Имя Салтыкова-Щедрина, беспощадного сатирика и государственного деятеля, уникально и трагично.
Писатель был далёк от "прекраснодушной мечтательности" и понимал несбыточность надежд на изменения. Это придало особый колорит его произведениям: сочетание трагизма и сарказма, универсальность сатиры, практически отсутствие положительного идеала.
Михаил Салтыков провёл 24 года на государственной службе, начинал как чиновник 10 класса (коллежским секретарём) и дослужился до генеральского звания (действительный статский советник). После Вятки 5 лет служил вице-губернатором в Рязани и Твери. А кроме этого, он сотрудничал 11 лет с Н. Некрасовым в журнале "Отечественные записки".
Подражая историкам, дающим описания, с чего и как пошла земля русская, Николай Щедрин сочинил "историю беспрерывного испуга": градоначальники секут, обыватели трепещут. Жизнь глуповцев в повести "История одного города" изображена в уродливо-комическом виде: фантастичны события и люди, всё преувеличено и смешно, иногда даже страшно.
"Я совсем не историю предаю осмеянию, - уверял писатель, - а известный порядок вещей".
Салтыков-Щедрин высмеял "варяжское" происхождение государства Российского, дворцовые перевороты, аракчеевщину, дал ироничные характеристики правителям. Количество градоначальников, действительно, совпадает с количеством самодержцев в России, их было 22.
Город Глупов - образ условный, иносказательный. То ли он в болоте, то ли на 3 реках и 7 горах. То ли он уездный, то ли губернский.
В "Описи градоначальников" есть намёки на достоверность и приводятся невероятные факты (переломлен пополам, заеден клопами, имел фаршированную голову, умер от натуги постичь законы). Многообразие градоправителей оборачивается однообразием.
В главе "Органчик" ликует народ, хотя ещё никто не видел нового правителя. Ликование - вещь привычная для легкомысленных горожан, надеющихся на улучшение жизни с приходом нового начальства.
"Не потерплю" и "разорю" - обычные высказывания неумного и злобного градоправителя, действующего по старинке, через репрессии и насилие выколачивая недоимки и пресекая крамолу (две функции - взыскивающая и карающая). У Органчика голова была очищена от всего побочного, второстепенного. А ненужное - это и есть всё человеческое: улыбка, ум, умение радоваться прекрасному дню.
Были разные градоначальники: деятельные и бездеятельные, либеральные и консервативные, просвещённые и "искореняющие оное". Отсутствие естества, ограниченность свойственны всем им. Но превзошёл всех Угрюм-Бурчеев: безграничный идиотизм и неиссякаемая энергия, прямая линия и отсутствие пестроты, простота и казарменность - вот его идеалы.
Он ведёт аскетичный образ жизни и заставляет свою семью голодать, держит их в подвале. Он полностью разрушил прежний город и построил новый. Но погубило его стремление покорить реку, нерукотворное "естество".
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Объясните значение терминов:
западничество, физиологический очерк, писатели-разночинцы, сатира, эвфемизм.
Задание 2. Опишите новаторство книг "Губернские очерки" и "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина.
Задание 3. Каковы светлые идеалы Салтыкова-Щедрина?
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Объясните значение терминов:
славянофильство, беллетристика, пародия, художественный мир, гротеск.
Задание 2. Опишите сатирические приёмы Салтыкова-Щедрина, которые он широко использует в сказках.
Задание 3. Оптимистичны или пессимистичны произведения Салтыкова-Щедрина?
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 3
Задание 1. Объясните значение терминов:
натуральная школа, чистое искусство, аллюзия, эзопов язык, сарказм.
Задание 2. Опишите актуальность повести Салтыкова-Щедрина "История одного города".
Задание 3. Почему произведения Салтыкова-Щедрина до сих пор звучат современно?