в 1838 году, претерпела множество переизданий и стала любимой не только у себя на родине, но и в нашей стране. В русский язык вошло выражение «стойкий оловянный солдатик», став символом упорства и мужества.
Рис. С. Ким
Известно, что кукольный мир со временем меняется меньше, чем человеческий, ведь многое зависит от культуры и мировосприятия, моды и предпочтений общества, от результатов художественного творчества. Волшебство андерсеновской сказки не перестаёт удивлять и читателей, и толкователей. Переводчики, иллюстраторы по-разному трактуют её образы. Какими они были и какими будут, зависит от времени, стиля, таланта и способности понять смысл историй, рассказанных великим датским сказочником.
Геннадий Цыферов
Оловянный солдатик
Из книги «Мой Андерсен»
Когда я впервые в детстве прочёл эту сказку, я плакал. Стойкий оловянный солдатик погиб в огне. «Ах, — думал я, — неужели нельзя было сделать так, чтобы оловянный солдатик спокойно дожил до старости, чтобы у него выросла борода колечками? Поутру, когда бы он выходил на улицу, бороду трогал бы ветер, и она бы звенела. И танцевали бы вокруг бабочки, а сам солдатик служил бы музыку и утешался».
Рис. Н. Антокольской
Но он так и умер безутешным.
Может, Андерсен не любил своего солдатика?
Нет, дело совсем в другом.
Пыля и сверкая, шли тогда по улицам звёздные полки императорских гренадеров, и каждый кричал им «ура».
Взрослые ведь тоже любят играть. А гирлянды пуговиц, а малиновые воротники, а маленькие, точно солнышко, эполеты! Ну что может быть веселее такой забавы?!
И лишь один человек в городе молчал — старый сапожник Андерсен. Он не любил шутовства. Дробь военных барабанов он всегда заглушал стуком своего молотка. И чем громче бил барабан, тем сильнее стучал сапожник.
Но сколько он ни трудился, семья никак не могла свести концу с концами — вечно не хватало денег. И тогда, махнув рукой, он пошёл в солдаты. Сапожник сделал это вместо какого-то богача, и тот щедро заплатил ему.
Грустно, но что поделаешь? Даже если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько.
Так и стал сапожник гренадером. Только тому гренадеру совсем не кричали «ура».
Высокая меховая шапка — гордость блистательного гвардейца вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. И в полку частенько хохотали над ним: «Ну и солдат!» Но грянул бой, и смех кончился.
В сражении тот маленький солдатик держался стойко и прямо, точно древко полкового знамени. И, наверное, за такую храбрость он бы получил награду. Но император проиграл войну, а императорский солдатик проиграл свою жизнь.
Из последнего похода Андерсен вернулся совсем больным, а вскоре умер, так и не успев починить последний солдатский сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили. Похоронили на высоком юру, и, говорят, вместо знамени жена накрыла его чёрным платком...
Так вот почему Андерсен написал эту сказку. Она — вечная память об отце, последний венок на его могилу.
Но сегодня тому солдатику завидуют даже маршалы. Так прекрасна и добра повесть о нём.
Литература
- Звонарева Л., Кудрявцева Л. Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы. — М.: Московские учебники, 2012.
- Клемент И. Солдатик, замок, танцовщица, или Замысел игрушки: [об иллюстрациях к сказке Х.-К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»] // Детская литература. — 1979. — № 7. — С.70-74.
- Цыферов Г.М. Мой Андерсен. — М.: Малыш, 1969.