Летние тропинки
Нежный аромат лета
Снежно-белые метели вновь укрыли старый сад...
Маленькое солнышко
Зацвели ромашки – наступило лето!..
Недотрога бабочка
Весь бархат мой с его живым миганьем — лишь два крыла...

Луговое разнотравье

Лето распахнуло свои объятия. Только и успевай замечать летние прелести! И густой настой ароматов. И красочного разнотравья...

Чтобы сохранить память о лете, надо запастись душицей. Её бабушка ласково величала материнкой. Наверное, потому, что травка имеет целебную силу, идущую от самой матери-земли, вмещающую в себя все запахи лета.

Стебли душицы с яркими кистями цветов обычно сушили вместе с липой и зверобоем и лечили от всего: от простуды, от боли в горле или даже в желудке.

Среди самых известных легенд о травах и цветах истории о волшебном цветке папоротника. Будто бы с его помощью можно отыскать любые клады. О том, что приключилось с героем гоголевской повести «Вечер накануне Ивана Купала», нам известно. Но мы снова и снова ищем таинственный цветок, отворяющий зарытые клады.

Прочитайте очерк В. Рахилина «Чудеса на Ивана Купалу», и может быть, вы найдёте разгадку. Обратите внимание на слова: травознатцы, зелейный, ореол, докучливый, действенный, травники. Если сумеете объяснить их значение самостоятельно, значит текст очерка прочитан не зря.

 

В. Рахилин

Чудеса на Ивана Купалу

Клады. Живучая молва о них передаётся из поколения в поколение, тревожа людей.

Кладоискательство известно и в нашей стране. Издревле бытовало поверье: клад открывается тому, кто в ночь на Ивана Купалу, праздник, приходившийся по церковному календарю на 24 июня, пойдёт в лес и увидит цветок папоротника, распускающийся только раз в году, именно в это время.

Много людей бродило по лесам в поисках несуществующего цветка. Тишина, густая темнота летней ночи, дурманящие благоухания растений, шорохи, непонятные огоньки, внезапно вспыхивающие и гаснущие или же мерцающие холодным светом... Как здесь не поверить в чудесную легенду! Ну а не нашёл цветка папоротника — значит не повезло.

Однако люди не унывали. Весёлым праздником был Иванов день. Пылающие костры, посылая ввысь тысячи искр, разрывали ночной мрак. Люди прыгали через огонь — по преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней; купались в воде с «ивановскими травками», парились с душистым веником в мыльне (бане). К этому дню готовились загодя.

Веники были особые: молодые берёзовые и дубовые ветки перемешивались с «ивановскими травками» — крапивой, мятой, полынью, иван-да-марьей. Пыша жаром, красные от пара, выскакивали люди с полка прямо на улицу и бросались с хохотом и визгом кататься по росной, прохладной траве. Говорили, что после такой бани человек излечивался от всех скорбей и болезней. Будто в «живую воду» окунулся! Как знать, может, она действительно была живой? Не эти ли капли прозрачной, словно хрусталь, переливающейся в лучах утреннего солнца росы, настоянной на нектаре цветов, послужили основой народной молве о живой воде? Недаром в Рязанской земле существовал стародавний обычай — в этот день больных относить на крапиве париться в баню.

«Злая» трава крапива, да во многих случаях выручала людей.

Банные веники как действенное лекарственное средство ценились издревле на Руси. О них уже упоминает в 985 году Лаврентьевская летопись. Вениками брали дань: «Победиша их и уставиша на них дань лыко и кошницы и веники до бани», а в XVI веке крестьяне подмосковных сёл платили вениками и лекарственными травами царю и боярам оброк.

Царь Алексей Михайлович в 1650 году в ночь на Ивана Купалу приказал направить крестьян для сбора трав и описания, где какие из них растут.

Чудесами славился не только Иван Купала. Перед ним был праздник Аграфены-купальницы — лютые коренья, когда больных также волочили по росе. Люди купались в ней и мылись отварами ивановских трав. Оба праздника совпадали с днями летнего солнцестояния — временем бурного цветения трав, когда всё вокруг напоено ароматом цветов, терпкими смолистыми запахами молодых листочков и почек, когда растения щедро делятся своими жизненными силами со всем, что их окружает. О целебной силе цветущих растений знали люди давно. На Северном Кавказе считалось очень полезным выносить больных в цветущий сад. Предания утверждали, что в это время растения приобретают магическую, колдовскую силу.

Надо было много знать, чтобы вовремя собрать то или иное растение или какую-то его часть, обладавшие целебными свойствами. Знания тайн природы, её законов, делали человека сильным, независимым от религии. Поэтому-то сбор полезных диких растений окружался ореолом таинственности. Люди, занимавшиеся этим делом, считались ведунами и преследовались церковью. Но знания, отлитые в народную мудрость, трудно удержать в секрете. Они многократно проверялись практикой и передавались как величайшая ценность из рода в род, из поколения в поколение.

Бытовали в народе и другие обычаи, связанные со знанием полезных свойств растений. Для «лёгкого» запаха в доме собирали веники из марены. В избах развешивали крапиву, репейник, траву богородскую и другие душистые растения. Часто для борьбы со всякой нечистью окуривали дома травами, щели под окнами, дверьми затыкали ветками рябины, осины, берёзы, молодых дубов. И отступали болезни, пропадала моль и другие докучливые насекомые. В чём же тут секрет?

Церковь объясняла это просто: «Всё от Бога». Нечего себя утруждать ненужными мыслями и поисками — «после Евангелия никакие исследования не нужны». Учиться же надо не для того, чтобы познать мир, движущие им законы, чтобы строить свое хозяйство, не причиняя урона природе, а для «возвышения славы Господней». Грамматика нужна, чтобы понимать церковный язык, астрономия — помогать устанавливать сроки церковных праздников.

С болезнями тоже всё ясно. Они божие наказания за грехи, и лучшее лекарство церковное покаяние и молитвы. Ну а если помогает от них что-то другое, то и тут, значит, не обошлось без божественной силы. Травы перед их использованием «освящали», и только тогда они «приобретали» целебные свойства. Не могла церковь позволить, чтобы такие клады здоровья действовали, существовали без её участия, помимо её воли и благословения.

Недаром первыми врачами в средневековье были монахи. В XI веке в Киеве славились Демьян Целебник и Агрипит, который вылечил Владимира Мономаха и был отличным знатоком «каким зелием целится какой недуг». Монахи же разводили в своих огородах, помимо овощей, «зелейные травы».

На самом же деле всё обстояло гораздо проще. Народные знания накапливались веками, тысячелетиями. Люди познавали окружающий мир природы, свойства растений, минералов... Древние египтяне знали замечательные свойства нескольких сотен растений, в том числе лука и чеснока. Широко использовала эти растения индийская, китайская, тибетская медицина. Благодаря свойствам растений многие тысячелетия сохранялись египетские мумии.

Но секрет приготовления необходимых веществ был тайной жрецов. Именно этим веществам мы обязаны тому, что в 1063 году около Рима была найдена пролежавшая 1800 лет в саркофаге «спящая» восьмилетняя девочка. Ткани, в которые был завёрнут ребенок, оказались пропитанными настоями каких-то цветов, хвои и листьев эвкалипта. Недаром слово «эукалиптус» переводится на русский язык как «хороший воздух».

В глубокой древности в Индии обратили внимание на то, что многие растения могут оказывать на организм человека то или иное воздействие. Но объяснить, почему одни из них возбуждают, другие клонят ко сну, третьи лечат или, наоборот, вызывают отравление, не могли и стали такие растения считать «чудесными», наделёнными священной силой. Поэтому знание их свойств и было тайной жрецов.

Постепенно народные знания стали собирать воедино. Описывались известные растения и их свойства, создавались первые рукописные ботанические книги — «зельники», «травники», «цветники». На Руси описание трав впервые было сделано в XI веке в «Изборнике Святослава». Через пятьсот лет в Коломне, Туле, Новгороде, Пскове, Костроме, Серпухове существовали специальные «зелейные дворы» — склады лекарственных растений, а ещё через сто лет в Москве были разбиты три «аптекарских огорода». В Кремле организовали даже особый аптекарский приказ. При нем состояли специальные садовники — «травники», люди, которые составили первые русские гербарии, имелась лаборатория, где проверялись свойства неизвестных трав, отобранных у торговцев в «зелейных» рядах: в результате самолечений были нередки случаи отравлений.

Аптекарский же приказ ведал закупкой и разведением лекарственных растений. В подмосковном царском селе Измайлове сеяли и разводили большое число душистых трав и кустарников. «Травники» разъезжали по стране, собирали неизвестные травы и цветущие растения, записывали сведения об их особенностях и свойствах. А монах московского Чудова монастыря Герман составил первый ботанический словарь. В нём приводились названия 610 растений из чуть более восьмисот известных в то время.

С благодарностью мы вспоминаем древних травознатцев. Опыт, накопленный ими по крупицам, продолжает служить людям сегодняшнего дня.

Оказывается, ночь под Ивана Купалу действительно открывала желающим путь к кладам — к бесценным кладам природы и народной мудрости.

Литература

Рахилин В. Чудеса на Ивана Купалу //Юный натуралист. - 1983. - №8.

Запахи весны

Страничка с материалами о весне-красне.
Подробнее

Краски осени

Расписные терема осени.
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее