Top.Mail.Ru
О денди и джентльменах XIX века
Обо всём

«Как dandу лондонский одет…» — это выражение из первой главы «Евгения Онегина» Пушкин ввёл в круг известных афоризмов, передав модный неологизм в английском виде dandу и снабдив его русским переводом.

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandу лондонский одет —
И наконец увидел свет.

Источником для появления словечка послужила, вероятно, поэма Дж. Байрона «Беппо», которую читал поэт на досуге. И вот Пушкин вместо слова «джентльмен» использует «денди», словно предостерегая читателей не смешивать эти слова. Вариант произношения и написания слова «дэнди» не был конкурентом и вытеснился из употребления.

Дендизм в Европе стал модным образом жизни. Его основателем называют Джорджа Браммела. Он ввёл в гардероб мужской костюм с галстуком и шейные платки. После его правил стиля ушли из моды напомаженные парики, кружева и яркие цвета. В гардеробе, как он считал, должна быть одна заметная деталь. Для этого он выбрал белый шейный платок из муслина, который сильно крахмалил. А чтобы он лучше держался, Браммел изобрёл особый зажим в виде бабочки.

В России XIX века слово «денди» становится универсальным синонимом для слов «щёголь» и «франт», обозначая изящного светского человека, создающего новую моду («законодательницей мод» слыла и Татьяна, вышедшая замуж за генерала).

Непременным признаком денди было не только их искусство одеваться и педантизм в одежде, но и нахальство.

…Мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа, по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Не случайно в тексте слово «денди» имеет синоним «чудак». Так модный чудак в деревне становится, по меткому определению соседей, «опаснейшим чудаком».  

Слово «денди» в романе «Евгений Онегин» окружено рядом слов, написанных не по-русски: rost-beef, beef-steaks, vulgar, но помогающих представить аристократическую жизнь высшего света.

Образ жизни денди — это не просто дань моде, это философия. Онегин следовал западным идеям, уме подать себя обществу, подчеркнуть свою индивидуальность и избранность. А это тоже искусство!  

Денди в русской провинции заменяли словом «шаматон». В «Капитанской дочке» так охарактеризовал старший Гринёв столичных бездельников, и после публикации пушкинского текста слово «шаматон» — мот, гуляка, пустой человек — вошло в литературный оборот.

«Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

В Европе для обозначения молодого человека, слепо следующего за модой, щёголя, светского модника было слово «фешенебль».

Французский описатель нравов Виктор Жуй с явным восхищением рассказывал, что «в Лондоне существует некоторый особый класс людей, знающих так хорошо сообразоваться с обычаями большого света и так искусно умеющих показывать себя по наружности обладателями великого богатства, что они всегда бывают приняты в лучших обществах: это фашионебли (fashionables)».  

А о другом типе английских щёголей он говорил с явным чувством пренебрежения, видя в них результат повреждения нравов: «На всех улицах, во всех публичных местах встречаешь существа, не похожие ни на мужчин, ни на женщин, ни на обезьян, но которые, кажется, соединяют в себе отличительные черты трёх родов. В моё время даже не знали, что такое дендий. У нас также бывали щёголи, но они одевались в богатую парчу, в бархат и в шитые золотом платья, при шпагах, как это прилично благорожденному человеку».

Чем же по существу отличаются названия «носителей щегольства»: денди, джентльмены и фешенебли?

Русский денди пушкинской эпохи чрезвычайно учтив и благопристоен, но нахал, который, по словам Ю. Лотмана, «культивировал шокирующую небрежность и дерзость обращения».

Отношение к эпатажному поведению денди и к их экзотической одежде было в то время различное. Пример явно недоброжелательного отношения находим в мемуарах графа Ф.В. Ростопчина: «К тщеславным щеголям (fats, dandy) и дуракам всегда ощущал отвращение. ...Манерность возбуждала во мне самое неприятное чувство. Нарумяненные мужчины, раскрашенные и разукрашенные женщины казались мне жалкими».

Фешенебль — человек, наклонный к щегольству, но не обладающий вкусом.

Образ джентльмена сформировался в викторианскую эпоху. Изначально слово «джентльмен» означало мужчину благородного происхождения, аристократа (следующим званием было — эсквайр), но потом так стали называть образованного и воспитанного мужчину, почтенного и уравновешенного, чопорного и невозмутимого.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Денди — нескл. англ., модный франт, хват, чистяк, модник, щёголь, лев, гоголь; щеголёк большого света».

В энциклопедическом словаре Ф.Г. Толля слово определяется исходя из социального положения человека: «Денди (англ.), мужчина, одевающийся постоянно по моде, порядочного происхождения, имеющий достаточный доход и обладающий хорошим вкусом».

Но вернёмся к «Евгению Онегину»:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе.

Как выглядел «утренний убор» Онегина? Что такое «боливар»? Как и какой носили костюм в пушкинские времена? Ответить на подобные вопросы поможет не только лингвист, но и художник-иллюстратор.

Я мог бы пред учёным светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Сложно представить работу художника без глубокого изучения костюма. Подчас неопытные художники пренебрегают такой деталью, как костюм. И напрасно!

«Мод воспитанник примерный», кажется, только и занят своим туалетом, тратит на него уйму времени и сил. По описанию его кабинет похож на женский будуар, так много в нём мелочей по уходу за внешним видом.

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале;
Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов…

Безусловно, внешний облик человека создаётся с помощью нескольких предметов одежды, которые чаще служат, чтобы укрывать и согревать тело. Личное дело каждого, как одеваться. Но всегда приятно наблюдать за человеком, одетым, что называется, с иголочки.

По костюму можно узнать о социальном положении, культурном уровне, характере, вкусе, даже убеждениях человека. Пристальный надзор полиции позволял вычислить вольнодумцев и противников власти. Например, в указах Петра I, Павла и Николая I строго предписывалось, кому и как одеваться, как стричься.

Национальные детали в одежде утрачивались, одевались преимущественно так, чтобы угодить вкусу императора.

«Петербуржцы смеются над костюмами в Москве, их оскорбляют венгерки и картузы, длинные волосы, гражданские усы. Москва действительно город штатский, несколько распущенный, не привыкший к дисциплине, но достоинство это или недостаток — это нерешённое дело. Стройность одинаковости, отсутствие разнообразия, личного, капризного, своеобычного, обязательная форма, внешний порядок — все это в высшей степени развито в самом нечеловеческом состоянии людей — в казармах. Мундир и однообразие — страсть деспотизма. Моды нигде не соблюдаются с таким уважением, как в Петербурге, это доказывает незрелость нашего образования: наши платья чужие. В Европе люди одеваются, а мы рядимся и поэтому боимся, если рукав широк или воротник узок. В Париже только боятся быть одетым без вкуса, в Лондоне боятся только простуды, в Италии всякий одевается как хочет. Если б показать эти батальоны одинаковых сюртуков, плотно застёгнутых, щеголей на Невском проспекте, англичанин принял бы их за отряд полисменов»,— писал А. И. Герцен в мемуарах «Былое и думы».

Каждый класс и социальная прослойка имели свой костюм: кроме городского костюма были формы у чиновников и военных, традиционную одежду имело духовенство, по-своему одевались ремесленники, слуги.

Только заправский щёголь буквально следовал картинке из журнала. В жизни было иначе: кроме столичной моды, существовала местная. Отличались по внешнему облику жители Петербурга, Москвы и провинции.

Петербург, пропитанный духом бюрократизма и военщины, строго соблюдал западную моду. В Москве манера одеваться была более русской, демократичной, индивидуальной. Московская мода требовала большей красочности, нарядности туалета. В провинции рядом со сверхмодными костюмами можно было увидеть давно вышедшие из моды платья и одежду собственного изобретения.

От влияния моды больше всего зависел женский костюм, мужской же почти не менялся. В XIX веке законодательницей женской моды оставалась Франция, главенствующая роль в мужской моде принадлежала Англии. Из Парижа регулярно присылались модные картинки, которые печатались во многих русских журналах. По ним шились туалеты в столице и в провинции.

В Петербурге и Москве существовали мастерские французских и английских портных. Были и местные портные, но чтобы привлечь заказчиков, они выдавали себя за иностранцев, не стесняясь указывать в своих вывесках: «Ефрем Петров — парижский портной».

В 1 главе поэмы «Мёртвые души» Гоголя, осматривая губернский город, Чичикову «попадались почти смытые дождём вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»…

Ведущую роль в первой четверти XIX века в мужском гардеробе играли фрак и сюртук. Фраки носили как одежду повседневную, с двубортными жилетами, которые шились из атласа, шелка, бархата и часто украшались вышивкой. Было принято носить одновременно два жилета разных цветов. Фраки цветные: зелёные, синие, а для бала и похорон обязательно чёрные.

Обычной деловой одеждой был двубортный сюртук, который сначала носили как верхнюю одежду, затем как домашнее платье.  А с конца 1810-х годов в сюртуках вновь стали выходить на улицу. Сюртук считался скромной одеждой, не для визитов и театра, фрак же можно было носить всегда. Для сюртуков и фраков этого времени характерны очень высокие отложные воротники, рукава с буфами у плеча, узкие от локтя до кисти. Высокий воротник рубашки поддерживался широким галстуком. Манжеты и жабо из гофрированного батиста, при бальном туалете — из кружева.

Одеждой, первоначально предназначавшейся для верховой езды, служил мужской редингот, его шили из сукна на тёплой подкладке, часто с несколькими воротниками.

Из головных уборов носили цилиндр или круглую шляпу. Модными были шляпы с широкими полями, их называли «боливар» по имени героя национально-освободительной войны в Южной Америке Симона Боливара, носившего подобный убор.

Боливар мог быть настолько широким, что для того, чтобы пройти через узкую дверь, нужно было сначала пронести боливар впереди себя, а потом пройти самому и снова надеть боливар на голову. Этот головной убор указывал на определённые общественные настроения его владельца.

Среди обязательных предметов был брегет — элегантные часы, которые изготовлял французский часовой мастер Абрахам Луи Бреге. При нажатии на пружинку брегет отзванивал количество часов и минут. Тогда эти часы были карманными. Онегину не нужно было доставать часы, чтобы узнать время, достаточно просто нажать на пружинку.

Юрий Лотман пишет, что Онегин, выйдя в свет после лицея, сменил длинную французскую стрижку на короткую английскую — ден­дистскую. Волосы стригли сзади коротко, а спереди оставляли пряди. Длинные волосы носили только поэты у художники, модны были бакенбарды, но усы являлись привилегией военных.

Очень модны были лорнеты. Надо заметить что пользовались ими и люди с нормальным зрением.

Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул… 

Лорнет — зрительное стеклышко в оправе с ручкою, иногда на цепочке. В театре Евгений Онегин смотрит на дам двойным лорнетом. Это бинокль. Но рассматривать не сцену, а зрительный зал — дерзость в поведении щёголя. Глядеть «скосясь» — оскорбление для тех, на кого смотрят.

Утром, а иногда и в течение дня мужчины надевали шлафрок, или халат, из цветного шелка или бархата, с шалевым воротником и обшлагами другого цвета. Теплые шлафроки подбивались ватой и отделывались мехом. Щеголи предпочитали «экзотические» бухарские, китайские, турецкие халаты, которые носились с фесками и шапочками.

С XVIII века мода предписывала мужчине всегда при себе иметь палку или трость, которая украшалась набалдашником из серебра или золота, слоновой кости или фарфора. Приходившие с визитом мужчины оставляли трости в передней, военные там оставляли оружие.

В 20-30-е годы XIX века фрак и сюртук шили с подчеркнуто тонкой талией и широкой выпуклой грудью. Наиболее «корректный» костюм для первой половины дня считался черный, доверху застегивающийся сюртук. Для послеобеденного времени — цветной сюртук, светлые панталоны, цветной жилет и галстук, атласно-чёрный, иногда закрывающий всю грудь. Сюртук, жилет и панталоны — разного цвета. Только в середине века изредка появляются костюмы, в которых все три части сшиты из одной ткани. Дневной фрак застегивался на все пуговицы так, чтобы внизу был виден край жилета, а вверху край белого воротника рубашки и галстук.

В качестве верхней одежды использовались широкие плащи, зимой широкие шубы. Чиновники, когда шли на службу, или, как тогда говорили, в присутствие, надевали поверх форменного фрака шинель — длинное пальто с пелериной. Мерилом элегантности становится галстук. Издавали специальные руководства по завязыванию галстуков — «курс обучения» состоял из 15 уроков, а способов их завязывания насчитывалось до 32.

В 40-х годах воротники лежат плоско, полы сюртука и фалды фрака укорачиваются: не доходят до колена на 20 — 25 сантиметров. В эти годы чёрный цветной сюртук носят с тёмными клетчатыми панталонами, цветные сюртуки — с однотонными или клетчатыми панталонами светлых оттенков. Жилеты и галстуки большей частью из клетчатых материй, перчатки белые или светлые.

Гражданский вицмундир — форма чиновников, имеет покрой фрака, который отличается от него лишь оттенком тёмно-зелёного или тёмно-синего сукна да пуговицами с гербами.

В качестве повседневного платья широко была распространена венгерка со шнурами на груди и меховой опушкой. Её особенно любили отставные военные, жившие в провинции.

Появляются картузы, фуражки и шапки самых разных форм и фасонов. Обычай не разрешал входить в гостиную чужого дома с картузом или шапкой в руках, но если гость приходил в шляпе, то вносил её с собой в комнаты.

В первой половине XIX века не торговали готовыми одинаковыми платьями, как сейчас, поэтому непросто воссоздать облик дам и кавалеров этого времени.

Не всегда можно увидеть костюмы прошлого века в музеях. Остаётся одна возможность — посмотреть на костюмы с помощью картин, гравюр и рисунков. Или представить героев романов и повестей самостоятельно, с помощью портретных описаний писателей-классиков.

 

Литература

  1. Добродомов И.Г. Кто такой шаматон? // Русский язык в школе. — 2001. — № 2. — С. 95—98.
  2. Иванов С.Л. Денди // Русская речь. — 2003. — № 2. — С. 95—102.
  3. Кокарева М. Евгений Онегин: как одевался и жил знаменитый щёголь начала 19 века.
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. (XVIII — начала XIX века). — СПб., 1994.
  5. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкину «Евгений Онегин». — М., 1999.
  6. Панов В. Как одевался Онегин? // Юный художник. — 1982. — № 3. — С. 43—47.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен