О Некрасове школьники знают несколько фактов: трудная юность и способность устоять и отстоять свою самостоятельность.
Этот факт показателен: обмануть отца и поступать не в военное училище, а в университет, в итоге провалить экзамены и не вернуться домой, а скитаться в Петербурге одному в 16 лет.
Другой факт: издать на собственные деньги первый сборник стихотворений "Мечты и звуки", а потом скупать напечатанное и уничтожать. Благодаря встрече с В. Белинским и его похвале (стихотворение "В дороге" вызвало интерес критика новизной темы и смелым взглядом на народ) Некрасов не бросает поэзию, хотя и увлечён издательской деятельностью.
Ещё факт: дружба с И. Панаевым и работа в журналистике принесла уверенность в будущем и повлияла на характер поэзии (верность правде, реальности).
В.П. Боткин упрекал Некрасова: "Поэзия ... заключается не в твоей реальности, а в изяществе как формы стиха, так и в предмете стихов".
Некрасов ответил Боткину так:
О какой человеческой драме мы узнаём в стихотворении "В дороге"?
Что является её причиной?
С переживанием каких героев знакомит нас стихотворение?
Кто и почему страдает?
Что томит женщину кроме работы?
Почему она плачет?
Любит ли, жалеет ли мужик свою жену?
От чьего лица ведётся речь?
В чём необычность стихотворения?
Что характерно для языка стихотворения?
Какие чувства поэт стремился вызвать у читателей?
Чем интересно стихотворение "В дороге" современному читателю?
Обратимся к стихотворению "Тройка".
Чего ждёт девушка, глядя на дорогу?
Какие две жизненные дороги предсказывает поэт крестьянской девушке?
Какая из этих дорог легче?
Какое настроение от стихотворения остаётся у читателя?
Сравните стихотворение Некрасова с другими стихотворениями.
В. П. Чуевский
ТРОЙКА
Пыль столбом крутится, вьётся
По дороге меж полей,
Вихрем мчится и несётся
Тройка борзая коней.
А ямщик, разгульный малый,
Шапку на ухо надел
И с присвистом, разудалый,
Песню громкую запел.
Соловьём он заливался
Из дали, глуши степной.
С песнью русскою сливался
Колокольчик заливной.
Долго, долго пыль крутилась,
Долго песню слушал я,
И от песни сердце сжалось
Так тревожно у меня.
Тройка мчалась пред горою,
Вдруг ямщик коней сдержал,
Встал, слегка махнул рукою,
Свистнул, гаркнул и пропал.
Только пыль лишь разостлалась
Вдоль по следу ямщика…
Песнь умолкла, но осталась
На душе моей тоска.
<1866>
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздаётся яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.
Русской степи, ночи тёмной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной,
И раздолья много есть.
Прянул месяц из-за тучи,
Обогнул своё кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.
Кто сей путник? И отколе,
И далёк ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?
Сердце в нём ретиво рвётся
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждёт он не дождётся
Иль покинутого жаль?
Ждёт ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?
Как узнать? Уж он далёко!
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.
Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой.
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.
«О чем задумался, детина? —
Седок приветливо спросил: —
Какая на сердце кручина?
Скажи, тебя кто огорчил?»
«Ах, милый барин, добрый барин!
Вот скоро год, как я люблю.
А нехристь староста-татарин
Меня журит, а я терплю.
Ах, милый барин, скоро святки,
А ей не быть уже моей;
Богатый выбрал, да постылый,
Ей не видать отрадных дней».
Ямщик умолк и кнут ременный
С голицей за пояс заткнул.
«Родные... Стой, неугомонные!» —
Сказал, сам горестно вздохнул.
«Родные... Стой, неугомонные!» —
Сказал, сам горестно вздохнул.
В русской народной песне речь идёт об удалом ямщике, о добром молодце. В ней воспроизводятся события и характеры общенационального звучания. А Некрасова интересует, как радости или невзгоды проявляются в судьбе одного героя (ямщика). Общее в его жизни поэт воплощает через индивидуальное, неповторимое.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Объясните значение терминов и приведите примеры их использования:
литературная пародия, поэма, элегия.
Задание 2. Какие и почему стихотворения Некрасова напоминают газетный очерк, фельетон (покажите признаки жанра на нескольких примерах)?
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Объясните значение терминов и приведите примеры их использования:
эпопея, фельетон, сквозной мотив.
Задание 2. Почему поэзию Некрасова относят к гражданской лирике? Докажите на примере нескольких стихотворений.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 3
Задание 1. Объясните значение терминов и приведите примеры их использования:
фольклорный колорит, многоголосие, композиция.
Задание 2. Почему Некрасов назвал поэму "Кому на Руси жить хорошо?" эпопеей? Докажите, используя конкретные примеры.
Литература
Русские песни и романсы. - М., «Художественная литература», 1989.