Обо всём

Хрестоматийно известно, что важнее всего прочего красота духовная.

По совам классика, «Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты». (В.Г. Белинский)

В словаре С.И. Ожегова понятие «красивый» объясняется следующим образом: «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью...»

Слово «прекрасный» возникло в глубокой древности, оно означало буквально «самый красивый». И ещё одно слово слышится в нём — «красный». Издавна его употребляли в народной речи для обозначения чего-нибудь хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почётного, ценного: красна девушка, красный сарафан, красное дерево, наконец, Красная площадь...

Но человек изобрёл костюм, чтобы иметь возможность выделяться и быть непохожим на других. Костюм — это комбинирование разных предметов, которые гармонично и в целостности передают облик человека. Иначе говоря, в костюме объединены одежда, обувь, причёска.

Любой костюм выполняет сразу две задачи: утилитарную, то есть жизненно полезную, и эстетическую. Костюм не может существовать сам по себе. Без человека это просто набор предметов! Но объединенные какой-то идеей и предназначенные для человека, вещи превращаются в костюм. Национальный, молодёжный, детский, профессиональный...

Безусловно, для каждого времени, каждого народа характерен свой костюм. Скажем, в прошлом одежда определяла положение человека в обществе, стоимость её указывала на состояние владельца.

Обязательное качество истинно красивого костюма — его полезность. Классический пример — традиционный национальный костюм. К примеру, русский обильно украшен узорами, но его каждый элемент удобен и практичен.

После революции взгляды на костюм, да и на весь облик человека кардинально изменились. Рождалось новое общество, формировалось новое сознание. Живыми иллюстрациями той незабываемой эпохи служат многие картины, созданные в 20-е годы. Среди них «Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина. Взяв за основу одежду древнерусского воинства, художники в 1918 году разработали форму для Красной Армии: шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получившей название будёновки. Характерно, что будёновка и тельняшка стали не просто элементами костюма, а символами героизма.

Как понимали тогда красоту костюма подростки? В военное время молодежь стремилась подражать взрослым — поведением, поступками, даже внешним обликом. Как выглядела девушка? Коротко подстриженная, в кепке, гимнастёрке, юбке (или галифе) и сапогах, она прошла рядом со своими сверстниками через войну, голод и разруху, приняла на свои плечи тяжесть забот молодой страны. Её внешний облик зависел во многом от стремления стать равной с мужским населением и незаметной среди них.

А в грозные годы Великой Отечественной? И стар и млад встали на защиту Родины. Своими поступками и даже внешне девушки и юноши подражали взрослым.

В трудные для нашей страны послевоенные годы молодёжь одевалась просто. Девушки носили юбки из хлопчатобумажных тканей и белые блузки или полосатые майки-футболки. Эти майки в полоску (или гладкие с цветным воротником) были основной одеждой молодёжи. И очень универсальной! В ней ходили на работу, в школу, в институт, на прогулку.

Что касается обуви, то тапочки из парусины с голубой каёмочкой были предметом мечтаний всех девчонок! Головы они покрывали косынками, преимущественно красными, завязанными углами назад. Полосатые майки и тапочки — почти что униформа — стали символом молодёжи конца 20—30-х годов. Картины А. Дейнеки, А. Самохвалова, К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона и других документально подтверждают эти, уже ставшие историей, приметы времени.

Среди молодёжи белая рубаха была редкостью. Юноши ходили в рубашках цвета хаки с накладными карманами или ковбойках. Огромной популярностью пользовались брюки галифе, которые носили с обмотками и башмаками, на талии — широкий ремень. После Великой Отечественной войны излюбленными головными уборами стали пилотки, бескозырки, фуражки: мальчишки хотели походить на отцов и дедов, которые выстояли в бою.

Вот так наша молодёжь понимала красоту костюма в связи с временем, средой. Это неофициальная мода, живая, реальная действительность.

Во второй половине 50-х годов молодёжь всех стран впервые заявила о своем праве одеваться по собственному вкусу. Создавая течения и стили, молодые люди черпают вдохновение во всех странах и эпохах и даже... в собственном воображении.

В те годы во всем мире начинает утверждаться популярность джинсов. Первоначально они были спецодеждой, но прочно вошли в моду как у юношей, так и у девушек. Через свой внешний облик молодые люди стремились к самовыражению, в том числе и в костюме: носили свитера, пуловеры, блузы, куртки, береты, шляпы...

В 50-е годы появилось слово «стиляга». Так называли человека, перенимавшего западную моду и потому одетого супермодно — «стильно». Со стилягами у нас велась борьба. Печатались карикатуры, высмеивающие юношей в узких брюках (вошедших в моду взамен брюк клёш, с которыми никак не могли расстаться взрослые), туфлях на толстенной подошве, с модным коком на голове...

Случайный набор вещей никогда ничего не формирует. Ансамбль одежды должен быть целостным, гармоничным, выразительным — через костюм проявляется эстетический вкус человека. Не надо только забывать, что он не только в том, как человек одет и каковы его манеры, но и в том, как он работает или учится, насколько полезен и интересен окружающим.

Молодые охотно принимают новое. Сегодня их эстетический вкус зависит не только от уровня духовной культуры, но и от деятельности дизайнеров, создающих окружающую среду.

А ведь это очень важно — вовремя сориентировать юношу или девушку, помочь разобраться в сложном мире моды, чтобы костюм не стал фéтишем, а помогал выявить красоту и духовное богатство человека.

 

Литература

  1. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. – М., 1991.
  2. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  3. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  4. Шармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985.