На уроках литературы в 5 классе успешное обучение связано с уровнем развития читательских умений.
Безусловно, читательская грамотность формируется на таких предметах, как география, история, биология, русский язык, где работа основана на текстуальной, графической и визуальной информации и преимущество отдано учебно-научным текстам.
Литература отдаёт предпочтение текстам художественным, как правило, не содержащим прямые выводы и авторскую позицию. Выявить явную и скрытую информацию в них сложно. Для этого необходимо овладеть приемами поиска и извлечения фактов и подтекста, выделения главного и второстепенного и т.д.
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов проводятся занятия, на которых идет работа с текстом (индивидуальная, парная, групповая). Пятикласснику нужно найти искомую информацию для ответа на вопрос, для составления плана или придумать заголовок, дать характеристику персонажу, подобрать определения или сопоставить текстовую и визуальную информацию.
Задания составляются с учетом разных форматов ответов: с выбором одного верного ответа, с кратким или развернутым ответом, с комплексным множественным выбором. Можно сократить предложенные задания из-за недостаточности времени или вернуться к их выполнению в другой раз.
На уроках хорошо использовать мини-сказки детского писателя Валентина Берестова «Честное гусеничное» и «Хворостина». Дети выполняют задания письменно, каждому желательно раздать отдельный текст с заданиями, чтобы избежать списывания и формальных ответов.
1 вариант
Внимательно прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.
Валентин Берестов
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила Девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А Девочка увидела её и сказала:
– Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде больше меня не увидит.
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, потом на ветку, с ветки на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
– Уф, как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую Девочку.
«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
И Гусеница упала в траву. А Девочка увидела её и сказала:
– Какая красивая!
– Вот и верь людям, – ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё колышутся большие разноцветные крылья.
«Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала Бабочкой! Это бывает».
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Задания
1.В какое время года происходит действие, описанное в тексте?
2. Где происходит действие?
3. Что решила сделать обидевшаяся на Девочку Гусеница?
4. Почему слова Гусеница и Девочка автор написал с большой буквы?
5. Перечислите главных героев этого текста.
6. Как можно озаглавить этот текст?
7. К какому жанру относится данный текст?
8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?
9. Озаглавьте выделенные части.
10.Составьте план, по которому можно пересказать данный текст.
11. Запишите три определения, которые показывают, какой характер был у Гусеницы. Подчеркните в тексте слова, которые об этом рассказали.
12. Почему Гусеница не сдержала честное гусеничное слово?
13. Говоря о Гусенице, автор написал: «Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница». Что это означает?
14. Что имел в виду автор, говоря «…даже смотреть на тебя противно»? Когда еще можно так сказать? Приведите пример.
15. Назовите тему данного произведения.
16. Кратко сформулируйте главную мысль данного произведения.
17. Опираясь на содержание текста, расставьте фотографии по порядку.
2 вариант
Внимательно прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.
Валентин Берестов
Все ветки на дереве давно уже зазеленели. Только одна оставалась чёрной и голой, будто никакой весны не было.
Сел на неё Дятел, постучал клювом и сказал:
– Так-так! Абсолютно сухая ветка.
Проснулась Ветка от его стука и ахнула:
– Батюшки! Никак уже лето! Неужто я весну проспала!
– Засохла ты, – прошелестели Ветки-соседки. – Хоть бы ветер тебя поскорее сломал или человек срубил, а то ты всё дерево портишь.
– Ничего, – ответила Ветка. – Скоро и я зазеленею.
– Слыханное ли дело, чтобы среди лета почки раскрылись? – заворчали Ветки-соседки. – Весной надо было зеленеть, весной!
– Если я собираюсь зеленеть, значит, я не совсем сухая, – ответила Ветка.
– Хворостина ты! – рассердились соседки. – Палка, дубина, чурка, полено, коряга!
– Говорите что хотите, – сказала Ветка. – А я всё равно оживу.
Но её твёрдые почки так и не раскрылись.
Осенью листья на ветках пожелтели и ну летать, кружиться. Ветки-соседки заснули. Теперь они сами стали чёрными, голыми. Сухая Ветка ничем от них не отличалась. Даже Дятел как ни в чём не бывало сел на неё и спросил:
– Чего не спишь? Давай спи, набирайся сил до весны! – И тут он узнал её. – Какой же я рассеянный! Хворостине о весне говорю! – вспорхнул и улетел. А Ветка выпрямилась и сказала:
– Поживём – увидим.
Пришла зима. Упали снежинки на Ветку, укрыли её, стало тепло и тяжело, словно от листьев. Иголочки инея выросли на Ветке. Она так и засверкала в лучах морозного солнца.
Долгая была зима. Но вот поглядела Ветка вверх: небо тёплое, голубое. Поглядела вниз: под деревьями чёрные круги. Растаял снег. Проснулись Ветки-соседки и удивились:
– Ишь ты! Хворостина-то за зиму не сломалась. Видать, крепкая.
Услышала это Ветка и загрустила. Тут на неё сел Дятел:
– Привет-привет! Не беспокоят ли жучки-короеды?
– Дятел, Дятел… - вздохнула Ветка. – Опять ты всё перепутал – сухую ветку за живую принял.
– Какая же ты сухая? – удивился Дятел. – Ты просто разоспалась. Другие вовсю зеленеют, а у тебя только почки раскрылись. Кстати, куда девалась хворостина, которая тут торчала?
– Так это же была я! – обрадовалась Ветка.
– Перестань говорить глупости! – сказал Дятел. – То была абсолютно сухая ветка. Чего-чего, а живую ветку от сухой уж как-нибудь отличу. Я же всё-таки головой работаю.
Задания
1. В какое время года происходит действие, описанное в тексте?
2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?
3. Что должно было произойти, по мнению Веток-соседок, с засохшей Веткой?
4. Почему слова Ветка, Дятел, Ветки-соседки автор написал с большой буквы?
5. Перечислите главных героев этого текста.
6. Как можно озаглавить этот текст?
7. К какому жанру относится данный текст?
8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?
9. Озаглавьте выделенные тобой части.
10. Составьте план, по которому можно пересказать данный текст.
11. Запишите три определения, которые показывают, какой характер был у Веток-соседок. Подчеркните в тексте слова, которые об этом рассказали.
12. Что могла объяснить своим соседкам Ветка?
13. Почему Ветки-соседки недолюбливали Ветку?
14. Как объяснял Дятел, почему Ветка оказалась живой, а он её не узнавал?
15.Назовите тему данного произведения.
16. Кратко сформулируйте главную мысль данного произведения.
17. Опираясь на содержание текста, расставьте фотографии по порядку.