Top.Mail.Ru
Творческая работа по повести Л.Н. Толстого «После бала»
Творческие работы

Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите».

Но ни одно не устраивало писателя, потому что не раскрывало главной идеи, ради чего создавался рассказ. Наконец автор назвал своё произведение кратко и ёмко - «После бала».

Вопрос, который не давал покоя автору и его брату, с кем в реальной жизни приключилась подобное, касался поиска ответственного за торжество зла и насилия. Это общество или человек?

Иван Васильевич молод и счастлив, но он вынужден решительно дать ответ на этот вопрос, столкнувшись с несправедливостью воочию. Он стал свидетелем жестокого наказания беглого солдата. Служебный долг исполняет человек, благородный по происхождению, принадлежащий к военной касте, добрый семьянин, любящий отец. Ни сомнений в том, что так надо, ни сострадания к чужой боли, ни стыда перед подчинёнными полковник не испытывает. Он бьёт рукой в бальной замшевой перчатке по лицу испуганного «малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина», и требует свежих шпицрутенов.

Влюблённый молодой человек на балу был готов «обнимать весь мир своей любовью»: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». 

Ему не спится, душно в комнатах дома, и он идёт по улице, влекомый чувством любви и счастья. Визгливая музыка флейтиста и барабанный бой заставляют его остановиться и увидеть «посреди рядов что-то страшное», что приближалось к нему. Герою жаль солдата, вина татарина кажется несоизмеримой с жестоким наказанием. А ещё больше - ему стыдно за человека, который слепо исполняет закон. Противоречие, обнаруженное Иваном Васильевичем, заставляет круто изменить свою жизнь и отказаться от какой бы то ни было службы, и даже не жениться. Почему дурное дело… признавалось всеми необходимым?»

Так кто же виноват в торжестве зла и жестокости? В жизни всегда существует добро и зло, но человек понимает, что хорошо, что дурно, и выбирает путь добра.

  

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

...Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные поме­щика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампан­ского, но не пил, потому что без вина был пьян любо­вью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, все с Варенькой. Она была в белом платье с розо­вым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препро­тивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу про­стить это ему - пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема долга и чести;

2)  тема первой влюбленности;

3)  вызов обществу;

4)  тема добра.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью при описании наряда Вареньки преобладают бело-розовые тона?

1)  выявить отсутствие в героине серьезного отно­шения к жизни;

2)  показать отношение героини к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героини;

4)  подчеркнуть красоту, непорочность, чистоту ге­роини.

6.Назовите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («высокую, строй­ную», «белое», «ласковые, милые», «розовым»).

7.Назовите средство создания образа героя, основанное на описании его внешности (со слов: «Она была в белом...»).

8.Из фрагмента выпишите слово, которое описывает отношение присутствующих на балу к Вареньке.

9.Во фрагменте найдите эпитет, с помощью которого характеризуется бал.

10.С какой целью подробно описывается внешность Вареньки на балу?

 

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 2

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывал­ся, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпа­гу из портупеи, отдал ее услужливому молодому чело-чеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, груз­ная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг чалы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги сво­их маленьких, белых, атласных ножек. Вся зала сле­дила за каждым движением пары, Я же не только лю­бовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не мод­ные, с острыми, а старинные, с четвероугольными нос­ками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построе­ны батальонным сапожником. « Чтобы вывозить и оде­вать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные », - думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что <>н когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С не­которым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.

- Ну все равно, пройдитесь теперь вы с ней, - ска­зал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  роман;    2)  повесть;    3) история;  4) рассказ.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3. Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема любви отца к дочери;

2)  тема беспутной жизни;

3)  тема долга и чести;

4)  тема бала.

4. Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника со своей дочерью?

1)  объяснить образ жизни полковника и его дочери;

2)  показать отношение героев к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние, героев;

4)  показать чувства, которые вызывали отец и дочь у рассказчика.

6. Укажите термин, которым в литературоведении названо выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство («бойко топнул», «ловко прошел», «упал на одно колено»).

7.  Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Когда мы подошли...»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Дождавшись начала...» выпишите слово, которое описывает чувства рассказчика, когда он смотрел на танцую­щих отца и дочь.

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Дождавшись начала...» найдите слово, е помощью которого описываются чувства отца к дочери.

10. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника с дочерью?

 

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 3

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающе­еся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фи гура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивля­ясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  сказка;

2)  повесть;

3) рассказ;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является развязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема лицемерия;

2)  тема чести и долга;

3)  тема внутренней свободы личности;

4)  тема любви и ненависти.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью автор характеризует походку пол­ковника как твердую, подрагивающую, а лицо как белое, румяное?

1)  отмечает внешнюю красоту и внутреннее урод­ство героя;

2)  изображает статность военного;

3)  показывает глупость полковника;

4)  подчеркивает социальное положение полков­ника.

6.Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («страшное», «смор­щенное», «по талому»).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Полковник шел подле...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов: «При каждом ударе...» выпишите эпитеты, с помощью которых характеризуется тело избиваемого татарина.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Я стал смот­реть...», найдите словосочетание, с помощью кото­рого объясняется то, что увидел рассказчик.

10.Как объяснить поведение отца Вареньки после бала?

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен