Top.Mail.Ru
Вольные птицы поэзии
Писатели

Восприятие чего-то непознанного, непонятного начинается с подготовки, когда постепенно привыкаешь принимать новое как своё, то есть как вполне обычное, объяснимое.

Так и с поэзией Велимира Хлебникова. То, что поначалу казалось слишком дерзким и смелым, и даже ненужным, несуразным, после внимательного прочтения приобретает другое восприятие и становится интересным.

Буддийский мир, калмыцкий быт, славянская мифология, орнитология и математика помогали поэту открыть новый поэтический язык, в котором по устаревшим словам можно ощутить дух истории, в котором цифры и буквы связаны, а части слов перемешаны.

О месте своего рождения Хлебников писал:

Меня окружали степь, цветы, ревучие верблюды,
Круглообразные кибитки,
Моря овец, чьи лица однообразно худы,
Огнем крыла пестрящие простор удоды —
Пустыни неба гордые пожитки.

Виктор (Велимир — псевдоним) родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1885 года в Астраханской губернии, «в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря», в зимней стане монгольских кочевников, куда по долгу службы привела судьба его отца.

Конечно, сказалось влияние отца, натуралиста, лесовода и орнитолога, внушившего сыну естественное понимание природы и давшего опыт первых научных наблюдений. Но был и выбор собственный, когда юноша стал студентом физико-математического факультета Казанского университета.

Весны пословицы и скороговорки
По книгам зимним проползли.
Глазами синими увидел зоркий
Записки стыдесной земли.

Сквозь полёт золотистого мячика
Прямо в сеть тополевых тенёт
В эти дни золотая мать — мачеха
Золотой черепашкой ползёт.

Почерк Хлебникова, по выражению Ю. Тынянова, это «почерк бабочки». Он узнаваем, как язык ребёнка, который только учится формулировать мысли и говорить, поэтому смешивает большое с малым, случайное с вечным. И это не «бессмысленная звукоречь». Это оживление вещей в их новом виде. Вроде бы употребление вещи давно известно и даже надоело, значит, можно взглянутьна неё сверху, сбоку, снизу. Вот почему в «поэтической обсерватории» Хлебникова так много неповторимого и поразительного.

Мне, бабочке, залетевшей
В комнату человеческой жизни,
Оставить почерк моей пыли
По суровым окнам подписью узника.

Для любознательных читателей предлагаю определить авторов трёх стихотворений: «Тихо вечерние тени…», «Прозвучало над ясной рекою…», «Когда над полем зеленеет…». Подсказкой может служить и время написания произведений. Если не узнаете имена поэтов, то найдите то стихотворение, которое принадлежит Велимиру Хлебникову. Ответы найдёте в конце.

1.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
1855 

2.

Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене...
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах...
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое — не прах?
Нет, из Господнего Дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов...
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
1901

3.

Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звёздное кладбище
Огня ворота возвела,
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылёк.
Он грудью пламени коснётся,
В волне огнистой окунётся,
Гляди, гляди, и мёртвый лёг.
1912

Птица — один из ключевых образов в творчестве Велимира Хлебникова. Чтобы в этом убедиться, достаточно бегло просмотреть на названия стихотворений.

С журчанием, свистом
Птицы взлетать перестали.
Трепещущим листом
Они не летали.
Тянулись таинственно перья
За тучи широким крылом.
Беглец науки лицемерья,
Я туче скакал напролом.

Поэту удалось подняться над суетой обыденного мира, взбунтоваться против «науки лицемерья» и заглянуть за горизонт.

 

Михаил Дудин

«Вольные птицы» Хлебникова

В памяти моей живёт немало прекрасных поэтических строк, которые удалось прочитать или услышать в разные времена жизни. Когда-то я открыл для себя и замечательную поэзию Велимира Хлебникова. Она поразила меня необыкновенными красками, неожиданными образами. Вот как поэт говорит об осени:

Как осень изменяет сад.
Даёт багрец, цвет синей меди.
И самоцветный водопад
Снегов предшествует победе.
И жаром самой яркой грёзы
Стволы украшены берёзы.
И с летней зеленью проститься
Летит зимы глашатай — птица.
Где тонкой шалью золотой
Одет откос холмов крутой...

И «самоцветный водопад» листьев, и тонкая «золотая шаль» осеннего покрова, и прощание птиц с последней зеленью — всё это тончайшие наблюдения и поэтические открытия Хлебникова Как многоголосое эхо, отзываются в его стихах звуки природы: шум ветра, голоса птиц, шелест листьев.

А вот строки из другого стихотворения. Прислушаемся вместе с тобой, юный читатель, как звенят и плещутся струи воды, как цокают копыта коня.

У колодца расколоться.
Так хотела бы вода.
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились повода.
Мчась, как узкая змея.
Так хотела бы струя.
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться...

Велимир Хлебников родился сто лет тому назад в Калмыкии. Его отец Владимир Алексеевич Хлебников был учёным, организатором и первым директором Астраханского заповедника этого удивительного царства птиц. С юных лет Велимир вместе с отцом открывал для себя красоту бескрайних калмыцких степей. Он хорошо знал обитателей этих просторов от кузнечика до лебедя, их голоса и повадки. Он тоже хотел быть, как и отец, учёным. Но к нему пришла поэзия и околдовала его душу, и он стал поэтом. И тот мир, который очаровал его в детстве, вошёл в его волшебные стихи, полные тайны и музыки. Он владел словом свободно и смело, как настоящий новатор большой поэзии.

Его стихи свежие, как утренний ветер в ковыльной степи, как запах диких лилий в дельте Волги, можно назвать вольными птицами поэзии Хлебникова.

 

Литература

  1. Асеев Н. Н. Велимир Хлебников // Асеев Н. Родословная поэзии: Статьи, воспоминания, письма. М., 1990.
  2. Дудин М. Вольные птицы Велимира Хлебникова // Аврора. — 1985. — № 11.
  3. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. — Л.: Прибой, 1929.
  4. Энциклопедия для детей: Русская литература: Т.9. Ч.2// Ред. М.Д.Аксенова; Худож. Е. Дукельская. — М.: Аванта+, 2000.

 

Ответы

Все три стихотворения принадлежат пейзажной лирике. Первое, написанное в 1855 году, а Хлебников тогда ещё не родился, принадлежит перу Афанасия Фета. Наступление вечера передаётся плавным движением света, звуков к полночному часу и новому дню. Что-то неопределенное и тайное звучит над «ясной рекою», что-то зыбкое и невидимое звенит «в померкшем лугу». Течение и плавность времени человек может видеть лишь чередой сменяющихся световых и звуковых эффектов.

Второе стихотворение принадлежит Александру Блоку. Всё в нём загадочно и символично: «сонмы нестройных видений», «снеговая пелена», эхом звучащий голос. Возлюбленная героя теперь бессмертный дух, песнь лебединая ему только чудится.

Заметили, что в последнем стихотворении нет новых слов, автор рассказывает, как на землю опускается «стеклянный вечер» и небо бледное «задумчиво синеет». Мирная картина дополнена догорающим костром, а его дым  напоминает вход «в звёздное кладбище». Горячий воздух, в котором летают хлопья золы, увлекает безвольного мотылька. Понятно, чем закончится его полёт. «Огня ворота» словно вход в иной мир. Гибель мотылька в этом случае неизбежна. Костёр для одних служит источником тепла, а для других – источником смерти. «… гляди, гляди, и мёртвый лёг», – таков печальный финал этого хрупкого создания.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен