Top.Mail.Ru
Рассказ Есенина
Писатели

Есенин известен как поэт. Мы знаем и любим его лирику. А вот прозу вряд ли читали. Да и написано в прозе немного.

Одна повесть из крестьянской дореволюционной жизни «Яр», два рассказа, трактат, сценарий, очерк о жизни в Америке, автобиография, несколько рецензий и заметок.

Недавно по радио услышала, жаль, что не с самого начала, в исполнении актёра Александра Дудина историю о собаке и бобыле. Стала вслушиваться внимательнее. Гадаю, чей рассказ. Вспомнился рассказ М.М. Пришвина «Антипыч», но собаку там звали Затравка, а здесь Дружок.

Меня очень удивили эпизоды, в которых говорилось о болезни и смерти бобыля, и особенно растрогала сцена прощания старика с преданной собакой: «Прощай, Дружок, мой милый, чую, что смерть моя близко, дыханье в груди остывает. Прощай... да ходи на могилу, поминай своего старого друга!.. — Обнял Бобыль Дружка за шею, крепко прижал его к сердцу, вздрогнул — и душа отлетела». А собака от мёртвого не отходит, от голода шатается, на паперти бегает, хочет в церковь войти. Воет Дружок над могилой хозяина, тоскует. И умирает…

Стала искать, что за рассказ такой слушала. И с удивлением выяснила, что его автор — поэт Сергей Есенин, а посвящён он его старшей сестре Катюше.

Надо сказать, Есенин очень любил своих родных сестёр Екатерину и Александру, помог с переездом в Москву, заботился о них, хлопотал, чтобы они получили хорошее образование. Обеим посвящал свои произведения: сестре Кате — рассказ «Бобыль и Дружок» и стихотворение «Письмо к сестре», сестре Шуре стихотворения «Ах как много на свете кошек…», «Я красивых таких не видел…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «В этом мире я только прохожий…»

Сёстры участвовали в подготовке собраний сочинений брата, сберегли его творческое наследие, а документы, фотографии, книги из личной библиотеки и родной дом передали в дар родной стране, помогли создать музей-заповедник Есенина, готовили экспозиции.

Трогательный это рассказ. Хоть и короткий. Он об одиночестве и дружбе, верности и сострадании. Живёт себе старик, прозванный Бобылём. Нет у него ни земли, ни семьи. Живёт на краю деревни, вдали от всех. Его быт беден, существование скудно. Нищий он настолько, что побирается по миру. Но утешение и поддержку Бобыль находит в своём преданном спутнике — собаке с ласковой кличкой Дружок. Кормиться нечем самому, а с собакой он делится последним. Редко с кем разговаривает, а краюшку хлеба от людей не берёт, если советуют бросить собаку.

Пришли зимние морозы и метели. Мир вокруг стал враждебным и холодным. В эти суровые дни, когда в их ветхой хате нет дров, собака жмётся к хозяину, словно разделяет его одиночество и страх перед безразличием окружающих: «Никто нас не пригреет». Бобыль видит в глазах Дружка понимание и преданность, которые не могут дать люди.

Бобыль находит силы, чтобы позаботиться о своём четвероногом товарище. Он запрягает Дружка в салазки, и вместе они отправляются за топливом, чтобы согреться у лежанки. У огня старик делится с собакой воспоминаниями о своей жизни, рассказывая ей грустные истории, в которых Дружок становится его единственным слушателем и утешителем.

С приходом весны, когда природа оживает, Бобыль надеется на лучшее. Однако годы берут своё, и силы покидают старика. Он всё реже выходит из дома, а затем и вовсе слезает с полатей с трудом. Осознавая приближение конца, Бобыль испытывает глубокую печаль от мысли, что придется оставить своего верного Дружка одного в этом равнодушном мире.

Перед смертью он прощается с собакой, прося её помнить своего старого друга. Дружок остаётся один, тоскуя у тела хозяина. Когда люди приходят забрать покойника, собака следует за ними, но её не пускают в церковь. На кладбище, когда Бобыля хоронят, Дружок остаётся рядом, оплакивая своего единственного и преданного друга, который ушёл из жизни так же одиноко, как и жил.

Читатель понимает, что духовная близость важнее материальных благ и бессмысленно существование вне связи с близкими существами. Союз собаки и человека подчёркивает глубокую потребность человека в эмоциональной поддержке и взаимной заботе. Даже после смерти хозяина собака остаётся на его могиле, отказывается покидать это место и умирает рядом с ним.

Есенин изображает жизнь природы через смену времён года. Весна приходит, природа оживает, но здоровье Бобыля ухудшается. Весна становится символом надежды и обновления для ослабевшего героя. Контраст между жизнью природы и смертью человека усиливает драматизм произведения. Оно заставляет задуматься о том, насколько важны настоящие чувства и подлинные связи, способные пережить саму смерть.

С.А. Есенин

Бобыль и Дружок

(Рассказ, посвящённый сестре Катюше)

Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака. Ходил он по миру, сбирал куски хлеба, так и кормился. Никогда Бобыль не расставался с своей собакой, и была у неё ласковая кличка Дружок. Пойдёт Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок стоит рядом, хвостом виляет. Словно ждёт свою подачку. Скажут Бобылю люди: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку, самому ведь кормиться нечем...» Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. Кликнет своего Дружка, отойдёт от окна и не возьмёт краюшку хлеба.

Угрюмый был Бобыль, редко с кем разговаривал.

Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметёт позёмка, надует большие сугробы.

Ходит Бобыль по сугробам, упирается палкой, пробирается от двора ко двору, и Дружок тут бежит рядом. Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобою не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою». Взглянет Бобыль на собаку, взглянет, и словно разгадает её думы; и тихо-тихо скажет:

— Уж ты-то, Дружок, меня, старика, не покинь.

Шагает Бобыль с собакой, доплетётся до своей хаты, хата старая, не топлена. Посмотрит он по запечке, посмотрит, по углам пошарит, а дров — ни полена. Глянет Бобыль на Дружка, а тот стоит, дожидается, что скажет хозяин.

Скажет Бобыль с нежной лаской:

— Запрягу я, Дружок, тебя в салазки, поедем мы с тобой к лесу, наберём там мы сучьев и палок, привезём, хату затопим, будем греться с тобой у лежанки.

Запряжет Бобыль Дружка в салазки, привезёт сучьев и палок, затопит лежанку, обнимет Дружка, приголубит. Задумается Бобыль у лежанки, начнёт вспоминать прожитое. Расскажет старик Дружку о своей жизни, расскажет о ней грустную сказку, доскажет и с болью молвит:

— Ничего ты, Дружок, не ответишь, не вымолвишь слова, но глаза твои серые, умные... знаю, знаю... ты всё понимаешь...

Устала плакать вьюга. Реже стали метели, зазвенела капель с крыши. Тают снега, убывают.

Видит Бобыль — зима сходит, видит — и с Дружком беседует:

— Заживём мы, Дружок, с весною.

Заиграло красное солнышко, побежали ручьи-колокольчики. Смотрит Бобыль из окошка, под окном уж земля зачернела.

Набухли на деревьях почки, так и пахнут весною. Только годы Бобыля обманули, только слякоть весенняя старика подловила.

Стали ноги его подкашиваться, кашель грудь задавил, поясница болит-ломит, и глаза уж совсем помутнели.

Стаял снег. Обсушилась земля. Под окошком ветла распустилася. Только реже старик выходил из хаты. Лежит он на полатях, слезть не может.

Слезет Бобыль через силу, — слезет, закашляется, загрустит, Дружку скажет:

— Рано, Дружок, мы с тобою тогда загадали. Скоро уж, видно, смерть моя, только помирать — оставлять тебя неохота.

Заболел Бобыль, не встаёт, не слезает, а Дружок от полатей не отходит, чует старик — смерть подходит, — чует, Дружка обнимает, — обнимает, сам горько плачет:

— На кого я, Дружок, тебя покину. Люди нам все чужие. Жили мы с тобой... всю жизнь прожили, а смерть нас разлучает. Прощай, Дружок, мой милый, чую, что смерть моя близко, дыханье в груди остывает. Прощай... да ходи на могилу, поминай своего старого друга!.. — Обнял Бобыль Дружка за шею, крепко прижал его к сердцу, вздрогнул — и душа отлетела.

Мёртвый Бобыль лежит на полатях. Понял Дружок, что хозяин его умер. Ходит Дружок из угла в угол, — ходит, тоскует. Подойдёт Дружок, мертвеца обнюхает, — обнюхает, жалобно завоет.

Стали люди промеж себя разговаривать: почему это Бобыль не выходит. Сговорились, пришли — увидали, увидали — назад отшатнулись. Мёртвый Бобыль лежит на полатях, в хате запах могильный — смрадный. На полатях сидит собака, сидит — пригорюнилась.

Взяли люди мертвеца, убрали, обмыли, — в гроб положили, а собака от мёртвого не отходит. Понесли мёртвого в церковь, Дружок идёт рядом. Гонят собаку от церкви, гонят — в храм не пускают. Рвётся Дружок, мечется на церковной паперти, завывает, от горя и голода на ногах шатается.

Принесли мёртвого на кладбище, принесли — в землю зарыли. Умер Бобыль никому не нужный, и никто по нём не заплакал.

Воет Дружок над могилой, воет, — лапами землю копает. Хочет Дружок отрыть своего старого друга, отрыть — и с ним лечь рядом. Не сходит собака с могилы, не ест, тоскует. Силы Дружка ослабели, не встает он и встать не может. Смотрит Дружок на могилу, смотрит, жалобно стонет. Хочет Дружок копать землю, только лапы свои не поднимает. Сердце у Дружка сжалось... дрожь по спине пробежала, опустил Дружок голову, опустил, тихо вздрогнул... и умер Дружок на могиле...

Зашептались на могиле цветочки, нашептали они чудную сказку о дружбе птичкам. Прилетала к могиле кукушка, садилась она на плакучую берёзу. Сидела кукушка, грустила, жалобно над могилой куковала.

‹1917›

 

Литература

Есенин С. Бобыль и Дружок // Доброе утро. Издательница К. С. Деева. — 1917. — № 1. — С. 13–16.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен