Творческие работы

Любовь! В ней всё тайна. Как она приходит, развивается, исчезает?..

Действительность часто обрекает человека на «бескрылое существование», а внешние обстоятельства кажутся сильными. Вот и герой повести И.С Тургенева «Ася» удивлён загадкам и странностям в поведении девушки. Его историю можно рассказать за один вечер. Это главное, судьбоносное событие жизни.

Он был здоров, молод, весел, богат, жил без оглядки, свободно и беззаботно. С сожалением смотрит он на свою юность, когда всей душой предавался радостному созерцанию жизни.

Господин Н.Н. плывёт по течению, а в решительный момент, когда нужно было принять решение, он его откладывает на завтра, но не может удержать любовь и «овладеть счастьем». Испытание любовью он не прошёл.

Юная Ася изменчива и подвижна, как сама стихия, а взгляд прям и смел, словно ведает каким-то «тайном знанием». Дисгармония девушки раздражает, но притягивает героя. Ему хочется понять это «полузагадочное существо».

Когда Гагин рассказывает свою семейную историю, то становится понятной и её эмоциональная неустойчивость, и неумение держать себя в обществе. Затем открывается желание Аси «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».

Однако различие героев в восприятии происходящего, нежелание господина Н.Н. довериться ходу событий и мучительный выбор между чувством любви и верностью долгу неизбежно ведёт к катастрофической развязке. Отныне ничего у него не останется, кроме светлых воспоминаний об этой юношеской любви.

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет ж вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье». 

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности; точно она от уста­лости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...

- Ася, - сказал я едва слышно...

Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опи­шет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я на­гнулся и приник к ее руке...

Послышался трепетный звук, похожий на прерыви­стый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикос­новение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскры­лись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвину­лись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

- Ваша... - прошептала она едва слышно.

Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

- Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно ото­двинулся назад. - Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

- Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему все сказать.

- Должны? - проговорила она невнятно. Она, ви­димо, не могла еще прийти в себя и плохо меня пони­мала.

- Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами вы­дали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать ва­шему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все про­пало, все, все.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  сказка;

2)  повесть;

3) роман;

4) рассказ.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является одним из этапов развития сюжета.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема любви;

2)  тема духовной деградации человека;

3)  вызов современному обществу;

4)  тема добра и зла.

4.Что определяет поведение Аси в данном фрагменте?

1)  долг и совесть;

2)  любовь к господину Н. Н.;

3)  забота о людях;

4) желание вытравить из памяти драму несостояв­шейся любви.

5.С какой целью автор описывает поведение Аси такими словами: «Она медленно подняла на меня свои глаза...» и далее?

1)  выявляет отсутствие серьезного отношения к жизни у героини;

2)  показывает заурядность героини;

3)  характеризует психологическое состояние геро­ини;

4)  подчеркивает двойственное положение героини.

6.Укажите термин, в основе которого лежит перене­сение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления («…эти глаза... доверяли, вопрошали, отдавались...)

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Послышал­ся трепетный звук...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов «Уже руки…» выпишите словосочетание, которое объясняет, что остановило господина Н.Н. в его желании поцеловать Асю.

9.В репликах господина Н. Н. найдите сочетание слов, с помощью которого он открыто обвиняет Асю в создавшейся ситуации.

10.Что в данном фрагменте помогает понять различ­ные оттенки чувств героев и их поступки?

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Я назвал себя, и мы разговорились. Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем. Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презрительное, часто пове­лительное, оно вдруг сменялось выражением осторож­ности и робости... Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал... «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», - казалось, говорил тот уторопленный взгляд... Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что! даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круг­лого лица, с небольшим тонким носом, почти детски­ми щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще разви­та. Она нисколько не походила на своего брата.

- Хотите вы зайти к нам? - сказал мне Гагин, - ка­жется, довольно мы насмотрелись на немцев. Наши бы, правда, стекла разбили и поломали стулья, но эти уж больно скромны. Как ты думаешь, Ася, пойти нам домой?

Девушка утвердительно качнула головой.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  характеристика Гагина;

2)  описание Аси;

3)  описание знакомства господина Н. Н. с семей­ством Гагиных;

4)  изображение скуки господина Н. Н.

4.Что определяет поведение господина Н. Н. во время знакомства с Гагиным и его сестрой?

1)  желание подружиться, так как Гагин тотчас по­нравился герою;

2)  стремление выделиться на фоне толпы;

3)  любовь к Асе;

4)  забота об Асе.

5.С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Аси?

1)  выявить отсутствие в героине серьёзного отно­шения к жизни;

2)  показать отношение Аси к своей внешности;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героини;

4)  показать, какое первое впечатление девушка произвела на господина Н. Н.

6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («счастливые», «милое, ласковое», «большими мягкими»).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его внешности (со слов: «Девушка, которую он назвал...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов: «Девушка, которую он...», выпишите слово, которое описывает Асю и выражает то первое впечатление, которое девушка произвела на господина Н. Н.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Я назвал себя...» найдите слово, с помощью которого объясняется, как господин Н. Н. знакомился с русскими за границей.

10.С какой целью подробно описывается внешность Аси во время первого знакомства господина Н. Н. с семейством Гагиных?

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

В Кёльне я напал на след Гагиных; я узнал, что он поехали в Лондон; я пустился вслед за ними; но в Лондоне все мои розыски остались тщетными. Я долго не хотел смириться, долго упорствовал, но я должен бы отказаться, наконец, от надежды настигнуть их.

И я не увидел их более - я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о ней, но она навсегда для меня исчезала. Я даже не знаю, жива ли она. Однажды, несколько лет спустя, я мельком увидал за границей, в вагоне железной дороги, женщину, лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты... но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее я лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула.

Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод - и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще луч­ше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устрем­лённых на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый за­паху рука, мне давшая его, та рука, которую мне толь­ко раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам - что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тре­ножных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает само­го человека.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  играет роль вставного эпизода;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является эпилогом.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема несостоявшихся надежд;

2)  тема любви и долга;

3)  вызов современному обществу;

4)  тема горя и страданий.

4.Что определяет образ жизни господина Н. Н. после встречи с Асей?

1)  потеря духовных ориентиров и стремление к обогащению;

2)  стремление убежать от жизни;

3) желание повторить то, что было с Асей;

4) забота о больных.

5.С какой целью автор рассказывает о жизни героя после встречи с Асей?

1)  выявляет отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни;

2)  показывает, что не все в жизни может повто­риться и надо ценить каждый миг;

3)  характеризует невежество господина Н. Н.;

4) подчеркивает социальное положение героя,

6.Укажите художественный прием, в основе которого лежит сопоставление («...храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума...).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «В Кельне я напал...»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «В Кельне я на­пал...», выпишите словосочетание, которое объясня­ет, почему господин Н. Н. стремился напасть на след Гагиных.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Впрочем, я дол­жен...» найдите сочетание слов, с помощью которых объясняется, чем господин Н. Н. утешался в зрелые годы, когда не мог встретить такую же любовь,

10.Как размышления рассказчика в данном фрагмен­те характеризуют его отношение к жизни? Можно ли говорить о раскаянии героя? Почему?